Профессия на всю жизнь

    По распределению из Ярославского пединститута приехала молодой специалист Клавдия Иванцова в Мурзинскую школу. И отдала педагогической деятельности 43 года...

Трудные военные годы

    Клавдии Абрамовне Иванцовой 5 ноября – 80 лет, а родилась она в посёлке Чухлома Костромской области. Детство выпало на тяжёлое военное время. Отец был на фронте с первого и до последнего дня. До войны он работал бригадиром в колхозе, за добросовестный труд был награждён путёвкой в Ленинград, и вот, возвращаясь домой, узнал о нападении фашистов. В военкомат он прибыл прямо с дороги, ему дали проститься с семьёй и вечером того же дня отправили на фронт.

    В семье остались четверо детей, младшему Юре было шесть лет. Мать Елизавета Дмитриевна очень горевала, оставшись одна, но всё-таки думала: "Как-нибудь проживём, ведь всё же дети со мной".

    И дети чем могли помогали матери, которая до позднего вечера работала в колхозе. Старшему брату Анатолию едва исполнилось пятнадцать лет, пришлось оставить школу, несмотря на то, что он очень хорошо учился, и тоже пойти работать.

    Летом 44-го Анатолию исполнилось восемнадцать лет, на другой же день ему принесли повестку на фронт. Перед отправкой он попрощался с родными, но дома не было бабушки, которая его очень любила. Когда она вернулась и узнала, что внук её очень ждал и был сильно расстроен, что не смог с ней попрощаться, бросилась его догонять и девять километров почти бежала, не-смотря на возраст, чтобы увидеть его. Домой он больше не вернётся, будет тяжело ранен и умрёт в госпитале немецкого города Виттенберг. Его ранят в последние дни войны, он пролежит в госпитале три месяца, умрёт девятнадцатилетним. В последнем письме он напишет: "Я так хочу родную землю посмотреть..." Его имя высечено на мемориальном кладбище в Виттенберге.

    Вскоре сестре Вере исполнилось семнадцать лет, и ей предложили учиться на курсах трактористов. Она окончила эти курсы, стала работать в женской тракторной бригаде. В феврале 45-го, когда освободили Белоруссию, Веру направили туда поднимать сельское хозяйство. Работать было страшно: все поля были изранены войной, в земле – тонны железа, встречались неразорвавшиеся снаряды. Случаи бывали всякие. Вскоре Вера вышла замуж за фронтовика и навсегда осталась там. Позднее, когда стало подводить здоровье, работала почтальоном, заведующей почтой.

Студентка пединститута

    Заботы не помешали Клавдии хорошо учиться, и после окончания средней школы она поступила в Ярославский пединститут на историко-филологический факультет. Ярославль сразу же понравился – очень красивый старинный город, утопающий в зелени. Главная улица – набережная реки Волги. По праздникам над городом пролетали самолёты, и парашютисты спускались прямо на Волгу.

    На первом месте была, конечно же, учёба. Чтобы получать стипендию, надо было учиться без троек. Стипендия была 120 рублей, у отличников – 150 рублей. Несколько раз сдавала сессии на одни пятёрки. Из дома помощь была очень небольшая, помогала, в основном, отцова сестра, которая жила в Риге: присылала одежду, иногда продукты.

    Получив стипендию, обязательно шли в театр. Это был первый в России публичный театр, основанный Волковым и носивший его имя. Вскоре и сами стали ставить спектакли и ездить с ними по сёлам. Пьесы брали серьёзные: "Грозу" и "Бесприданницу" Островского, "Ревизора" Гоголя, ставили Чехова и Горького. На подготовку каждого спектакля уходило около трёх месяцев: учили роли, шили костюмы, рисовали декорации. Юношей-студентов было мало, поэтому девушкам приходилось исполнять и мужские роли. Особенно особенно интересно это выглядело в "Ревизоре", где почти все роли мужские.

К.А. Иванцова с учениками 4 класса, март 1988 года.

К.А. Иванцова с учениками 4 класса, март 1988 года.

    С дисциплиной в институте было очень строго, занятия пропускать не разрешалось, поэтому с выступлениями ездили только в каникулы. На стареньком институтском грузовике, во время войны перевозившем боеприпасы и другие грузы, объехали десятки отдалённых сёл. Местное население встречало очень тепло, смешно и приятно было слышать, когда ребятишки кричали: "Артисты приехали!" После окончания спектакля, когда переодевались и собирали декорации, подходили жители и приносили вкусный домашний хлеб, молоко, картошку и всегда просили приехать ещё.

    Студенческое время, считает Клавдия Абрамовна, было для неё самым радостным и счастливым.

Педагог с большой буквы

    В 1955 году по распределению приехала Клавдия Абрамовна в Свердловскую область, и с этого времени её жизнь навсегда будет связана с Мурзинской школой. По дороге от дома до станции Галич, откуда уходили поезда по разным направлениям, получила "боевое" крещение. Дороги были безобразно плохие, ехать нужно около двух часов на машине, крытой брезентом. На очередном ухабе машину подбросило так, что металлической ручкой ударило по лицу. На станции обратилась в медпункт, там зашили рану, наложив несколько швов, и в таком виде Клавдия Абрамовна появилась в Свердловском областном отделе народного образования. Её подвели к большой карте на стене и предложили несколько мест: Нижний Тагил, Серов, Верхотурье, Тавда. Выбрала Тагил, потому что из всех городов к тому времени слышала только о нём. В Тагиле дали направление в Петрокаменский район. Заведующий районо Павел Яковлевич Копылов посоветовал поехать в Мурзинскую школу: "Там красивые места, живут замечательные люди, а ещё – руководит школой очень хороший директор Конева Мария Александровна". Павел Яковлевич, прошедший всю войну, хорошо разбирался в людях, да и жена его Валентина Степановна, тоже учительница, была родом из Мурзинки. Определил Клавдию на ночлег к учительнице местной школы и пообещал утром отправить на лошадях в Мурзинку. А вечером, часов в девять, зашёл посмотреть, как устроилась, спросил, какое настроение, не передумала ли ехать. Узнав, что всё в порядке, сказал, чтобы к половине восьмого утра подошла к районо. Из Петрокаменского в Мурзинку шли подводы за продукцией мебельной фабрики, с ними и доехала Клавдия Абрамовна до незнакомого села, ставшего ей потом родным и близким.

    Директор школы Мария Александровна Конева оказалась уже немолодой женщиной, требовательной и строгой, но справедливой, умеющей найти подход к людям, всегда готовая прийти на помощь в трудную минуту. Работалось легко и интересно, коллектив был дружный и сплочённый, никогда не было конфликтов и разногласий.

    Но трудности всё-таки встречались. Дело в том, что в то время не было никакой методической литературы, и до глубокой ночи приходилось готовиться к урокам. Чтобы набраться опыта и получить консультацию, Клавдия Абрамовна ходила пешком или ездила на школьной лошади на открытые уроки в соседние школы, сама проводила открытые мероприятия.

    43 года отдала Клавдия Абрамовна педагогической деятельности. Выучила много поколений учеников, проявляя творческий подход к работе и высокий профессионализм. На её уроках учащиеся всегда получали глубокие, прочные знания.

    Скромная, вежливая, отзывчивая, она и сейчас для каждого человека, который обращается к ней с просьбой, находит время, душевное тепло и доброе слово.

    Сколько ей пришлось пережить – ранний непосильный труд, голод, потерю близких, но она навсегда осталась человеком с бездонно доброй и чистой душой. Клавдию Абрамовну неоднократно приглашали для работы в другие школы района, но она осталась верна любимой Мурзинке, своим ученикам. И как она признаётся, помнит лица и голоса каждого из них.

Г. ЧЕСКИДОВА, с. Мурзинка.

    Фото из семейного архива.

    Литература: Газета "Пригородная газета" от 25.10.2013.

 

 

Главная страница