Про Иринку и её картинки

    27 декабря – день рождения Ирины Смыковой.

    Конец декабря, как известно, знаменует собой подготовку к самому долгожданному всенародному празднику – Новому году. Трудящиеся массы с энтузиазмом тянутся к прилавкам магазинов, кое-кто по старинке спешит на почту за открытками, кто-то выбирает ёлку или готовит подарки, а для самых маленьких наступает волшебная пора чудес, которая оживает в замечательных детских рисунках.

Ирина Смыкова на фоне своих работ

Ирина Смыкова на фоне своих работ

    Как знать, может быть, для кого-то сказка станет явью, а занятие живописью определит судьбу. Именно так произошло в жизни мастера уральской лаковой росписи по металлу Ирины Григорьевны Смыковой, деятельность которой связана с развитием сюжетного направления в тагильском подносном промысле, созданием замечательных городских лубков – ярких бытовых картинок из народной жизни, полных страстности, юмора и очарования.

"Индийское кино из детства моего"

"Индийское кино из детства моего"

    Рисовать она начала ещё в раннем детстве. Очень хотелось передать свои впечатления об окружающем мире через рисунки – весёлые и жизнерадостные и, наверное, ответить на вопросы, которые каждый из нас задавал себе в детстве: а где я в этом большом мире, что я буду в нём делать и как жить? Эти важные для любого человека вопросы маленькая Ирина решала творчески: рисуя папу и маму, зайчиков и белочек, мишек и снеговиков, она словно вкладывала в них наивную детскую радость от красоты и совершенства окружающего мира, пытливо вглядывалась в неведомые законы, по которым создано мироздание.

    Рисунки Иры со временем становились всё лучше. Учителя, вероятно, думая, что кто-то взрослый приложил руку к творениям маленькой художницы, авторитетно писали на работах ребёнка: "Рисуй сама!", и ставили отметку "хорошо" с глубоким сознанием выполненного педагогического долга. Её мама – Елена Венедиктовна Швецова, работавшая бухгалтером в телеателье, а позже кассиром в пельменной, при всей своей любви к дочери, не разделяла её ярко выраженную склонность к художественному творчеству. Она считала, что для современного человека гораздо важнее точные и естественные науки, а также знание иностранных языков. К тому же, если заниматься искусством, то настоящим, например – музыкой. По иронии судьбы, Елена Венедиктовна тоже обладала художественными способностями – у неё был каллиграфический почерк.

Ирина создала галерею ярких, незабываемых персонажей

Ирина создала галерею ярких, незабываемых персонажей

    Отец Ирины – Григорий Клементьевич Швецов, мастер, а позже бригадир колёсопрокатного цеха НТМК, человек очень порядочный и ответственный, настоящий семьянин, был способен найти путь к разуму и сердцу дочери без лишних слов. Его авторитет, тихая спокойная речь сами по себе являлись исчерпывающими аргументами в любой беседе. По настоянию мамы Ирина пошла в музыкальную школу, но музыка, как говорится, не шла. Наверное, так случилось потому, что струны детской души были настроены на другую, безмолвную симфонию, вечно рождающуюся под кистью художника.

    В возрасте девяти лет Елена Венедиктовна разрешила дочери оставить занятия музыкой и посещать изостудию, где изобразительное искусство ей преподавала Изольда Ивановна Аверина. Способности девочки ценили и в общеобразовательной школе № 6, где она училась. Преподаватель изобразительного искусства Валентина Андриановна Крамская посоветовала отправить Ирину в школу при художественном училище, на тот момент первую ДХШ в городе. Именно там с пятого по восьмой класс прошли годы, полные творчества.

    Большой радостью детства и юности Ирины Григорьевны были классические индийские фильмы. Представители старшего поколения отлично помнят, сколько волнений доставляли советским людям интригующие и тяжёлые судьбы смуглых индийских красавиц, как порой очень близко к сердцу воспринимались козни коварного злодея (обычно раскаивавшегося и исправлявшегося к концу фильма), сколько сочувствия вызывали кроткие и чистые сердцем бедняки. Наивность и детская простота "Бродяги", "Господина-420", "Сангама", "Бобби" в чём-то вызывали улыбку. Но эти фильмы неизменно находили путь к сердцу каждого человека благодаря своей душевности, наказанию зла и торжеству добра. Они наполняли повседневность сказкой, которая была при этом почти реальна...

    Даже сегодня, спустя десятилетия, Ирина Григорьевна находит в классических индийских фильмах источник душевности и теплоты для своих замечательных работ, а одна из них, изображающая людей во время киносеанса, так и называется – "Индийское кино из детства моего".

    Вслед за детством пришла юность, и на её заре очень хотелось ощутить, наконец, возможности, которые даёт человеку самостоятельная жизнь, просто почувствовать себя взрослой, доказать всем, что ты можешь в этом мире всё. Появились мысли о поступлении в художественное училище, которые не находили отклика у близких. Но реальность звала к деятельности и труду. Именно поэтому после восьмого класса Ирина Швецова поступила в Ирбитский сельскохозяйственный техникум, где обучалась по специальности "ветеринар". Ещё с детства она любила животных и часто рисовала их. Щеночки, котятки, лошадки были такие маленькие и беззащитные, так нуждались в опеке, что она решила взять дело их исцеления и спасения в свои надёжные руки. В техникуме, однако, упор в обучении делался на сельскохозяйственных животных.

    В студенческие годы Ирина Смыкова не оставила занятия творчеством: она не только рисовала, но и писала стихи на разные случаи, главное, что было в них – искренность и жизненная правда. А ещё среди романтичных однокурсниц в тетрадках ходили по рукам ее рассказы о страстной неземной любови, самопальные рисованные комиксы с такими же интригующими сюжетами. Возможно, именно эта идущая от сердца открытость и привлекала к Ирине людей. После окончания техникума будущая мастерица решила работать по полученной специальности в ветеринарной лечебнице, но вакантных мест не оказалось, и свой трудовой путь Ирина Григорьевна начала в качестве ветеринарного работника в свинарнике подсобного хозяйства треста столовых Ленинского района.

    В личной жизни тоже произошли изменения: появилась семья, дочь Юлия. А еще Ирина Григорьевна завела свою первую собаку: с рук была приобретена "колли" – титулованная, узкоморденькая, но почему-то не совсем пригодная для разных там выставок. Взрослая жизнь шла своим чередом. Но однажды Ирина Григорьевна неожиданно встретила свою одноклассницу, мастера уральской лаковой росписи по металлу Нину Викторовну Чистякову, которая предложила ей кардинально переменить сферу своей профессиональной деятельности и пригласила работать в цех росписи подносов завода "Эмальпосуда" штатным художником.

    Это предложение было уже не первым – сначала работать в цех росписи подносов Ирину Смыкову звала художница Ольга Владимировна Максименюк, знакомая по собаководству. Тогда отговорили доброжелатели, сказав, что "не серьёзно это всё, да и развал там у них страшный". Повторное приглашение вызвало сомнения, ведь профессионального образования у Ирины не было. "Ты всю жизнь рисуешь", – эти слова Нины Викторовны стали своеобразной чертой, за которой началось профессиональное становление мастера уральской лаковой росписи по металлу Ирины Григорьевны Смыковой.

"Просто Мария"

"Просто Мария"

    В новое, ещё не совсем достроенное здание цеха росписи подносов на улице Балакинской, куда Ирина Григорьевна перешла работать по специальности "художник по росписи подносов", царила атмосфера творчества, взаимной поддержки и оптимизма. Ее наставницей стала известная мастерица, автор знаменитой "тагильской рябинки" Тамара Владимировна Юдина. Начальником цеха росписи подносов была Татьяна Васильевна Смирнова – настоящий коммунист-ленинец, человек порядочный, требовательный к себе и людям, но при этом чуткий и добрый.

    Это было золотое время в истории подносного промысла Нижнего Тагила: активно возрождалась традиционная цветочная роспись – знаменитая и таинственно-фантазийная "тагильская роза"; искусствовед Василий Алексеевич Барадулин проводил многочисленные творческие семинары; работала и обучала мастеров незабвенная тётя Груша – старейшая мастерица уральской лаковой росписи по металлу Агриппина Васильевна Афанасьева.

    В начале 1980-х Смыкова вошла в состав творческой группы цеха по приглашению инициатора ее создания главного художника завода Геннадия Петровича Бабина. В разное время в нее входили такие известнейшие ныне мастера, как В.П. Полева, Е.Л. Отмахова, Н.Н. Кошкина, Л.И. Кизилова, Т.В. Гуляева, О.В. Максименюк, С.В. Веселков. При группе действовала школа повышения мастерства. Главной целью нового коллектива было преодоление поточности и стандартизации выпускаемых изделий, освоение традиций промысла на качественно новом уровне.

    В творческой группе художница занималась как разработкой традиционных цветочных композиций, связанных с возрождением "тагильской розы", так и созданием авторских мотивов в росписи, в частности – сюжетных композиций. С теплотой и любовью вспоминает Ирина Григорьевна о годах своего творческого становления и хороших одарённых людях, которые встретились на её пути. Молодые мастера жили одним дружным коллективом, помогали друг другу во всём. Вскоре после перехода на завод "Эмальпосуда" родилась вторая дочка, Катя. Девочки очень часто бывали у мамы на работе. "Выросли практически в цехе росписи", - смеется Ирина Григорьевна.

    Коллеги высоко ценили умение Смыковой рисовать сюжетные работы, поэтому часто просили её выполнить плакаты для свадьбы или поздравить кого-нибудь необычной стенгазетой. Любили в коллективе и поспорить. Однажды Ирина Григорьевна выполнила на спор три дневные нормы по росписи подносов за один день. Не знали, куда и девать такое богатство. Мастер Зоя Васильевна Марусина только руками развела: "Да как это так!"

    Однако имя Ирины Смыковой связано, прежде всего, с любимым ей сюжетным направлением, история которого в творческой судьбе мастера довольно интересна. Первые ее сюжетные подносы появились в 1980-х годах после того, как Г.П. Бабин предложил художнице осваивать направление, связанное с изображением людей. Это большое новаторское дело пришлось мастерице по душе, и она взялась за него с энтузиазмом. В результате появился ряд работ, где фигуры людей были нарисованы традиционной для Тагила маховой росписью с использованием традиционного же двуцветного мазка. Следование традициям, которое было необходимо для возрождения "тагильской розы", оказалось не совсем удачным "в чистом виде" при возрождении сюжетного направления – не хватало пластики, жизненного подобия образов, техника росписи отчасти напоминала городецкую.

    Но были и достижения в этой области. Уже первые сюжетные подносы Смыковой носили ярко выраженный лубочный характер, демонстрировали складывающийся оригинальный авторский стиль, основанный на глубинном осознании русской народной культуры во всех её разновидностях. Художница создала галерею ярких, незабываемых персонажей с декоративной трактовкой форм в стиле лубочной картинки. Ее персонажи – купцы, зажиточные крестьяне, мещане, рабочие - добродушны, искренни, по-народному лукавы и озорны. Сюжеты рождаются под впечатлением от народных пословиц и поговорок, частушек, а также реальных комичных случаев из жизни.

    Со временем стиль мастера совершенствовался. Традиционное маховое письмо дополнялось многослойной росписью, становилось более пластичным, разнообразным и эмоционально насыщенным. Это происходило в 1990-х годах, в период, который сама Смыкова считает наиболее выразительным в своей творческой биографии. Тогда же она усложняла композиционное и цветовое решение своих работ.

    В те сложные для страны годы, когда цех росписи подносов был закрыт, а мастера, занятые в нём, поставлены на грань выживания, Ирина Григорьевна сохраняла преданность делу всей своей жизни и продолжала заниматься росписью подносов на дому, подрабатывала в художественных кооперативах. Однажды она увидела на Гальянском рынке объявление, где в зоомагазин требовался продавец с ветеринарным образованием. Диплом, полученный когда-то в Ирбитском сельхозтехникуме, оказался востребованным и на пятнадцать лет определил дальнейшую судьбу мастера. Многие жители Красного Камня приходили к Ирине Григорьевне за советом и помощью для своих маленьких питомцев в удивительный уголок живой природы – магазин "Островок". Ирина Григорьевна с благодарностью вспоминает это место своей работы, давшее ей возможность пережить трудные времена и реализовать свои знания по полученной основной специальности.

    Тревожно и грустно, что мастера подносного промысла не имеют достойных условий для профессиональной деятельности и передачи творческого опыта молодому поколению художников, которых, к слову сказать, сегодня – единицы. Что же будет дальше?

    Кроме подносов, Смыкова создает картины на дереве и пробует свои силы в росписи по фарфору. Особое место в ее творчестве занимают произведения, выполненные в техниках рисунка и графики. В них оживают не только традиционные народные типажи, но и находят своё воплощение образы современных людей. Наверное, главной чертой творчества мастера является характерность героев, запечатлённых в самый напряжённый, "острый" момент действия. Вот представьте, дорогой читатель, смотрим мы на поднос "Кадриль". Видим первого парня на деревне и первую красавицу в самом начале народного танца. Взглядом хищника-победителя глядит он на девушку. Вот уже почти вся она в его власти – не уйти ей, не спрятаться от нахлынувшего чувства... А девица гордо смотрит на парня – именно с ней он танцует, её выбрал, его она любит всем сердцем... Танец закончится, а в душе останется испепеляющая страсть, которая, быть может, растопит холодное сердце парня, а, может быть, навлечёт на девицу неизбывную печать тяжёлой женской доли...

    Ещё одно качество, отличающее героев Ирины Смыковой – их душевность и искренность. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что в большинстве своем это женщины. Именно они бранятся и мирятся, гордятся и завидуют, веселятся или горюют, делая это от всей широкой русской души. Женская судьба с её противоречивостью и многогранностью эмоциональных переживаний, сложными взаимоотношениями с "заклятыми подругами", девичьими слезами и любовью – всё это находит отражение в творчестве художницы. Образы мужчин в ее работах эмоционально несколько беднее, они являются персонажами, помогающим колоритно раскрыть женскую суть.

    Ирина Григорьевна Смыкова – лауреат и победитель всероссийских и международных выставок и фестивалей, ее работы находятся в коллекциях крупнейших музеев России и Европы. Яркий и удивительно разнообразный мир "Иринкиных картинок" полон экспрессии и чувственности, он очаровывает своей искренностью, простотой и сердечностью.

Антон ВАСЕНЁВ, научный сотрудник этнографического комплекса музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №46(229) от 24.12.2015.

 

 

Главная страница