На границе Европы и Азии

    Нижний Тагил расположен в долине реки Тагил, на восточном склоне Уральских гор, в 15 километрах от географической границы Европы и Азии, которая проходит по водоразделу европейских и сибирских рек. В связи с передачей в 2008 году западной части территории Горноуральского городского округа Нижнему Тагилу граница Европы и Азии условно делит наше муниципальное образование на две части. Тагильчане проживают как в Европе, так и в Азии.

Обелиск у города Качканар

Обелиск у города Качканар

    На пересечении с дорогами граница обозначена столбами, обелисками, стелами и монументами. Среди первых, кто предложил проводить границу по водоразделу Уральских гор, - горный деятель Василий Никитич Татищев и пленный швед Филипп-Иоганн Страленберг. В 1745 году в "Лексиконе Российском" В.Н. Татищев записал: "Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач, по Великому поясу и Яику (река Урал) вниз через море Каспийское…" Картографы договорились проводить границу по восточной подошве Уральских гор, чтобы было удобно изучать геологическое строение Урала. Поэтому условно его территория отнесена к Европе.

    В 9 км от поселка Промысла Пермского края в 2003 году на перевале установлен новый обелиск высотой 16 метров по проекту Алексея Залазаева. Наверху стелы двуглавый орел, с двух сторон под прямым углом - композиция с надписями "Европа" с фигурой грифона и "Азия" с фигурой льва. На противоположной стороне дороги построена смотровая площадка с начерченной на асфальте линией, обозначающей границу двух частей света.

    Обелиск на перроне остановочного пункта "Хребет Уральский" появился в 2003 году в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак находится в 4 км восточнее линии водораздела, в верховье реки Туры. Имеет форму кубка, облицован мраморной плиткой, вверху установлен шар, и в двух направлениях к нему прикреплены указатели "Европа" и "Азия".

    Мысленно перенесемся по Уральскому хребту на Гороблагодатский тракт. В 1868 году великий князь Владимир Александрович сделал остановку на перевале между деревней Кедровкой и Верхне-Баранчинским заводом. В честь этого события золотопромышленники Северного Урала установили часовню (ее отлили из чугуна на Нижне-Баранчинском заводе). Этот знак, разрушенный в гражданскую войну, был восстановлен туристами в 1970-х г г.

    Южнее горы Кедровка на дороге из поселка Баранчинского в сторону рек Кокуй и Клыктан установлен еще один чугунный знак, отлитый на Баранчинском электромеханическом заводе в 1996 г. Дальше граница выходит к перевалу Большой Урал на Серебрянском тракте, где в 1967 году установлен обелиск "Европа и Азия". Эта сварная прямоугольная колонна высотой 9 м, со ступенчатым основанием, увенчана знаком "Серп и молот". На противоположных сторонах обелиска надписи: "Европа" и "Азия".

    Дорога к Синегорскому каналу идет вдоль реки Межевая Утка. Длина его до реки Зырянки 1 800 м. С пуском канала через горную часть водораздельной линии Урала часть воды из Межевой Утки по урочищу Першинские покосы самотеком устремилась в Зырянку, пополняя Верхне-Выйский пруд. Так вода из Европы пришла в Азию, и ее стали пить жители Нижнего Тагила.

    Пролегая через Синегорский канал, граница пересекает верховья притоков реки Выя и входит в пределы МО Нижний Тагил. Здесь граница идет через вершины гор Ольховая, Герман, Урал, Красный Столб, Пученя и Соловьева.

    Водораздельную линию пересекает Старо-Висимский тракт, протянувшийся от бывшего Лисьегорского угольного склада до Висимо-Уткинского завода. Эта дорога, труднопроходимая местами, завалена деревьями. Здесь в 1977 году на седловине между горами Урал и Красный Столб лесорубы установили деревянный столб с обтесанными прямоугольными гранями, на котором высекли обозначение границы "Европа-Азия".

    В верховье реки Бобровки граница "Европа и Азия" условно пересекает бывшую узкоколейную железную дорогу. В 1940-х годах тагильский краевед С.Н. Панкратов, путешествуя по маршруту Нижний Тагил - Висимо-Уткинск, написал: "Поезд непрерывно забирается в гору к критической точке перевала Азия-Европа. Если внимательно... наблюдать за полосой уходящего вдаль рельсового пути, можно заметить и довольно точно определить момент перевала, когда паровоз движется уже по европейской земле и вытягивает свой хвост из Азии".

    Выходя к северной части Веселых гор, на седловину Белой и Голой, граница пересекает Уральский тракт. Д.Н. Мамин-Сибиряк в конце XIX века в очерке "Дорога" писал о нем так: "От Висима до Захаровой было всего восемь верст, а на четырнадцатой версте стоял столб, обозначавший границу между Европой и Азией. Это был самый обыкновенный столб, напоминавший трактовую версту, и меня всегда удивляло, что такой важный географический пункт был отмечен таким ничтожным знаком". Много лет границу здесь обозначала деревянная тренога. В 1957-м постановлением Нижнетагильского горкома КПСС была предписана установка трех обелисков на рубеже Европы и Азии в Висимском районе и на Серебрянской трассе.

    В 1960 году в честь ознаменования успехов нашего народа в освоении космоса на Уральском тракте был установлен обелиск "Европа и Азия" по проекту В.П. Красавченко. Вокруг модели земного шара прикреплены на стальных орбитах три первых спутника, имеющих форму шара, конуса и цилиндрической ракеты. Обелиск - плод коллективного творчества рабочих и инженеров автомобильно-агрегатного завода поселка Уралец. На побеленной стеле красными печатными буквами было написано "Европа", а на противоположной - "Азия".

Знак на Серебрянском тракте

Знак на Серебрянском тракте

    Когда обелиск перестроили, на "земном шаре" появились три одинаковых спутника. Высота знака со шпилем составила семь метров. Первоначально он был обнесен чугунными стойками с цепной изгородью. В 1970-е гг. квадратную стелу одели в нержавеющую сталь и вокруг установили изгородь из стальных прутьев. Глобус покрасили в синий цвет, потом в белый и обозначили красной краской границу СССР. На противоположной стороне Уральского тракта установили металлический "грибок". Позже около него был сооружен остановочный комплекс с надписью "Европа-Азия".

    В 2002 году силами ОАО "НТМК" и ООО "Механический завод "Уралец" обелиск был реконструирован. На макете "земного шара" спутники были заменены меридианами и параллелями. По экватору нанесли надпись - "ЕВРАЗ Холдинг", "НТМК" и "Горноуральский городской округ". Во многих источниках отмечается, что обелиск установлен в 1961 году в честь полета в космос Ю.А. Гагарина, но это не так: знак установили еще в 1960-м в честь успешного освоения Советским Союзом космического пространства.

    От этого обелиска граница простирается через вершины и седловины Веселых гор: Белой, Поперечной, Осиновой, Кирюшкина Камня, Мохнатенькой, Широкой, Билимбая, Дикой, Оборотной, Голой, Старик-Камня. Гора Голая в XIX веке называлась Шайтан. Горы Дикая, Оборотная и Старик-Камень имеют и общее название -Большая Кедровая гора.

Знак на Уральском тракте, 2007 год.

Знак на Уральском тракте, 2007 год.

    Знак на границе Европы и Азии мы с друзьями и моим однофамильцем Александром Пичугиным установили в 2013 году на седловине между горами Белой и Поперечной, где лесная дорога из поселка Уралец через перевал выходит на лесовозную дорогу Черноисточинск – Большие Галашки. Не доходя до седловины, дорога ответвляется в направлении к вершине Белой. Пройдя несколько метров от своротки, мы определили расположение седловины и на обочине дороги выбрали место, свободное от леса, для установки знака. К столбу приковали таблички с надписью "Европа-Азия" и "Веселые горы" и установили знак.

    У меня всегда была мечта о памятном знаке между горами Билимбай и Дикая, где граница тянется на дороге Черноисточинск – Большие Галашки. Но только в 2011 году идея осуществилась. Утром мы с другом и одноклассником Валерием Рогожиным выехали к границе Европы и Азии. Место, где дорога в направлении Веселых гор пересекает водораздельную линию, называют вторым перевалом. После часовой езды по грунтовой дороге мы остановились на склоне горы Билимбай и выбрали место на обочине. Доски с надписями "Европа-Азия" и "Веселые горы" привезли с собой. Обоюдное решение привело к месту, немного отличавшемуся от основной плоскости с мало заметным бугром. Здесь и начали копать яму для установки знака. К столбу прибили таблички с обозначением сторон света, установили его на краю дороги и соорудили возвышение из камней. Сверху прикрепили два синих треугольника – символ Уральских гор. Территория с этим знаком с 2008 года относится к МО Нижний Тагил.

    Скромный знак установлен на грунтовой дороге от поселка Карпушиха к горе Старик-Камень и в деревню Большие Галашки. Эта территория относится к Кировградскому городскому округу. У березы невысокий столб, к нему прибита деревянная табличка "Европа-Азия". Здесь граница пролегает по седловине между двумя горными высотами, разделяющими реки Полуденную, Шайтанку с Каменкой и Росьей. В июле мы с Игорем Павлюковым прибили к столбу еще три таблички с названиями "Европа", "Азия" и "Веселые горы".

    10 июня 2008 года около Екатеринбурга на вершине горы Березовой был открыт новый обелиск "Европа-Азия", представляющий собой колонну с гербом.

    Было бы хорошо в будущем проложить маркированную тропу по условной границе между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор, чтобы люди, бывая у знаков, установленных на географической границе, могли познавать природу родного края, активно и культурно отдыхать.

Андрей ПИЧУГИН, краевед.

    ФОТО АВТОРА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.07.2013.

 

 

Главная страница