Заставляла сердца замирать

    Известная в советские годы воздушная гимнастка Надежда Капустина с юных лет увлеченно занималась спортом. Она еще не знала, что в будущем ей предстоит парить под вертолетом на высоте 60 метров, выступать перед многотысячной аудиторией в Индии, стать "заложницей" в Канаде. Чего только не было в яркой и интересной гастрольной жизни цирковой артистки…

Нижний Тагил – Украина – Москва

    Родилась Надежда Капустина в обычной советской семье: отец – фронтовик, дошедший до Берлина, работал водителем, мама – нянечка в садике.

    – Когда мне было 12 лет, в Нижнем Тагиле организовался коллектив под руководством артиста старой цирковой школы Артура Айриха, который приехал сюда из Асбеста, – вспоминает Надежда Капустина. – В детстве занималась спортивной гимнастикой, и меня взяли в труппу. Так началась моя цирковая биография. Через год уже выступала воздушным акробатом в шапито, так как хорошо подходила для этого: маленькая, стройная, имела гимнастическую подготовку уровня мастера спорта. Спустя некоторое время наш руководитель уехал в Москву, потом с нами занимался артист с Украины, но и он спустя некоторое время нас покинул – вернулся на родину. Многие ребята из коллектива потянулись за ним, в том числе и я, мне было тогда 18 лет. Взяла свою репетиционную трапецию и отправилась на Украину, в Запорожье.

Надежда Капустина. ФОТО АВТОРА.

Надежда Капустина. ФОТО АВТОРА.

    Родители не были против, дали мне шанс попробовать свои силы. В коллектив меня взяли, правда, не сразу. Позднее устроилась в киевский "Цирк на сцене", он был в ведении Росгосцирка. Однако всегда хотела работать именно в Москве, чего, в конце концов, и добилась. Правда, пришлось выбирать: либо остаться на Украине и получить звание народного артиста, либо забыть о регалиях и работать в столице.

Перелом позвоночника

    – Без интереса к профессии не добиться хорошего результата, а я всегда мечтала работать в воздухе – парить под куполом цирка. Порой становилось страшно, особенно когда разучивала новые элементы, когда доводила действия до автоматизма, начинала "издеваться" над зрителями: заставляя с замиранием сердца наблюдать за трюком.

Трюк с вертолетом – один из самых ярких моментов в карьере

Трюк с вертолетом – один из самых ярких моментов в карьере

    В моей профессии не обходится без травм. Первая случилась еще перед моей поездкой в Запорожье – упала с трапеции в спортзале, крутив сальто. Повезло, что ребята оказались рядом, привели в чувство. Я в этот же день повторила трюк. Лишь спустя много лет узнала о травме: долгие годы меня мучали головные боли, и я не понимала, что это последствия того падения. По этой причине тщательно разминалась перед номерами, которые повторяла до автоматизма, иначе все могло закончиться плачевно.

    В Ленинграде, в госпитале для ветеранов войн, удалось попасть к хорошему врачу. Там сделали снимок и увидели, в чем причина недомогания: застарелый компрессионный перелом позвоночника в шейном отделе.

    Были и другие падения. Еще в начале своей карьеры во время выступления в одном из дворцов культуры упала на колени зрителям. В те годы мы работали без страховки, или, как ее называют циркачи, страховочной лонжи. Тети, на которых я приземлилась, были крупными, так что мне повезло. Извинилась перед зрителями и отправилась повторять трюк. Смотрю, а первые ряды опустели. Как-то улетела в оркестровую яму, но тоже обошлось – удачно приземлилась на стулья.

    Работали вместе с мужем – Борисом Плахотнюком, который сольно выступал как силовой акробат. Он был моим ассистентом во многих трюках, не раз спасая жизнь.

    Правду говорят, что в секунды смертельной опасности время останавливается, и вся жизнь пролетает перед глазами.

    Конкуренция была жесткой. Как в любой творческой среде, находились завистливые люди: один раз на фестивале в Донецке в страховочную веревку кто-то вставил гвоздь. Если бы ассистент не заметил, то повредил бы руку и отпустил страховку…

Надежда Капустина в молодости.

Надежда Капустина в молодости.

    Супруг Борис окончил Киевское цирковое училище, бросил летную школу ради цирка. Обо мне он услышал на ярмарке, где я работала под вертолетом. Ему рассказали об этом трюке. Позднее мы познакомились и попали в один коллектив.

Экстрим под вертолетом

    – Мне было 18 лет, когда предложили пролететь под вертолетом на трапеции во время сельскохозяйственной ярмарки в Киеве. Сначала меня подняли на 60 метров, потом на 120. На такой высоте от пропеллера очень сильный ветер и атмосфера другая. Когда висела на одной руке, почувствовала, что ее пронзили иголки, и она может разжаться в любую секунду, поэтому дала сигнал спускаться на 60 метров. Мне тогда дали в первый раз лонжу. Спустя год я вскрыла ее и поняла, что, если бы упала, то страховка не выдержала бы. Пряжки оказались несварные, как того требует техника безопасности.

    Трюк с вертолетом я проделывала три раза. Последний -попросили сделать в одном из украинских городов на празднике. Я тогда работала в Нижнем Тагиле, но взяла выходные и села на самолет, а утром следующего дня уже была дома. Номер прошел на "ура": аплодисменты, море цветов.

Жизнь на чемоданах

    – Цирковая жизнь – это постоянные переезды, но от этого только интересней. В трех почтовых контейнерах у нас находились реквизит, костюмы и личные вещи. С этим и путешествовали. Когда после гастролей приезжаешь домой, то неделю можешь просто валяться на диване перед телевизором, идти никуда не хочется. Но нельзя позволять себе "залеживаться", иначе потеряешь форму.

    Наша дочь Татьяна сменила большое количество садиков и школ. Дети в цирковых семьях, на мой взгляд, лучше привыкают к новым коллективам, более социально адаптированы.

    В седьмом классе Таня захотела поступить в цирковое училище, я стала ее тренировать: вставали в шесть ура и бежали на стадион, после школы снова занимались. Раньше цирковым артистам запрещали использовать манеж для тренировок со своими детьми, поэтому устраивала ее в спортзал на художественную гимнастику.

    Дочь окончила цирковое училище, став, как и я, воздушной гимнасткой, сейчас она на пенсии. Цирковые артисты рано уходят на отдых, отработав 15 лет. Внучка тоже работала в цирковой сфере, к сожалению, травмировалась – с цирком пришлось завязать. Теперь она занимается фитнесом.

Гастроли под конвоем

    – Первые зарубежные гастроли были в Монголии, с мужем показывали свою международную программу в Улан-Баторе. Меня поразило: чтобы заработать пенсию, местным артистам приходилось работать до 50-60 лет, льготного стажа в их стране не было. Еще они работали в разных жанрах, так что экстракласс показать не могли. Ведь, чтобы сделать хороший номер, его нужно долго готовить.

    На гастроли в Канаду мы полетели в 1983 году. Как раз в это время произошел скандал из-за южнокорейского "Боинга". (Пограничный инцидент в воздушном пространстве СССР: 1 сентября 1983 года советским истребителем-перехватчиком Су-15 был сбит пассажирский авиалайнер "Боинг 747" южнокорейской авиакомпании, вошедший в воздушное пространство СССР и пролетевший над рядом советских военных объектов. Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Это событие вызвало большой резонанс в мировой общественности. – Прим. авт.)

    Летели в Ванкувер около 9 часов и очень устали. Нас встретили, расселили в отеле. Мы начали репетировать, но через три дня, вечером, нас собрали и сказали, что гастроли закончены. По телевизору рассказывали, что наши сбили самолет, показывали, как из океана спасатели доставали детские вещи. Связи с СССР не было. Нам не разрешали даже выходить из отеля. Потом узнали, что София Ротару тоже в это время находилась в Канаде на таком же положении.

    Десять дней мы просидели в отеле. Когда власти договорились, за нами прислали самолет, до которого нас сопровождал конвой.

    Тем не менее, приятные воспоминания остались: местные дети устроили демонстрацию под лозунгом: "Разрешите советским артистам выступать!" Разница в воспитании советских детей и их для меня очевидна. Канадцы с детства были не ограничены в общении и мышлении.

В гостях у миллионера

    – В Индию, в Бомбей, и другие крупные города мы поехали с выступлением в 1986 году, как раз перед дипломатическим приездом Горбачева. В индийских газетах писали, что некоторые воинственно настроенные местные кланы собирались уничтожить советских артистов, так что в пути нас сопровождали несколько машин с военными.

    Один раз наш автобус чуть не перевернули местные жители. Шла демонстрация, и народ перекрыл проезжую часть. Наш водитель попытался проехать, но местным это не понравилось, и машину начали сильно раскачивать. Пришлось ждать, пока демонстрация закончится.

    Мы работали на огромных открытых площадках, весь приходящий народ полиция проверяла металлоискателями. Нас пускали в гримерку, предварительно обследовав ее с собаками, видимо, искали взрывчатку. На выступления ходила вся местная знать. Они не могли поверить, что в России такие сильные артисты.

    Один из миллионеров даже пригласил наш коллектив в гости на выходной день, устроив шикарный банкет. В его особняке все казалось сказочным: аллеи, газоны, фонари, бассейн, беседки, статуя Будды, инкрустированная настоящими драгоценными камнями.

30 лет над манежем

    В 1995 году Надежда Капустина ушла на пенсию, в общей сложности, отдав Росгосцирку 30 лет жизни: лауреат Всесоюзных конкурсов циркового искусства, награждена многими знаками отличия, обладатель серебряной медали правительства Индии и других наград. Многие ее авторские трюки так никто и не повторил до сих пор. Выйдя на заслуженный отдых, она не оставила цирковую сферу, работала режиссером-инспектором манежа до 2010 года, а теперь преподает в Свердловском колледже искусств и культуры.

Владимир ПАХОМЕНКО.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 19.02.2015.

 

 

Главная страница