"Сказки цветов" Натальи Прудниковой

    Увидеть чарующую красоту окружающего мира и запечатлеть её волшебные сказки в творчестве способен только по-настоящему одарённый человек. Одна из таких людей – мастер уральской лаковой росписи по металлу Наталья Львовна Прудникова.

    Она родилась 22 апреля 1962 года в Нижнем Тагиле в рабочей семье. Ее отец Лев Иванович Гирин работал шлифовщиком в автогараже, мать – Вера Григорьевна Гирина (Кокшарова), трудилась продавцом в киоске "Союзпечать".

    Молодая семья вместе с бабушкой по отцовской линии, Зоей Константиновной, жила в коммуналке на трех соседей в доме на Мира, 69. Это было довольно типичным явлением в те годы. Но, как гласит народная мудрость, в тесноте – да не в обиде. Вечерами все жильцы коммуналки собирались на общей кухне и, как водится, приготавливая кашу или суп, разговаривали о насущных делах и заботах, о детях, которые росли и радовали взрослых. Бабушка не только участвовала в воспитании внучки, но и помогала вести дом, была мастерицей на все руки – умела шить, вязать, вышивать.

    В хлебосольной семье Гириных любили отмечать праздники и всегда были рады гостям. Лев Иванович очень любил ходить в лес за грибами и ягодами и часто брал дочь с собой. Приучая дочь любить и понимать природу, он каждые выходные отправлялся с Наташей на поляну возле Верхне-Выйского пруда, где они кормили синичек салом. Правда, на детских рисунках, а рисовать Наташа очень любила, почему-то часто появлялось, по выражению Льва Ивановича, "не то, что надо". Вместо картин природы, зверей и птиц, которые хотел видеть папа, в работах дочери присутствовали лёгкие, как перышко, балерины, которых Наташа умудрялась рисовать даже утром, пока все спят, доставая карандаши из заветной коробочки.

    Весьма показательно, что в годы обучения в школе № 85 будущая художница занималась оформлением стенгазеты и посещала кружок изобразительного искусства. Определяющим фактором в ответе на вопрос: "Кем быть?" – стал 1978 год. Тогда вместе с классом Наташа отправилась с экскурсией на завод "Эмальпосуда", в программу входило и посещение цеха росписи подносов. Кропотливая творческая работа мастеров, их способность, казалось бы, легко и просто создавать чудо своими золотыми руками произвели на Наталью неизгладимое впечатление.

    После окончания школы Наталья Гирина поступила в СПТУ № 49 на специальность "художник по росписи подносов". К ее удивлению, две одноклассницы – Елена Густомясова и Александра Венеровская, тоже поступили сюда и оказались с ней в одной группе. Однокурсниками Натальи Львовны стали такие известные ныне мастера, как Елена Отмахова, Раиса Смотрина, Ольга Апаницина, Татьяна Карбушева... Преподавателем теории художественной росписи у молодых художников была Алевтина Яковлевна Смолина.

    Производственную практику в цехе росписи подносов завода "Эмальпосуда" у них проводила легендарная "баба Груша", старейшая мастерица тагильского подносного промысла Агриппина Васильевна Афанасьева. Наставницей Натальи Прудниковой в училище стала мастер Мария Феофановна Лысова.

    После окончания СПТУ № 49 некоторым молодым художникам предложили трудоустроиться в цех эмалированной посуды, которую именно тогда по инициативе главного художника завода Г. П. Бабина впервые стали расписывать. Остальные выпускники училища, в числе которых была и Н. Л. Прудникова, остались работать там, где проходили практику, – в цехе росписи подносов. Выполняя производственные нормы, в конце смены художники сдавали типовые круглые подносы, ставя их один в другой. Эти стопки получили название "Пизанская башня". Правда, в отличие от последней, эти "шедевры подносной архитектуры" иногда с грохотом и лязганьем падали, обрекая своих создателей на внеплановую творческую работу. Впрочем, работы художники не боялись никогда, а, напротив, отдавали ей все силы. Ударный труд бригады, возглавляемой Натальей Львовной, неоднократно отмечался партийными и комсомольскими органами завода и Тагилстроевского района, позволял побеждать в социалистическом соревновании...

    В 1988-1989 гг. в связи с развитием кооперативного движения на базе цеха росписи подносов был создан кооператив "Рябинушка". Его возглавила художник Светлана Борисовна Парышева. Практически полностью в состав кооператива вошел коллектив четвёртой бригады Н.Л. Прудниковой. Художники работали на дому после окончания смены. Получила распространение практика покупки членами кооператива посуды и иных бытовых предметов с их последующей росписью и реализацией. Всё это помогало по-новому взглянуть на привычную работу, давало столь необходимую любому мастеру творческую свободу, а также возможность дополнительного заработка в период социальной и экономической нестабильности.

    В 1991-1992 годах, когда завод "Эмальпосуда" залихорадило, Наталья Львовна вынужденно устроилась работать в кооператив "Узоры Нейвы", где занималась росписью кухонной мебели. Затем она работала в кооперативе по росписи подносов "Смена", организованном мастером И.Ю. Бордовской. Здесь подобрался замечательный коллектив художников: Раиса Смотрина, Надежда Абрамова, Людмила Казакова, Алёна Павлова, Татьяна Божина, Ольга Галимова.

    В основу их деятельности был положен принцип творческой свободы в выборе тем, идей, образов и методов их воплощения в конкретных произведениях. Самое главное, что требовалось от художников – создание работ "с изюминкой", отличающихся оригинальностью замысла и мастерством исполнения. Поэтому жёстких плановых норм в кооперативе не существовало. Мастера работали как в цветочном, так и в сюжетном направлениях, черпая вдохновение в самых, казалось бы, заурядных предметах.

    Интересной технической особенностью творческого процесса в кооперативе "Смена" было использование при росписи подносов узких кистей № 4, хотя в цехе росписи подносов завода "Эмальпосуда" использовали более широкие кисти № 5 и № 6. Наталье Прудниковой это давало возможность осваивать более узкий мазок, позволяющий добиваться максимально "тонкой" росписи. Все эти обстоятельства способствовали окончательному оформлению творческого почерка мастера, как с образно-эстетической, так и с технической стороны.

Наталья Прудникова

Наталья Прудникова

    В 1998-2014 годах Наталья Прудникова вынужденно работала продавцом, но творческую деятельность не оставляла, занимаясь росписью подносов на заказ. По приглашению друзей и коллег принимала участие в различных выставках. В 2014-2016 гг. работала художником по росписи подносов на предприятии "Лаковое искусство Тагила", возглавляемом мастером Н.В. Чистяковой.

    Сейчас Наталья Львовна трудится в ООО "Техно-ателье", где занимается росписью подносов и различных бытовых предметов. Есть у Гириной и ученица – находящаяся на пенсии учитель математики Татьяна Михайловна Степанова, которая с большим увлечением и усердием открывает для себя основы традиционной уральской росписи. Видимо, логичному и научному уму математика хочется оживить упорядоченный мир дробей и формул ароматом тагильской розы, доходящим до самых глубин души...

    Основное направление творческой деятельности Л.Н. Прудниковой – традиционная уральская цветочная роспись, выполненная с обязательным использованием двуцветного мазка и имеющая плоскостной характер изображения. Создавая свои работы, художница использует необычайно тонкий мазок, позволяющий усилить эффект объёмности цветка, подчеркнуть его "лёгкость" и "ажурность", а также применяет холодную цветовую гамму.

    В произведениях Натальи Львовны наиболее часто встречаются сочетания розово-сиреневого и голубого, а также оранжевого, красного и розового цветов. Как правило, росписи, выполненной в голубой гамме, соответствует холодный фон, а росписи, выполненной в сиреневой гамме, – тёплый. Большое значение имеет использование оттенков и полутонов, что позволяет достичь большей эстетической выразительности художественного образа.

    Существенным для мастера является отказ от белого (как основного), чисто синего и травянистого зелёно-желтоватого цветов не только в росписи, но и при создании фона той или иной работы.

    11 мая 2017 года в музее истории подносного промысла открылась персональная выставка мастера уральской лаковой росписи по металлу Натальи Львовны Прудниковой "Сказки цветов". На ней, в том числе, представлен набор из семи одинаковых по форме подносов "Семь цветов настроения" (2017 г.). Каждый из них имеет фон, соответствующий одному из семи цветов радуги, и украшен цветочной росписью. Человек, взглянувший на входящие в набор подносы, словно оказывается в водовороте меняющихся оттенков настроения, которые так похожи на волшебную неуловимую радугу, вобравшую в себя все краски лета...

    Весьма оригинальна группа работ, представляющих собой изображение птиц в сочетании с цветочной и ягодной росписью. Изменчивость и игривость в настроении пташек словно соотносится с меняющейся красотой природы, которая видна то в огненных красках рябины, то в маленьких розовых цветочках (работы "Трель" и "Птичий рай").

    Добротностью, тщательным вниманием к деталям отличаются экспериментальные сюжетные произведения художницы, выполненные в жанрах пейзажа и натюрморта. В них словно оживают глухарь, сидящий на ветке в живописном лесу, предстаёт милый сердцу уголок парка с речкой и мостиком, манит к себе стол с изысканными яствами... Эти работы демонстрируют пластические возможности росписи при передаче объёма и фактуры изображения, а также дают возможность оценить роль цветописи в построении художественного образа.

    В экспозиции представлены 26 произведений, созданных мастером за последнее десятилетие, из личной коллекции Л. Н. Прудниковой и фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Выставка является частью программы музея-заповедника "Мастера тагильского лакового промысла".

Антон ВАСЕНЁВ, научный сотрудник этнографического комплекса музея-заповедника "Горнозаводской Урал".

    Снимки предоставлены музеем.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №23(300) от 22.06.2017.

 

 

Главная страница