Прогулка на гору Поперечная

В один из осенних выходных дней мы с моим товарищем решили совершить небольшую прогулку на гору Поперечная в окрестностях нашего города. С утра небо было покрыто облаками, но мы всё-таки рискнули поехать. Билеты взяли на автобус до поселка Уралец, однако, увидев, что он завернул на горнолыжный комплекс "Гора Белая", решили выйти там. Перевалив через Белую, двинулись в направлении нашей цели - к горе Поперечной.

Каменное ущелье

Тропинок до вершины нет, и поэтому наш путь пролегал через сплошной лес. Несколько километров то и дело приходилось перелезать через поваленные ветром деревья. Но несмотря на некоторые трудности идти было легко. Осенняя свежесть природы действовала ободряюще. Местами сквозь облака проглядывало солнышко. Его лучики доходили до самой земли, уже усыпанной листьями, как будто желая обратить внимание на какую-нибудь травинку, а то и на шляпку гриба, выглядывающего из-под вороха опавших листьев. Лес был смешанный, но с преобладанием хвойных пород: золотая листва берёз соседствовала с зеленью елей, сосен и кедров.

Вскоре почувствовалось, что мы идём в гору, и показались "каменные полянки". Ещё немного, и мы вышли на склон Поперечной, весь состоящий из курумника – нагромождений больших и маленьких камней, поросших мхом и лишайником. Курумник в уральских горах – обычное явление. Начинаясь у подножия горы, он порой тянется до самой скалистой вершины – шихана. Передвигаясь по нему, можно наблюдать удивительные сочетания камней и скал. Кажется, что природа специально подбирала место и материал для своего очередного шедевра. Так, например, мы встретили на пути к вершине каменную лошадь. Ни с чем не спутаешь отчётливо выделяемую голову, спину и хвост!

На вершине Поперечной сделали привал. Нет ничего лучше лёгкого завтрака в горах! А тем более осенью, когда всё вокруг переливается яркими красками, когда природа сочетает в себе, казалось бы, не сочетаемое: и грусть по ушедшему лету, и радость умиротворения. "Неужели может удержаться среди этой обаятельной природы в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? - спрашивал своих читателей Лев Толстой.

- Всё недоброе в сердце-человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра". И глядя вокруг, мы соглашались с классиком, который писал эти строки, будучи в ещё одной горной стране – Кавказе. Перед нами же высилась громада Белой горы, эта огромная трапеция, покрытая лесом и скалами. Чуть правее виднелся небольшой кусочек Черноисточинского пруда – одного из красивейших водоёмов Среднего Урала.

Вид на гору Белая и Черноисточинск

Позавтракав, мы отправились дальше, на вторую скалистую вершину Поперечной, которая выходит на противоположную Белой горе сторону. По дороге нам встретилось ущелье в скале. Как будто инструмент великана-скульптора сделал в огромном камне достаточно ровную узкую прорезь! А ещё через несколько десятков метров в другой скале мы отчётливо увидели мощный профиль мужского лица. Может быть, это был тот самый великан-скульптор, недалеко ушедший от своего творения?

Со второй вершины нам открылся не менее впечатляющий вид на безбрежное море уральского осеннего смешанного леса, где березняк распространён чуть менее широко, чем хвойные породы. Хорошо просматривались Кирюшкин Камень, Мохнатенькая, Широкая, Острая и другие близлежащие горы. Всё это – места наших знаменитых земляков-писателей Дмитрия Мамина-Сибиряка и Алексея Бондина! Первый особенно любил охотиться и гулять по окрестным горам. В 2012 году отмечается 160 лет со дня рождения Мамина-Сибиряка и 130 лет со дня рождения Бондина. Без сомнения, наша уральская природа сыграла не последнюю роль в формировании личности этих великих людей.

Созерцая великолепные пейзажи, мы рассуждали о том, что природа вообще благотворно действует на людей, что наше молодое поколение прямо с начальной школы просто необходимо водить в походы, так как именно здесь можно и нужно развивать в человеке основы восприятия красоты, экологического сознания, в конце концов.

К вершине

Запечатлев окружающие виды на фотокамеры, мы отправились в обратный путь. По дороге нам ещё не раз встречались россыпи курумника. Всё-таки это интересное явление! Камни удивительным образом вписываются в ландшафт, делая его похожим на какие-то фантастические картины.

С одной из этих россыпей мы увидели окраину Уральца. Но эта близость оказалась кажущейся. Только примерно через час мы достигли посёлка и вскоре уже сидели в пассажирской "Газели", которая довольно быстро домчала нас до Нижнего Тагила.

Роман ВИШНЕВСКИЙ.

Фото автора.

Литература: Газета "Тагильский вариант", №36(85) от 18.10.2012.