Формула успеха

18 ноября 2015 года известному тагильскому живописцу, члену Союза художников России Евгению Васильевичу Седухину исполнилось 85 лет.

Евгений Васильевич Седухин – автор знаменитой картины "Огни трудового Тагила" (1984), находящейся ныне в одном из крупнейших музеев России, Государственной Третьяковской галерее. Это гордость и честь не только самого автора, оказавшегося первым тагильским избранником музейной коллекции мирового уровня, но и города, который он достойно прославил своим полотном. Художник давно известен в Нижнем Тагиле, Свердловской области и в стране благодаря многочисленным выставкам, творческой и общественной активности, трудолюбию и таланту.

А 60 лет тому назад отслуживший в армии 25-летний паренек из Пермского края приехал в Нижний Тагил поступать в Уральское училище прикладного искусства. Ему хотелось выучиться на художника. Вот только мечты больше склонялись к скульптуре, а не к живописи. Но космические силы распорядились по-своему, и Евгений стал студентом живописно-педагогического отделения, готовящего универсальных специалистов – творцов и педагогов. В старой учетной книге училища за 1955 год до сих пор неплохо читается запись под номером 27, старательно выведенная школьными чернилами. Она свидетельствует о зачислении в состав учащихся УУПИ Седухина Евгения Васильевича, 1930 года рождения, русского, с первоначальным семилетним образованием, члена КПСС (!), прибывшего в Нижний Тагил из трудового города Молотов (ныне Пермь). Конечно, безусым юнцом на тот момент Евгений Васильевич уже не был, в биографии молодого человека фигурировал скромный трудовой стаж на заводе "Уральские самоцветы", а сам он держался деловито и серьезно. Вероятно, поэтому именно ему сразу же было доверено самое ответственное общественное поручение, которое и по сей день делегируют исключительно дисциплинированным, самостоятельным и надежным людям – быть старостой целого факультета. Но наряду с этими завидными положительными качествами присутствовали у него и те, что свойственны только молодости. Как вспоминают сегодня однокашники, Женя Седухин никогда не чурался дружной компании, отличался демократичностью, дружелюбием и всегда веселился от души вместе со всеми.

Е.В. Седухин у своей картины на городской выставке тагильских художников. 2008 год

Е.В. Седухин у своей картины на городской выставке тагильских художников. 2008 год

Учился Евгений Васильевич у хороших преподавателей, у тех, кто в числе первых специалистов оказался в кадровом составе нового учебного заведения: Г. В. Патко, В. И. Караваева, Р. А. Кобозева, В. В. Шовырина (А.Н.), К. Н. Русановой, Е. Л. Кронмана, Г. Н. Крапивина, а вот директора училища в те годы периодически менялись, на что имелись свои определенные причины. Поступали абитуриенты при одном, учились при другом, а заканчивали – при третьем. Так получилось и у Седухина. На первых курсах возглавлял студенческий корабль М. И. Зырянов, а вот заветный диплом на 5-м вручал уже Борис Александрович Нечаев. Студенческая жизнь в те годы, несмотря на продолжавшееся становление образовательного учреждения, была насыщенной и подвижной; занятий по интересам находилось достаточно на любой вкус – от спортивных секций, которых в училище насчитывалось целых пять, до драматического и хорового кружков. И пусть своих спортивных залов и сценических площадок маленькое здание на улице Старобазарной, 4, (ныне улица Носова) не имело, ребята охотно пользовались арендованными, в любую погоду пешком преодолевая городские расстояния. Спортом занимались в педагогическом училище, а песни пели в Доме культуры железнодорожников. Это были самые любимые очаги культурно-массовой деятельности тагильского студенчества середины XX века. А уж молодежные балы и концерты, новогодние вечера, фестивали и соревнования, считавшиеся пределом мечтаний, доставляли несказанное удовольствие своей солидарностью и азартом.

Перелистывая сегодня архивную хронику, невольно расплываешься в довольной улыбке от перечня тех далеких событий, непосредственным участником которых был и Евгений Седухин. На 4-м курсе учащиеся живописно-педагогического отделения шествовали над школой № 23, устраивали в ней художественные выставки, общались с ребятней, серьезно обсуждая студенческие работы, делились знаниями о высоком искусстве. В 1955-м первокурсники, возглавляемые старостой Седухиным, в составе команды училища принимали участие в фестивале молодежи с художественной самодеятельностью, Всесоюзном физкультурном комплексе "Готов к труду и обороне СССР", в 1957-м ездили на экскурсию в столицу Родины – Москву, конечно, впервые. Встречались с делегатом I съезда советских художников Б. К. Смирновым, с замиранием сердца слушали впечатления счастливого коллеги. Тогда Евгений Васильевич еще не подозревал, что, спустя четверть века, он и сам выступит в гордой и почетной роли делегата V, а затем VI съездов советских художников в Москве, будучи председателем городской творческой организации. В то время учащиеся вместе с преподавателями нередко посещали местные заводы, воочию знакомясь с рабочим процессом и трудовыми буднями города. Пройдет время, и эти незабываемые производственные экскурсии вновь вернутся к художнику в виде тематических сюжетов будущих картин, и тогда появится на свет триптих, посвященный Нижнетагильскому металлургическому комбинату (1975), не единожды воспетому им на своих холстах: "Люди огня" (1979), "Симфония 6-й домны" (1979), "Будни Горы высокой" (1982).

Кроме учебы и дополнительного физического и духовного развития, учащиеся находили силы и желание собственными руками ремонтировать старое Демидовское здание, в котором первоначально располагалось училище, готовя его к новому учебному сезону. Белили, красили, чистили печи, чинили небогатую на ассортимент классную мебель, так как ВЖР, на балансе которого оно числилось, до таких "мелочей" не опускалось. Одним словом, чувствовали себя полноценными и ответственными хозяевами жизни, которая каждый раз давала своим воспитанникам крепкую и надежную закалку.

И, конечно, большой интерес вызывали настоящие выставки, самые первые, а оттого самые любимые и памятные. К ним юноши и девушки готовились с упоением. Именно такой стала выставка работ учащихся УУПИ, посвященная 40-летию ВЛКСМ (а комсомольцами тогда, как известно, было большинство молодого населения страны), в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Евгений Леонтьевич Кронман, преподававший историю искусств и сотрудничавший в то время с музеем, отметил эту экспозицию как "творческий отчет коллектива" Уральского училища прикладного искусства".

В 1958 году учащийся 4-го курса Евгений Седухин показал на выставке два небольших эскиза, выполненных маслом: "Расставание" и "Каменный цветок". Может быть, уже тогда определился живописный интерес художника к горному богатству уральского края, и от этюдного каменного цветка начался поиск своего творческого пути, уводящего за удивительной и неповторимой красотой самоцветов: "Каменный цветок" (1999), "Кварцелита" (2001), "Красота камня" (2002), "Рубиновый цветок" (2003), ранний триптих "Самоцветы" (1975). Рождалась главная тема – природа, любовь к которой у художника кажется безграничной. Ее Евгений Васильевич пронес через всю жизнь. Мир образов и цвета, необычный пластический подход к самой живописи создают в седухинских пейзажах особые картины мироздания, характерные только для этого автора. Они лиричны и монументальны одновременно, а еще декоративны и таинственны, как сам великий Урал, и безошибочно узнаваемы на любой выставке. У каждой работы свое внутреннее движение, свой внутренний мир, своя интонация.

Окончив с отличием Уральское училище (дипломная работа – картина "Вечерняя песня", 1960), Евгений Седухин получил вслед за этим и высшее художественное образование в Нижнетагильском педагогическом институте. После чего основательно и активно включился в творческую жизнь родного города и страны, участвуя в выставках, форумах, съездах, художнических движениях, депутатской работе, а в 1970 году стал членом Союза художников России (в прошлом – СССР).

У каждого творца есть свои счастливые профессиональные годы, "золотое" время, когда душа на взлете, и все работает только на тебя. У Седухина этот период выпал на 1970-1980-е, когда художник создал свои самые знаковые произведения в разных жанрах. Именно в 1970-е определилась одна из ведущих и любимых авторских тем, связанная с историей края и его эпосом. На сказочных метафоричных образах Евгения Васильевича выросло целое поколение детей и взрослых: "Девушки-березки"(1971), "Малахитница" (1971), "Ледяная королева" (1980). Эти картины давно уже поселились в музеях, как и многие другие его работы, но, увидев их однажды, помнишь всю жизнь.

Сегодня произведения Е.В. Седухина хранятся в коллекциях не только тагильских сокровищниц, но и в Екатеринбурге, Невьянске, Красноуральске, Качканаре, Ивделе, Майкопе, Джезказгане, Москве, других городах России и вне ее.

Евгений Васильевич – живописец, но, чтобы познакомиться с его творчеством, не обязательно идти в музей, можно заглянуть, например, в кукольный театр или в старую Демидовскую больницу (поликлиническое отделение), Дворец молодежи (бывший ДК "Строитель"), потому что интерьеры этих зданий украшены монументальными росписями, одним из авторов которых в 1970-е годы был Седухин.

Особой страницей в творчестве художника являются диорамы, долгое время украшавшие и дополнявшие тематические экспозиции Нижнетагильского краеведческого музея. После капитального ремонта зданий их не стало, но те, что находятся в поселке Висим - в литературно-мемориальном музее Д.Н. Мамина-Сибиряка, до сих пор притягивают взоры посетителей, вызывая ощущение живой среды, в которую незаметно погружаешься, слушая неторопливый рассказ экскурсовода. Без них представить сегодня маленькие залы писательского дома просто невозможно.

Любой художник – это настоящий клад, изучать и познавать который можно бесконечно, каждый раз открывая новые, неизвестные факты и события, черпая впечатления. Для этого надо просто не переставать интересоваться им, а, точнее, – не забывать.

Сегодня Евгению Васильевичу Седухину 85 лет, его творческую судьбу хочется назвать благополучной, успешной и даже счастливой, ведь он прославил своим искусством и деятельностью Нижний Тагил, Урал, его историю, культуру, богатства и труд, занимаясь любимым делом. Дети и внуки продолжили династию и тоже стали художниками. Евгений Васильевич по-прежнему безгранично любит и боготворит волшебное пространство своей мастерской, где проводит день за днем. Работает, вспоминает, одиноко смотрит в окно, за которым бурлит незнакомая городская жизнь. У Тагила теперь совсем другая аура. Интересно, какой ее видит сегодня художник?

Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед.

Фото автора.

Литература: Газета "Тагильский вариант" №41(224) от 19.11.2015.

 

 

Главная страница