Итак, она звалась "Варварой"

Легенды и были паровой машины

    Одним из объектов индустриально-культурного наследия, расположенных на выставочной площадке музея-завода, является паровая машина немецкой фирмы ДЕМАГ. Никто уже и не помнит, когда и кем впервые она была названа "Варварой". Почетный ветеран НТМК С. И. Хлопотов рассказывает, что такое имя агрегат получил за характерные звуки, которые издавал при работе: "вар-фар-вар"… Но имя это так прочно утвердилось за паровой машиной, что и сейчас, уже в качестве экспоната музея-завода, её по-прежнему часто называют "Варварой"…

Из цеха – в экспонаты

    В 1993 году участники международной научной конференции TICCIH "Сохранение индустриального наследия: мировой опыт и российские проблемы", посетив во время экскурсии на НТМК прокатный цех № 1, огромный интерес проявили к паровой машине, приводящей в движение листовой стан. Немецкие учёные, являясь представителями страны-производителя этого оборудования, были преисполнены гордостью и радовались тому, что образец техники дуйсбургской машиностроительной фирмы, известной с 1819 года, не просто сохранился, но ещё и продолжает работать. Поскольку на комбинате уже стоял вопрос о реконструкции прокатного цеха, понятно было, что агрегат вскоре будет демонтирован.

Имя "Варвара" агрегат получил за характерные звуки, которые издавал при работе: "вар-фар-вар"...

Имя "Варвара" агрегат получил за характерные звуки, которые издавал при работе: "вар-фар-вар"...

    Решение о передаче паровой машины на хранение музею-заповеднику горнозаводского дела Среднего Урала было принято руководством НТМК по просьбе музея-завода в 1996 году. Однако это был нескорый и трудоемкий процесс. Нужно было найти место для размещения, подготовить площадку. В 1998 году место определили на так называемом "Острове", территории между руслами рек Рудянка и Тагил, на формирующейся выставке крупногабаритных экспонатов заводской техники. Разработали проект, утвердили смету, план работы, так как необходимо было подготовить бетонную подушку для установки нового экспоната.

    По воспоминаниям первого директора музея-завода С.И. Хлопотова, все необходимые подготовительные работы были проведены службами комбината. В 1999 году они оборудовали экспозиционный подиум "под паровую машину листопрокатного стана". В 2000 году с территории НТМК "Варвару" перевезли на подготовленную площадку и установили за разливочной машиной, на территории так называемого индустриального сквера, где расположились крупногабаритные экспонаты металлургического производства.

Пятьдесят лет трудового стажа на НТМК

    Более пятидесяти лет эта паровая машина проработала в качестве двигателя прокатного стана в цехе № 1 НТМЗ-НТМК. История её появления на Нижнетагильском металлургическом заводе связана с военным лихолетьем. В первые дни войны было принято решение Государственного Комитета Обороны о беспрецедентной в истории мировой промышленности масштабной эвакуации оборудования оборонных, металлургических, машиностроительных заводов в восточные регионы страны. Готовились к приёму оборудования и на НТМЗ. Уже 3-4 июля 1941 года бригада Уралгипромеза, работавшая на заводе под руководством Пискарёва, подготовила чертежи фундамента для размещения "толстолистового" стана, который должны были привезти из Ленинграда с Кировского завода.

    Почти тридцать лет назад, в феврале 1985 года, в одной из публикаций газеты "Тагильский рабочий", посвящённой 40-летию Победы, бывший начальник броневого прокатного стана И. Рябоконь писал: "В один из июльских дней 1941 года директор НТМЗ В.М. Овчаренко в 4 часа утра вызвал меня к себе в кабинет вместе со старшим мастером И.П. Шмелёвым и начальником прокатного цеха П.М. Рудницким. Директор сообщил, что с одного из ленинградских предприятий в наш адрес отгружено оборудование листового стана для установки его в нашем бандажном цехе и организации производства броневых плит и листов. В тот же день начался демонтаж оборудования, а во второй половине сентября листовой стан был сдан в эксплуатацию".

    Конечно, предстояла важная работа по освоению проката бронелиста, процесса, незнакомого нашим работникам. Для этого ездили на Магнитогорский металлургический комбинат, где "переняли технологию нагрева слитков в газовых печах". Сложности были и в работе самого стана. "Паровая машина, которая за свой долгий век, по-видимому, не знала, что такое ремонт, не тянула. Пар прорывался через неплотности, густой пеленой заволакивал цеховые пролёты настолько, что ничего не было видно. После тщательной подготовки провели восстановительный ремонт привезённого оборудования" - вспоминал И. Рябоконь.

    Ремонты отдельных узлов паровой машины проводились и впоследствии, о чём свидетельствуют рабочие чертежи технического отдела прокатного цеха № 1, переданные музею-заводу. Это неудивительно, ведь в условиях военного времени требовалась полная отдача не только от людей, но и от техники. Тем более что НТМЗ стал одним из основных поставщиков броневого листа для строителей бронемашин. В книге "Три столетия "Старого соболя" отмечается: "Практически все боевые гусеничные машины, построенные в СССР в 1942-45 гг., имели хотя бы один броневой элемент из тагильской стали".

    После войны "Варвара", как называли паровую машину в цехе, продолжала приводить в движение листопрокатный стан, катающий толстый лист для котельно-монтажных работ. Старшему поколению прокатчиков ещё помнится "банный" запах, царивший в цехе при прокате продукции, и снопы искр, которые разлетались во все стороны. Чтобы снять с листов слои окалины, их пересыпали берёзовыми метёлками, которые в цех доставляли вагонами. Таким образом, проявилась в цехе традиция обработки листов с "подмусориванием". Но это известная "тагильская" страница истории "Варвары".

Время рождения – неизвестно?

    В последние годы работы машины на НТМК, при передаче "Варвары" в качестве экспоната на музей-завод, звучали утверждения, что машина была изготовлена немецкой фирмой ДЕМАГ (Deutsche Maschinenfabrik A-G), в Дуйсбурге для линкора в 1911 году. Впоследствии она якобы попала в Советскую Россию то ли в качестве военного трофея в результате захвата немецкого корабля в одном из морских сражений (или это был потерпевший поражение наш корабль, который не подлежал восстановлению); то ли в качестве репараций после заключения мирного договора с Германией в 1918 году.

    Естественно, такая постановка проблемы вызывает интерес, желание определить уровень достоверности столь легендарных сведений и всё-таки установить истинное происхождение агрегата. Изучение данного вопроса позволило сделать выводы, которые не подтверждали ни одну из легенд.

    Во-первых, выявлено, что при констатации потерь российских и германских военно-морских сил периода Первой мировой войны не упоминается о захвате крупных военных судов противоборствующими сторонами. Или потерпевший поражение наш корабль не подлежал восстановлению до такой степени, что механизмы его использовались в других целях.

    Во-вторых, следует учитывать, что принцип действия паровых турбин на кораблях отличается от принципа действия промышленных паровых машин, имеющих реверсивный ход. Паровые машины, приводящие в движение морские суда, в основном были одноцилиндровыми.

    В-третьих, в результате подписания Брест-Литовского мирного договора в марте 1918 года Советская Россия потеряла примерно один миллион квадратных километров территории. К тому же она должна была провести демобилизацию армии и флота, установить выгодные торговые пошлины для Германии и уплатить ей контрибуцию в размере 6 миллиардов золотых марок, то есть ни о каких возможных репарациях со стороны Германии речи быть не могло.

    Фирма ДЕМАГ, начавшая свою историю в 1819 году в качестве механической мастерской, за годы своего существования выпускала и выпускает различные виды промышленной продукции. Со второй половины XIX века предприятие занималось поставкой сортовых и заготовочных прокатных станов в разные страны, в том числе и в Российскую империю, и в СССР в период индустриализации. В 1902 году Краматорским заводом, включавшим в себя не только металлургическое, но и машиностроительное производство, с фирмой ДЕМАГ был заключён договор о техническом содействии, после чего основной специализацией предприятия стал выпуск прокатных устройств, адьюстажей к ним и различных металлообрабатывающих станков.

    Стан "4500", спроектированный ДЕМАГ в 1912 году, в 1914-м был пущен на Мариупольском заводе. На нем катали броневой лист для судостроительных заводов в Николаеве и Севастополе, выпускавших линкоры, броненосцы и крейсера. В 1941 году этот стан из Мариуполя был эвакуирован на Магнитогорский металлургический комбинат. В 1928 году ДЕМАГ поставил на Южный Урал двухвалковые станы холодного проката для Миньярского метизно-металлургического завода. Примеры можно продолжить.

Что рассказали чертежи?

    Поиски истины всегда определяют документы. В январе 2013 года из прокатного цеха № 1 заводу-музею были переданы папки с чертежами "паровой сдвоенной тандем-машины с диаметрами цилиндров 850/1350", как она значилась в определении технической конторы паровых машин и двигателей Общества Путиловских заводов за 1916 год.

    Широко известный Путиловский завод был основан по указу императора Павла I от 28.01.1801 года, в котором повелевалось перенести в Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод. 3 апреля 1801 года на заводе было отлито первое пушечное ядро. В 1874 году было образовано Общество Путиловских заводов, которое в 1880-е годы приступило к строительству миноносцев, корабельных башенных орудий для броненосцев. В начале XX века завод активно развивал судостроительное направление своей деятельности, рассчитывая на военные заказы: в 1911 году был спущен на воду эскадренный миноносец "Новик", самый быстроходный в мире на тот период, в 1912 году основана отдельная производственная площадка "Путиловская верфь". Не явился ли этот вид производства знаменитых заводов отзвуком в легендах, возникших вокруг "Варвары"?

    Итак, ввернёмся к документам. В папках содержатся чертежи, как общие, так и отдельных узлов паровой машины. В том числе и для выполнения различных ремонтных работ её отдельных узлов, разных лет и исполнителей:

    1. Чертежи 1912-13 гг., выполненные конструкторами машиностроительной компании Deutsche Maschinenfabrik A-G, Duisburg.

    2. Чертежи 1916 года, выполненные Технической конторой паровых машин и двигателей Общества Путиловских заводов.

    3. Чертежи 1936 года, выполненные Конструкторским бюро Управления главного механика Кировского завода (бывший "Красный Кировец").

    4. Чертежи от 3-5 июля 1941 года фундамента под паровую машину толстолистового стана, выполненные бригадой Гипромеза на НТМЗ.

    5. Чертежи 1944/50-80-х гг., выполненные техническими службами НТМЗ-НТМК в связи с ремонтами данного агрегата.

    Исходя из анализа штампов предприятий изготовителя и пользователей данной машины, можно сделать вывод, что она была получена Путиловским заводом не позже 1913 года напрямую от производителя. Во всяком случае, на штампе чертежа Генерального плана реверсивной машины указано: "для Общества Путиловских заводов":

    Fundamentplan

    zur Zwaillings-Tandem-Revesiermaschina

    850/1350 cyl 1100 Hub

    fur die

    Putilovo – Wеrke, St. Peterburg/.

    Внизу штамп: Deutsche Maschinenfabrik A-G, Duisburg

    Dat 5.IY 1913

    Вот легенды и развеялись. Паровая машина была специально изготовлена в качестве двигателя для броневого толстолистового стана сталепрокатного цеха Общества Путиловских заводов. Был ли вместе с двигателем поставлен на завод в 1913 году и сам стан? Об этом можно было бы судить по чертежам стана или по документации начала XX века Путиловского завода, если сохранилась переписка с немецким поставщиком. Как бы там ни было, двигатель проработал на производстве более 80 лет.

Уралмаш приложил руку?

    Летом 2013 года посетивший Нижний Тагил директор НТМК 1975-78 гг., впоследствии работавший в НИИ черной металлургии (Свердловск, Москва) Владимир Андреевич Паршин, побывав около "Варвары", первым делом спросил: "А уралмашевские чертежи вы видели?" Постольку таковых в переданных документах не было, то, конечно, нет. Сам Владимир Андреевич в 1970 году был назначен начальником прокатного цеха, а в 1972-м – главным прокатчиком комбината. По его воспоминаниям, при директоре С.В. Макаеве происходило объединение прокатного и колёсного цехов, потому начался капитальный ремонт. По "Варваре" стоял вопрос о замене ряда узлов. По вопросам реконструкции обратились в НИИ УЗТМ. После экспертизы оказалось, что менять надо почти всё. Уралмашевцы поначалу отказались от этой работы, но позже дали согласие. По словам Владимира Андреевича, от машины компании ДЕМАГ остались только "фонари, возможно, рама, штоки, всё остальное заново было сделано на УЗТМ".

    Ещё один интересный факт: после реконструкции при установке "Варвары" в её фундамент закладывали бракованные слябы, полученные при первых опытах работы первой разливочной машины (1968 год), пущенной на НТМК. После обновления паровой двигатель проработал на комбинате ещё почти 15 лет.

    Известный римский грамматик Теренциан Мавр (III в. н. э.) оставил нам изречение, ставшее крылатым: "Книги имеют свою судьбу". Перефразируя этот афоризм, можно сказать, что каждый экспонат музея, являющийся объектом индустриального наследия, имеет свою судьбу, тесно переплетённую с судьбой страны и судьбами людей, работавших на производстве.

Галина ОСЕТРОВА, научный сотрудник эко-индустриального технопарка "Старый Демидовский завод".

    Фото из фондов музея-завода.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №25(164) от 17.07.2014.

 

Главная страница