Год стоил двух...

    В 1942 году Сталинградский тракторный завод был эвакуирован на Уральский танковый завод № 183. Возглавлял сталинградцев выдающийся инженер Лазарь Исаакович Кордунер.

    В декабре 1945 года главного инженера Уральского танкового завода № 183 Лазаря Исааковича Кордунера отправляли всем коллективом в Москву. Причина отъезда вроде бы радостная – переводили на повышение в Наркомтанкпром СССР, но все понимали: отправляют на смерть. Его организм был настолько изношен, что врачи Кремлевской больницы 45-летнему инженеру-полковнику давали 90 лет. Умер Лазарь Исаакович 14 января 1946 года: официально – от гипертонии, но на заводе считали – от полного истощения физических и душевных сил, истраченных в годы войны.

    Лазарь Кордунер остается одной из наиболее загадочных фигур высшего руководящего звена. Объясняется это секретностью, которой была окружена его деятельность в годы войны, и непродолжительностью жизни. Но больше, наверное, прирожденной скромностью.

    Вот как писал о нем один из современников: "Это был мягкий по натуре и настоящий интеллигентный человек. Его распоряжения походили, можно сказать, на просьбы, и в них не было сухих командных интонаций..." Как ни странно, но эти "просьбы", так отличавшиеся от распоряжений других начальников, выполнялись беспрекословно и охотно. Тем более, что главный инженер частенько и сам приходил на помощь. А подчинялись решениям главного потому, что уважали его за техническую грамотность, за то, что умел находить ответы на самые каверзные вопросы.

Лазарь Кордунер

Лазарь Кордунер

    В 1942 году, когда Лазарь Кордунер прибыл в Нижний Тагил с большой группой людей и оборудованием Сталинградского тракторного завода, на площадке Уралвагонзавода уже расположились 13 эвакуированных предприятий, и коллектив его увеличился практически вдвое. Опыта, в том числе и руководящей работы, главному инженеру было не занимать.

    В 1930-х годах он работал главным механиком на Харьковском тракторном заводе, который и строил по партийной мобилизации, затем – главным инженером Коломенского машиностроительного завода, директором Сталинградского тракторного завода, потом вновь в Харькове главным инженером. Войну встретил на Сталинградском заводе, который вместо тракторов начал выпускать танки. Был главным инженером, заместителем директора, директором. Вряд ли такие переброски и ответственные должности могли способствовать укреплению здоровья. Но Лазарь Исаакович обладал высоким чувством долга, и в каждое новое дело "вгрызался" самоотверженно и энергично. Следом за ним колесила по стране и его семья – мама, жена, дочь. По воспоминаниям дочери Елены Лазаревны Кордунер, при отъезде из Харькова в 1941-м отец разрешил взять с собой только книги и носильные вещи, в то время, как другие вывозили все, вплоть до пианино.

    Опыт организации крупнейших машиностроительных заводов страны, внедрения поточно-конвейерных методов в производство пригодился на УТЗ. Чтобы оценить, с чем столкнулась в 1942 году инженерная служба, нужно представить Уралвагонзавод тех времен. Механообрабатывающие цехи отсутствовали вовсе, как и производственные мощности для обработки и закалки броневых деталей, сборки и испытания боевых машин, номенклатура стального и цветного литья была недостаточной для производства танков. Те заводы, что прибыли, тоже не обладали замкнутым циклом производства, большое количество деталей на тридцатьчетверку, изготовлявшуюся в Харькове до войны, поступало по кооперации. Эвакуация нарушила систему межзаводских поставок, и на Урале пришлось вновь осваивать изготовление бронедеталей, бандажей, траков и т.д. Притом необходимо было в короткие сроки наладить поточно-конвейерную сборку танков – дело в мире невиданное.

    На УТЗ удалось решить эту задачу, и уже в январе первая партия Т-34, изготовленных из собственных деталей, отправилась на фронт. А ведь у станков стояли в большинстве своем подростки. Но на заводе собрались лучшие специалисты со всей страны, и успех зависел не столько от уровня квалификации рабочего, сколько от единства усилий ученого, конструктора, технолога, инженера. Именно они вооружили тех, кто заменил ушедших на фронт, автоматами, поточными линиями и сборочными конвейерами – совершенными, но очень простыми в управлении.

    Лазарь Исаакович Кордунер сутками не выходил из цехов, добиваясь совершенствования технологий производства танков. Под его руководством и при непосредственном участии проходило внедрение автоматической сварки под слоем флюса, что позволило увеличить производительность при изготовлении бронекорпусов в пять раз, улучшить качество швов. Был вдохновителем издания на УТЗ журнала "Технический бюллетень", сам редактировал его, особо поддерживая изобретателей и рационализаторов. Боролся за экономию и производительность, но не метал громы и молнии, а применял свою тактику.

    ...Главный инженер организовывал отливку новой башни, что было решающим в деле модернизации Т-34. Предстояло установить на башне вместо 76-миллиметровой пушку калибра 85 мм для повышения мощи боевых машин. Лазарь Кордунер предложил руководству цеха крупного литья представить свои мероприятия. Вскоре получил список необходимого и был неприятно поражен: требовалась установка дополнительных мостовых кранов, увеличение штата, выделение больших денежных средств в распоряжение начальника цеха на поощрение отличившихся. Чувствовался явный перегиб. Тогда он дает аналогичное задание отделу главного металлурга. Новый план не требовал введения оборудования, рабсилы, поскольку сотрудничество конструкторов и технологов сделало башню технологичной в производстве, кроме того, отпадала отливка довольно крупной детали – защиты амбразуры. Когда стали внедрять эти мероприятия, руководство цеха поняло свою ошибку и беспрекословно выполняло все требования главного инженера. Так Лазарь Исаакович поставил на место зарвавшегося начальника.

    Несмотря на короткий жизненный путь Лазаря Кордунера, не поднимается рука написать о его судьбе: "трагическая". В его 45 вместилось столько, что не каждый и в 90 лет успеет сделать. Родина щедро его наградила: двумя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и двумя медалями. После смерти вышло постановление о присуждении ему Сталинской премии I степени. Но разве можно в полной мере оценить жизнь, прожитую так полно, так напряженно, отданную всю, до конца, победе?

Ирина ШТИН.

    Фото из архива Выставочного комплекса Уралвагонзавода.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 26.01.2018, №3.

 

 

Главная страница