А поле боя держится на танках

    ть события, в корне изменившие стратегическую обстановку. Такими судьбоносными были разгром немецких войск под Москвой, Сталинградская битва, битва под Курском, освобождение Крыма и многие другие операции. Но есть и другие, вроде бы не имеющие "информационного повода" факты, во многом определившие успешный для СССР ход военных действий. К их числу относится и неожиданное для немцев появление в боевых порядках Красной Армии нового мощного танка Т-34-85. Созданный в кратчайшие сроки и очень своевременно, он сыграл значимую роль в сухопутных сражениях на завершающем этапе Второй мировой войны.

    К сожалению, 70-летие со дня постановки Т-34-85 на серийное производство прошло практически незамеченным. Но именно этот танк с 1944 года являлся основным танком РККА, а после завершения войны составлял основу бронетанковых войск Советской Армии – вплоть до начала 50-х, до массового поступления в части танков Т-54.

    Всего танков модификации Т-34-76 и Т-34-85 (с учетом производства по лицензии в Чехословакии и Польше) было выпущено порядка 70000 единиц. Это позволяет утверждать, что танки типа Т-34 являлись самыми массовыми в мире во второй половине ХХ столетия, пока рекорд не превзошло семейство созданных в Тагиле же танков Т-54/55.

    …К середине 1943 года, с появлением на вооружении немецкой армии танков "Тигр" и "Пантера", наметилось некоторое отставание советских бронемашин по боевым возможностям на поле боя. К концу этого же года конструкторским бюро Уральского танкового завода №183 (ныне Уралвагонзавод) в самые сжатые сроки был разработан и испытан новый танк Т-34-85, который уже в январе 1944 года начал поступать на вооружение Красной Армии. За эту работу Сталинской премии первой степени были удостоены замечательные конструкторы А.А. Морозов, А.А. Молоштанов, М.И. Таршинов, Б.А. Черняк, Я.И. Баран, В.Г. Матюхин, П.П. Васильев, А.И. Шпайхлер, а группа особо отличившихся конструкторов и работников опытного производства была награждена орденами и медалями СССР.

    Одновременно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года за выдающиеся заслуги в деле создания конструкции танка Т-34 и за дальнейшее его совершенствование конструкторское бюро завода (КБ-520) было награждено высшим знаком отличия СССР – орденом Ленина.

    От своего предшественника – Т-34-76, танк Т-34-85 отличался, в первую очередь, пушкой повышенного могущества калибра 85 мм и усиленной бронезащитой. Несмотря на значительное увеличение боевого веса, модернизированный танк сохранил подвижность и эксплуатационную надежность, что обеспечило более высокие, чем у немецких машин, возможности маневра огнем. Это преимущество, важное в любом случае, в ближнем бою становится просто бесценным.

    Т-34-85 полностью отвечал требованиям боевой обстановки, сложившейся к этому времени, и лишил "панцерваффе" наметившегося было преимущества. Тем самым он обеспечил превосходство советских танков в решающей фазе войны.

    Именно танк с пушкой калибра 85 мм вошел в историю мирового оружия как лучший танк Второй мировой войны. Это было признано как союзниками, так и генералами вермахта. Не случайно в рейтинге "Top ten tanks", составленном журналом Militari channel в 2006 году на основании опроса ведущих американских и английских экспертов, советский танк Т-34 признан лучшим танком всех времен и народов. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищенность, высшую оценку за освоение промышленностью. При этом репутация Т-34, завоеванная им на полях сражений, обеспечила танку высокий балл в категории "репутация среди противников (фактор страха)".

    При высочайшей боевой эффективности "тридцатьчетверку" отличали простота в эксплуатации, фантастическая надежность, безотказность и ремонтопригодность в полевых условиях. Уникальный научно-технический проект, который последовательно и неуклонно осуществлялся в течение всех военных лет, был единственно возможным для СССР в данной области вооружений. В этом, безусловно, огромная заслуга всех трудовых коллективов, заводов и КБ, обеспечивших крупносерийное производство танка, но в первую очередь это заслуга Уральского танкового завода №183 и его конструкторского бюро, являвшихся головным разработчиком и основным производителем прославленной боевой машины.

    В наступательных операциях завершающего периода Великой Отечественной войны огромную роль сыграли танковые войска. Самостоятельно и во взаимодействии со стрелковыми соединениями они прорывали глубоко эшелонированную оборону, осуществляли маневры на окружение вражеских войск, неотступно преследовали их, захватывали важные плацдармы и отражали ожесточенные контратаки гитлеровцев. Огромную роль сыграли бронированные войска и в разгроме японской армии в Маньчжурии.

    Вынесший на себе всю основную тяжесть сухопутных сражений, Т-34 стал символом славы советского оружия, символом освобождения и Победы. В знак признательности, в память об освободительной миссии Красной Армии в годы Великой Отечественной войны и в России, и во многих государствах мира установлено более 600 памятников этому танку. Даже в далекой Австралии, стране, которую совсем не затронули войны ХХ столетия, на постаменте стоит Т-34. За всю мировую историю войн ни один вид вооружения не удостаивался такой чести.

    Благодаря высоким боевым и эксплуатационным характеристикам Т-34-85 было уготовано уникальное боевое долголетие. Созданные в середине ХХ века, эти танки более шестидесяти лет находятся на вооружении многих зарубежных армий. Повоевали они в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Африке и на Ближнем Востоке. В последний раз Т-34-85 продемонстрировали свою боевую мощь в 90-х годах прошлого столетия, во время т.н. гражданской войны в Югославии.

    Во втором десятилетии ХХI столетия за право называться лучшим танком мира конкурируют немецкий "Леопард", американский "Абрамс", французский "Леклерк", израильский "Меркава" и, естественно, наш тагильский Т-90. Но "не стареют броней" и ветераны!

    В мае 2015 года – 70 лет Великой Победы в самой жестокой войне в истории человечества. Основным и решающим фактором этой победы был вклад нашей страны, в том числе – вклад танкостроителей.

Виктор ЯМОВ, ветеран труда Уралвагонзавода.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.05.2014.

 

Главная страница