Он дружил с Бажовым

    Только в последние годы имя Леонида Михайловича Каптерова стало выходить из исторического забвения. И сейчас, несмотря на ряд интересных исследований, его биография содержит ряд "белых пятен". Его литературное наследие не изучено, археолого-краеведческие труды известны лишь единицам исследователей.

    А ведь этот талантливый, незаурядный человек, не раз бывавший в нашем городе и не раз писавший о нем, мог бы войти в шеренгу тагильских писателей, заполняя пробел между Д.Н. Маминым-Сибиряком и А.П. Бондиным.

    В 1884 году в семье священника родился будущий краевед Леонид Михайлович Каптеров. Для детей из небогатых семей, а тем более тех, чьи отцы были духовного звания, дорога имелась одна – в духовную семинарию.

Л.М. Каптерев (слева) и директор тагильского музея А.Н. Словцов

Л.М. Каптерев (слева) и директор тагильского музея А.Н. Словцов

    За пять лет обучения в Пермской духовной семинарии Леонид сдружился с близкими ему по духу людьми - П.П. Бажовым и В.П. Бирюковым (известным впоследствии южно-уральским краеведом). Не один вечер провели они в беседах об истории Каменного пояса.

    Немного недоучившись, Леонид ушел из семинарии. Но благодаря прекрасному вокалу, которым обладал Каптеров, его рекомендуют псаломщиком в храм Березовского завода близ Екатеринбурга. Пользуясь близостью уральской столицы, молодой человек охотно посещает театры и музеи. Вскоре он совсем порывает с церковью и устраивается служащим в общество потребителей, а затем в Союзбанк. В эти годы огромное влияние на формирование Л.М. Каптерова как краеведа оказывает Модест Онисимович Клер, являвшийся тогда председателем УОЛЕ (Уральского общества любителей обществознания).

    Зимой 1918 года Леонид Михайлович создает удивительное произведение "Островок (Из жизни уральских старообрядцев)". Стоящее совершенно особняком в его творчестве, оно написано в лучших традициях А.Н. Мельникова-Печерского и Д.Н. Мамина-Сибиряка. Автор, будучи, в общем-то, молодым человеком (ему нет еще и 35 лет), пишет реквием эпохи, и в чем-то самому себе. Всё кардинально изменилось, ничего нельзя изменить, буря войн и революций сметает всех и вся. Только маленький островок веры и любви ещё теплится на берегу Черноисточинского пруда. Уголок любви и надежды, утлый чёлн, на котором можно спастись от приближающегося урагана.

    Именно в уральских старообрядцах, которые 300 лет назад стояли непоколебимо на принципах старой веры, видит Каптеров спасение души. Но подспудно он понимает, что долго на этом островке не продержаться, поэтому заканчивает свой рассказ словами: "Прощай, сказка!"

    Эта книга, вышедшая в 1919 году в Екатеринбурге в серии "Библиотека Уральских писателей", в настоящее время является библиографической редкостью и с тех пор ни разу не переиздавалась. Из этого произведения видно, насколько полюбились автору тагильские просторы: гора Белая, Черноисточинский пруд. Впоследствии он еще не раз возвращался к теме нашего города, сотрудничал с редакцией журнала "Товарищ Терентий" и газетой "Уральский рабочий". Огромную помощь Леонид Михайлович оказал становлению нижнетагильского музея и общества краеведов.

    Десять лет жизни Л.М. Каптерова, с 1920 по 1930 год, отданы уральскому краеведению. В сентябре 1929 года УОЛЕ направила Леонида Михайловича в командировку по Верхотурскому, Нижне-Тагильскому, Алапаевскому и Надеждинскому районам для сбора исторических материалов и изучения местных памятников старины. В этой поездке он активно сотрудничал с руководителем Шадринского отделения краеведов В.П. Бирюковым, директорами тагильского музея А.Н. Словцовым и Чердынского И. А. Лунеговым. В итоге этой командировки Л. М. Каптеров остался на несколько лет в Верхотурье, где основал краеведческий музей.

    В 1924 году вышло его знаменитое исследование, посвященное восстанию крестьян Далматовского Свято-Успенского монастыря в XVIII веке, являющееся и по сей день главным трудом по этой теме.

    В 1930 году уже немолодой Леонид Михайлович переезжает в Горький. Неизвестно, что послужило причиной этого переезда. В Горьком он продолжил активную краеведческую деятельность, в 1939 году вышла его работа "Нижегородское Поволжье X-XVI в".

    В 1946 году 62-летний Л.М. Каптеров был арестован органами НКВД и получил 7-летний срок. Старый краевед был осужден по печальной статье 58, пункт 10, которая предусматривала срок наказания от семи месяцев за хранение литературы. Поскольку Каптеров работал в библиотеке геологоразведки, то как библиофил мог хранить подлежащие уничтожению книги. На увеличение срока вполне мог повлиять арест Екатеринбуржской ВЧК осенью 19-го по обвинению в работе в Колчаковском земском управлении.

    В чем причина ареста и почему Л.М. Каптерев отсидел в два раза больше, остается загадкой.

    Не был он освобожден ни в 1953, ни в 1956 годах, отмотал все 15 лет почти полностью. Немощного старика освободили лишь в 1959 году. На следующий год он умер и был реабилитирован лишь в 1963 году.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №37(86) от 25.10.2012.

 

 

Главная страница