Учитель, советчик, друг

    26 апреля исполнилось бы 85 лет М.В. Дистергефту, члену Союза художников РФ, участнику многих выставок, одному из основателей общества "Мемориал". В этот день в краеведческом музее открывается выставка, посвящённая светлой памяти Михаила Васильевича, человека, который более полувека работал в нашем городе и пользовался большим уважением у тагильчан.

От первой встречи до последней

    Судьба свела меня с Михаилом Васильевичем Дистергефтом ещё до прихода в студию при ДК НТМК.

    После службы в армии я женился и остался в Нижнем Тагиле. Вечерами после работы любил заниматься рисованием. Копировал, в основном с открыток, пейзажи известных художников. Однажды, решив продать нарисованных мной шишкинских "мишек", я стоял у входа на рынок, который находился там, где сейчас расположен магазин "Цветы" на проспекте Строителей. Ко мне подошёл высокий симпатичный мужчина в шляпе и плаще. Поинтересовался, кто нарисовал эту картину. Я ответил, что сам. Тогда он сказал: "У вас хороший глаз, но не хватает грамотности. Приходите-ка в студию изобразительных искусств во Дворец культуры НТМК".

    Так, в солдатской гимнастёрке и галифе, я и появился в студии и после не расставался с ней многие годы. Три раза в неделю я занимался под руководством опытного педагога и большого мастера человеческой души. В студии царила исключительно доброжелательная атмосфера. Там занимались люди разных возрастов: от молодых ребят до убелённых сединой пенсионеров. И к каждому Михаил Васильевич находил свой подход.

М.В. Дистергефт с супругой

М.В. Дистергефт с супругой

    Он не только учил нас грамоте рисования, живописи и композиции, но и старался заинтересовать историей искусств. Для этого организовал при ДК специальный лекторий. Здесь читали свои лекции лучшие искусствоведы города, например, Кронман Е.Л. Вместе мы часто бывали в музеях нашего города, ездили в картинную галерею Свердловска. Ежегодно устраивались отчётные выставки членов студии во Дворце НТМК и музее изобразительных искусств. Мы принимали участие в областных, республиканских и всесоюзных выставках самодеятельных художников. Студии было присвоено звание "Народный коллектив", многие из учеников Михаила Васильевича стали профессиональными художниками: Геннадий Лубышев, Николай Левченко, Николай Плисковский, Василий Шумихин и другие.

    Михаил Васильевич не только привёл меня в профессиональное искусство, но и был большим другом нашей семьи. Мы вместе отмечали праздники, выезжали на природу, ходили друг к другу в гости. Я всегда восхищался его огромной эрудицией, замечательной памятью и компетентностью в любой отрасли.

    Обладая замечательной библиотекой по искусству, он советовал что почитать, обязательно давал интересные книги. Михаил Васильевич часто наведывался ко мне в мастерскую. Умел очень корректно сделать замечание и дать дельную рекомендацию. Он до последней нашей встречи оставался моим учителем и советчиком.

    На моей персональной выставке в 2000 году в музейно-выставочном центре НТМК Михаилу Васильевичу, как моему первому педагогу, было предоставлено право разрезать красную ленточку и открыть выставку. На всю жизнь запомнились его слова: "Важно, чтобы в художнике всегда жили в гармонии душа и кисть".

    К великому сожалению, Михаил Васильевич уже не мог присутствовать на моей персональной юбилейной выставке. Но я пожелал, чтобы она открылась его фотопортретом, пусть и в траурной рамке, и ярким букетом алых гвоздик. Таким образом М. Дистергефт незримо присутствовал среди родных и знакомых.

А. ЦЕЙЗЕР.

Гордое терпенье

    Моё знакомство с Михаилом Васильевичем состоялось осенью 1989 года, когда участники только что созданного в Нижнем Тагиле общества "Мемориал" приступили к работе над выставкой "Тагильчане -жертвы незаконных репрессий". До конца 2004 года мы поддерживали с ним творческие .и дружеские отношения, которые вышли за рамки совместной работы в обществе. Это был интеллигентный, талантливый человек, в совершенстве владевший искусством общения. Спокойная, взвешенная, образная речь, полная точными и ясными наблюдениями, несла печать мастерства художника. Каждая беседа с ним была прорывом из серого мира обыденности в высокий мир духовности. Пишу это искренне, а совсем не из-за стремления сказать "дежурные красивости" об ушедшем от нас человеке. Сколько сложных, в том числе и чисто житейских вопросов, нам удалось решить при его благожелательном посредничестве в уютной атмосфере, созданной женой М.В. Дистергефта Элеонорой Павловной.

    Рассказать о сложной, многогранной деятельности такого уникального человека, обо всех проявлениях его богатого духовного мира просто невозможно. Остановлюсь лишь на нескольких впечатлениях от общения с ним.

    Впечатление первое - несуетность и мудрость. Первые годы работы "Мемориала" были наполнены всякого рода борьбой, прежде всего политической, однако и столкновений личных амбиций хватало. Михаил Васильевич в них не ввязывался, предпочитая спокойное посредничество. Обычно его вмешательство в конфликтную ситуацию приводило к мудрому решению, не затрагивавшему болезненного самолюбия отдельных людей. Он никогда не навязывал своего участия, но всегда участвовал в самых важных делах.

    Первую выставку "Мемориала" готовили десятки людей, но законченный вид придали экспозиции именно советы М. Дистергефта. В одном из ключевых материалов выставки - "Альбоме памяти" тексты написаны рукой Элеоноры Павловны, а образ каждого листа создан им.

    Он не взялся за оформление первой Книги памяти (1994 г.), посоветовав обратиться к молодой художнице Н.П. Бортновой. Однако организующим центром книги и главным образным документом, отражающим проблему репрессий, стало начало серии рисунков Михаила Васильевича "В те годы". Впоследствии этот цикл имел широкую публикацию и получил признание: отмечен премией губернатора Свердловской области.

    Появление серии "В те годы" отразило ещё одно качество художника - личное мужество. Признаться, длительное время я думал, что создание этих рисунков связано с атмосферой "перестроечных" перемен 1980-х. Сам Михаил Васильевич не акцентировал внимание на времени их возникновения. Но вопрос об этом был неизбежно задан, и только затем последовал ответ: "Наброски большинства рисунков были сделаны в лагере и на спецпоселении". Думаю, не надо пояснять, насколько это было опасным тогда делом. В масштабах всей страны мы сегодня можем насчитать лишь несколько десятков подобных актов личного мужества.

    И ещё об одном, одновременно и личном, и национальном, качестве Михаила Дистергефта - терпении. При обсуждении литературного названия последней по времени издания мемориальной "Книги памяти советских немцев - узников Тагиллага", созданной тагильчанами, он предложил свой вариант, с которым согласились все. В заключении к книге говорится о причинах этого выбора: "Однако есть ещё один сокровенный смысл в названии нашего тома, передающий отношение к внешним обстоятельствам жизни целого народа, сформировавшегося именно в России, с его специфическими этнопсихологическими характеристиками. Для нас таким названием стало "Гордое терпенье". Немногие народы так долго и с таким достоинством могут выносить репрессии против себя, не обратившись в массе своей в обозлённых противников гонящей их власти и не поверив в утопию моментального кровавого освобождения. Немногие народы так ценят умение работать, как своё главное достоинство, и гордятся именно этим качеством, считая его непреходящей ценностью. Немногие народы своим трудом завоёвывают право называть родиной то место, которое цивилизовано благодаря их усилиям. Памяти именно таких людей и посвящаем мы свою книгу".

    В сложной судьбе Михаила Дистергефта в полной мере проявилось вышеназванное качество. До конца дней своих он терпел последствия тяжёлой российской государственной традиции, заключающейся в холодном безразличии к человеческой личности, её правам и надеждам. Поэтому он испытал буквально потрясение, уже тяжело больным оказавшись в Германии. Когда его стали лечить в клинике Гумбольдта, проявив максимально бережное и внимательное отношение, он повторял "Почему они так заботятся обо мне? Что я для них?"

В. КИРИЛЛОВ.

Литература: Газета "Горный край" от 21.04.06.

Главная страница