Он ушел, чтобы вернуться

    25 февраля 2015 года тагильскому композитору, продюсеру, аранжировщику, бывшему арт-директору Центра искусств НТМК Виктору Рукавишникову исполнилось бы 50 лет.

    С музыкой, которая осталась в памяти людей и в репертуаре сегодняшних взрослых и детских творческих коллективов, "пусть даже без него", как спел в своей известный тагильский бард Эдуард Шакуров, испытываешь радость. Она, эта музыка, снова и снова звучит в горячих и неравнодушных сердцах.

    Удивительно, как много может сделать талантливый человек, даже если ему отпущен не такой уж длинный отрезок земной жизни!

    Виктор Рукавишников начинал свою музыкальную карьеру совсем юным участником ВИА "Ровесник" во Дворце культуры тагильских горняков. Но как состоявшаяся творческая единица он заявил о себе в создании продюсерского центра, который успешно продвигал и осуществлял музыкальные идеи города, в результате которых Нижний Тагил по праву стал родиной детской песни на Урале, а его ведущие развлекательные учреждения, такие, как рестораны "Маэстро" и "Алиса", получили настоящие эстрадные шоу в виде цельных концертных программ. До сих пор в репертуаре таких детских коллективов, как "Питер ПЕН", "Ералаш", студия ДЮМА, "Гномы", "Композитор Апрель" и многие другие, есть песни, написанные и аранжированные Рукавишниковым. И без них этот репертуар не был бы таким ярким и привлекательным.

    Да и первая утренняя звезда Нижнего Тагила – Наташа Серикова – зажглась тоже благодаря песне Виктора Валерьевича "Я девочка Наташа, я совсем не ваша". Потом ее перепевала Кристина Орбакайте: "Меня зовут Кристина", да и другие начинающие звезды отечественной эстрады делали то же самое, и проследить этот процесс не всегда удается. А в нынешнем необыкновенном концерте ее успешно исполнила шестилетняя тагильчанка Диана Хусаинова, и опять получилось здорово!

    Вообще, как отмечают многие профессиональные музыканты, писать песни для детей могут далеко не все, также как сочинять, например, сказки. Песни Рукавишникова наполнены такой чистой энергетикой, что их хочется не только петь громко, радостно, но и обязательно двигаться, накладывая каждое слово песни на какое-то танцевальное движение. Может быть, именно поэтому сценические постановки таких песен, как "Салон мадам Тюсо" или "Мистер Смит", "Дождик", не раз отмечались на всевозможных фестивалях и конкурсах в качестве лучших и даже подвергались беззастенчивому копированию.

    Как незаурядный организатор Виктор Рукавишников проявил себя, будучи и арт-директором Центра искусств ДК НТМК. Благодаря его профессиональным знаниям и невероятной преданности делу, здесь всегда были лучшие инструменты, лучший звук и лучший свет, несмотря на то, что многое в то время делалось вручную. Что еще отличало почерк Рукавишникова, так это "скорострельность" в работе. Он мог буквально на трех аккордах создать будущий песенный шедевр, как было, например, с песней Эдуарда Шакурова "Колокола", которая стала настоящей жемчужиной его первого альбома, записанного опять же с помощью тагильского маэстро.

    Он был настоящим другом всех музыкантов – добрым, отзывчивым, бескорыстным. Алексей Чернышёв, Татьяна Тарасова, Олег Яковлев, Светлана Люфт, Елена Амелькина, Ольга Ситникова и многие другие по праву могут сказать, что это именно так, потому что, как и они, Виктор Николаевич Рукавишников был раз и навсегда влюблен в одну женщину, имя которой СЦЕНА.

    Невероятно печальное и по-настоящему несправедливое это слово "был", когда речь идет о таких людях, как наш тагильский композитор-самородок. Но в песне другого рано ушедшего гения Владимира Высоцкого говорится, что "в гости к Богу не бывает опозданий".

    Не смотря на старания злых сил, все люди, знавшие Виктора Рукавишникова при жизни, свято верят и надеются, что все то доброе и бескорыстное, что он сумел сделать за короткий земной миг, выведет его добрую и бессмертную душу на орбиту вечной жизни. Потому что в памяти его родных детей и близких людей он навсегда останется самым лучшим и любимым.

Людмила ГЛАДКОВА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №8(191) от 05.03.2015.

В память о Викторе Рукавишникове

    25 февраля 2020 года в ДК НТМК состоялся необычный творческий вечер – "От "Аленького цветочка" к "Алому парусу". Он посвящен 55-летию Виктора Рукавишникова. Столько исполнилось бы человеку, ушедшему из жизни в 2013-м. Человеку-оркестру – талантливому музыканту, продюсеру, звукорежиссеру, автору и аранжировщику четырехсот произведений

Виктор Рукавишников

Виктор Рукавишников

    Шоу получилось великолепное, ведь задумывали и воплощали его друзья, коллеги, соавторы, любившие Виктора. Детские студии "ДЮМА", "Питер Пэн" "Паприка", "Ералаш", "Академия волшебников", "Чудетство", "Родничок". Эдуард Шакуров, Виктор Фаст и другие прекрасные артисты, авторы детских песен Борис Молочков, Ирина Денисова. Очень многие откликнулись на предложение супруги музыканта Светланы Кашиной.

С детьми Ариной и Арсением

С детьми Ариной и Арсением

    – Главные образы мы со Светланой и Натальей Барановой, руководителем шоу-балета "Альянс", нашли легко, – рассказала сценарист Марина Сакова. – Связующая идея постановки – это мечты, которые сбываются. Мы знаем, как мечтал Виктор об авторском альбоме и нотном сборнике, и эту мечту Светлана воплотила – на вечере первый сборник из 13 песен презентовали участникам концерта. Некоторые детские коллективы готовили номера специально к событию.

    В названии вечера оттолкнулись от двух песен – самой первой детской "Аленький цветочек" и более позднего "Алого паруса". Обе на стихи Юрия Богачева, обе о мечте.

    И обе песни первой исполняла легендарная звезда "Золотого петушка" Натуся. На концерте "цветочек" прозвучал в дебютном варианте 30-летней давности, когда певице было только четыре, уже от взрослой Натуси, по телемосту из Германии. А завершала исполнение четырехлетняя Вика Псарева, воспитанница студии "ДЮМА". Подобных поворотов и находок в программе было не счесть! Ведь Виктор был человек-праздник, обожавший делать сюрпризы и подарки. Организаторы сподвигли на выступление сорокалетних "мальчиков" – участников некогда славной, но уже несуществующей ребячьей группы "Гномы". А чего стоит большой макет корабля с алыми парусами, вплывший на сцену! Этот объект декорации сотрудники центра культуры искусств тоже восстановили специально для вечера.

    В финале на сцене собралось пять поколений исполнителей песен Виктора Рукавишникова. Его семья – мама, жена и дети. Многочисленные друзья. Прекрасный получился день рождения.

    Накануне памятного вечера мы встретились со Светланой Кашиной на ее рабочем месте – в классе колледжа искусств, где она ведет кафедру эстрадного вокала.

    О семейной паре Светланы и Виктора ходили легенды, ведь оба были частью некогда популярной группы "Комбинация".

    И, конечно, никто не знал Виктора лучше, чем его супруга. Светлана рассказала, как их свела счастливая судьба.

    – Предчувствие такой встречи возникло, когда я Виктора еще в глаза не видела, а только услышала о его таланте. Мне 16, попала на занятия в студию "Ровесник" – музыканты были нашими кумирами. Лена Веприкова за клавишами великолепна, а наш руководитель Виктор Лейс говорит: "Это что, вот у нас клавишник скоро из армии вернется!" Вернулся – и случилась эта космическая любовь. Мы были социальные антиподы – отличница, примерная комсомолка полюбила парня с репутацией бесшабашного гуляки. С большим обаянием и талантом. Музыкальная школа до сих пор помнит, как он на выпускном экзамене мизинцем левой руки порвал басовую струну на концертном рояле! Меня током било изнутри и дышать не могла, когда он рядом, и показать боялась даже взглядом. А он почувствовал, что "попал", и тоже боялся. Когда мы уже знали, что будем вместе, долго просто за ручку ходили – сейчас это трудно понять молодежи.

    Семейная жизнь была яркая, полосатая, со стычками и разрывом брачных свидетельств! Так я боролась с его нездоровыми привычками – хотелось, чтобы не пил, бросил курить... Но мы были счастливы. И во всем, что касалось творчества, работы, он был для меня величиной. Да и для многих маститых музыкантов он остается авторитетом. Дар Вите был дан большой. Творческие семьи часто страдают от конкуренции талантов – у нас была полная гармония. Он меня ценил как певицу, писал, давал послушать первой, советовался и что-то мог поменять. Знаете, мы были друзьями, и это самое ценное в нашем браке. Какая это редкость, увы, понимаешь только с годами.

    Витя для всех был хорошим другом и очень добрым человеком. Скорым и щедрым на добрые дела и на помощь – то есть буквально был готов прийти на помощь любому знакомому и днем, и ночью.

    Когда Светлана оказалась в группе "Комбинация" на роли второй солистки, она была единственной, кто ездил в гастрольные туры вместе с мужем. Из коллектива ушел звукорежиссер, и такого уникального специалиста, как Виктор, с радостью взяли на его место.

    – Помню, когда вернулись из Москвы, Витя загорелся желанием написать для меня хороший репертуар. Говорил: "Сколько можно все чужое петь в "Комбинации"?

    Писал и сам же критиковал – "нет, это недостойно тебя". Так и не родилось ни одной песни для меня. В 90-е мы жили как свободные художники, перебиваясь заказами, материально тяжело, порой холодильник пустовал. У Вити гениальный мозг в плане музыкальной техники. Первые звуковые карты были у него, студию он оборудовал дома, мог там сутками сидеть. Это уже в 2002-м, перед рождением второго ребенка, Виктор устроился на штатную работу в ДК НТМК и работал там за десятерых. Он был прекрасный, дипломатичный организатор, составитель концертных программ, умевший разговаривать и со звездами, и с их продюсерами – сказывался опыт арт-директорства в "Алисе" и "Маэстро". Он же любую аппаратуру мог настроить из ничего. Когда его не стало, многие поняли, что незаменимые люди бывают.

    Очень хотела, чтобы музыкальное наследие Вити было воплощено в нотном варианте: сам он нотами не писал, в этом была сложность. Обратилась к нашим пианисткам Надежде Набокиной и Кате Мариненко – снимали аранжировки на один инструмент, это архисложно, записали порядка 20 партитур. В сборник включили 13 детских песен, к нему прилагается диск с оригинальными студийными записями.

На старом снимке руководитель студии "Ровесник" Виктор Лейс, солистка Светлана Кашина и клавишник Виктор Рукавишников

На старом снимке руководитель студии "Ровесник" Виктор Лейс, солистка Светлана Кашина и клавишник Виктор Рукавишников

    Прекрасно, что наши дети унаследовали таланты. Арина росла под звуки домашней студии, но она не эстрадник, дирижер-хоровик со своим независимым кругом музыкальных интересов. На вечере мы вспоминаем семейную традицию – и Арина решила спеть песню "День рождения у папы" впервые со сцены. Арсению – 16, он этой домашней студии уже не застал, и мы с самого начала не хотели, чтоб мальчик связывался с музыкой. Отдали в спорт, он футболист. Но гены берут свое. Вдруг полтора года назад сам увлекся музыкой – пишет биты, аранжировки и тексты рэперские. Пришлось купить ему скромную студию: теперь наш Сеня готов сидеть за ней сутками, как отец.

Ирина ПЕТРОВА.

    ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.02.2020.

 

 

Главная страница