Остался для нас тридцатилетним

Л. Вилкомир

ТАГИЛ

    Меня влечет впять туда - в Тагил,

    Где мерзли мы, где грелись у "буржуйки",

    Где падал я и, набираясь сил,

    Сквозь вьюгу шел в своей худой тужурке.

    Он в час тревоги - твердый, как металл,

    А в дни веселья

    Песнями встревожен.

    Я в этом трудном городе мечтая

    Характером стать на него похожим.

Москва, 1937 г.

    4 марта 1987 года исполнилось 75 лет со дня рождения Леонида Вилкомира - поэта, журналиста, бойца, геройски погибшего во время Великой Отечественной войны.

    Московский рабочий, начинающий поэт Леонид Вилкомир по призыву комсомола в годы первых пятилеток приехал в Нижний Тагил на сооружение завода-гиганта по производству грузовых вагонов. Очень нужен был стране этот завод. Народное хозяйство испытывало острую нехватку вагонов. Выступая на совещании партийного актива Уралвагонстроя в августе 1934 года, нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе говорил: "Перед началом каждого месяца почти все Политбюро - транспортная комиссия вместе с тов. Сталиным сидит и распределяет по дорогам эти проклятые вагоны. Закончить строительство вашего завода в 1935 году и дать большегрузные вагоны - задача грандиозная и почетнейшая".

    Этой задаче был подчинен ритм стройки, жизнь обитателей палаточных городков и дощатых бараков - строителей и летописцев стройки - маленькой семьи многотиражки. Утром - на стройке, днем терзали блокноты, трудясь над очерком или корреспонденцией, вечером - на другой конец города, в типографию. Возвращались ночью и спали порой на своих столах, подложив под голову вместо подушки кипу газет. Первыми, кому читал Вилкомир свои стихи, были товарищи по газете. Он находил время заниматься с молодежью наукой, как делать стихи. Руководитель городского литературного объединения при газете "Тагильский рабочий" писатель А.П. Бондин поделил сферы влияния: себе – прозу, Вилкомиру - поэзию.

    Здесь, в литобъединении, и встретились Леонид Вилкомир и 20-летиий слесарь-разметчик Уралвагонзавода Павел Ялышев. Ветеран Вагонки Павел Михайлович Ялышев вспоминает:

    - Леонид Вилкомир был высокого роста, атлетического телосложения, как человек производил приятное впечатление. Мы, начинающие поэты, стихи писали в основном на темы дня. У Вилкомира же стихи были иного плана, мне они казались тогда слишком интимными и из-за резкости суждений несколько грубоватыми. Лишь со временем я понял, что Вилкомир через личное говорил о любви к Родине, что стихи его были куда ближе к настоящей поэзии, чем наши, на злобу дня.

    - Тридцатые годы были очень сложными в политическом отношении. Вилкомир подвергался резкой критике за подражание в своем творчестве Борису Пастернаку и Сергею Есенину, которые в то время были "не в почете". Но в моей памяти он остался настоящим патриотом, и я нисколько не удивился, когда узнал, что он погиб на фронте, как герой.

    Рассказ продолжает научный сотрудник музея боевой в трудовой славы Уралвагонзавода Нонна Федоровна Борщ. Это она разыскала многих, кто знал Вилкомира, и продолжает искать, собирать письма, документы, фотографии.

    - Через 20 лет после Отечественной войны в редакцию газеты "Красная Звезда" пришло письмо от полковника Немтинова - у нас в музее копия письма как раз в экспозиции. Немтинов писал о подвиге, который навсегда врезался в его память. "Это было в июле 1942 года. Приехал корреспондент "Красной Звезды". Высокий, плечистый мужчина с усами. Когда он узнал, что у нас готовится очередной боевой вылет, он стал просить, чтобы ему позволили принять участие в нем. Мы долго ему не разрешали, а он убеждал, что это ему совершенно необходимо, чтобы правдоподобно написать, и дошел до генерала, убедил его. Согласие было получено, он вылетел на боевом самолете. И между прочим не только как корреспондент летел, но еще выполнял роль стрелка - радиста. Когда задание было уже выполнено и самолет возвращался обратно, его сбил враг. И вот горящий самолет этот был брошен на проходившую внизу пехоту противника. Погибая, пилот и журналист сумели еще уничтожить фашистов!".

    Автор письма не знал фамилии героя - журналиста. Рассказав о нем, он сделал приписку: "Я надеюсь, что старая корреспондентская гвардия "Красной Звезды", наверное, помнит, что это был за корреспондент". В редакции, конечно, Леонида Вилкомира не забывали. О нем в своих воспоминаниях писал и бывший редактор Ортенберг, помнил его и К. Симонов. О Леониде Вилкомире написано во многих газетах. И Анна Михайловна Лыткина, жена Вилкомира, тогда еще продолжала работать в "Красной Звезде".

    Когда мы встречались с Анной Михайловной в Москве, в ее квартире все дышало памятью о погибшем муже. На стене портрет Л. Вилкомира 30-х годов, его письма были бережно сложены, одно к одному. Все эти письма она потом передала нам в музей.

    Когда мы собирали материал о Вилкомире, пришло письмо от Смирнова, который вместе с ним и еще двумя товарищами, Чистяковым в Филипчуком, приехал на строительство Вагонки и работал в многотиражной газете Вагонстроя. Смирнов писал: "То было роскошное бессонное время. Производственные совещания у начальника стройки или в парткоме назначались нередко в три часа ночи, а бригады землекопов, арматурщиков, бетонщиков по двое-трое суток не уходили с рабочих мест. В газете своей над заметками прорабов или бригадиров мы самым крупным шрифтом набирали популярный тогда лозунг - призыв: "В лобовую атаку - на прорыв".

    Штурмовщина? - может, скажет кто сегодня. Нет, это время было такое, когда сама жизнь торопила, требовала строить в невозможно, казалось, короткие сроки.

    Писать так, как журналист Леонид Вилкомир, учатся и сегодня рабочие корреспонденты многотиражной газеты "Машиностроитель". Каждый год, начиная с 1975 года, редакция называет лауреата премии имени Леонида Вилкомира.

    ...Обелиск у кромки хлебного поля у станции Тацинской, что под Новочеркасском, - как последняя точка в сообщении фронтового корреспондента. Обелиск на месте гибели того самолета. Если бы не война, сегодня Леонид Вилкомир мог бы быть среди самых почетных ветеранов Уралвагонзавода, его первостроителей. Ему бы сейчас было 75 лет. Если бы не война... Он остался для нас 30-летним. Его имя всегда будет связано с историей завода-гиганта. Леонид Вилкомир прожил в Нижнем Тагиле лишь несколько лет, но пронес в сердце этот город через всю свою жизнь. И город, вспоминая сыновей, отдавших жизнь за Родину, называет и его имя.

Т. КОНОНОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 05.03.1987.

 

 

Главная страница