До запуска ракеты – 20 дней

    Первый запуск ракеты-носителя "Союз-2" с космодрома Восточный пройдет 27 апреля в 05:01 мск. Сейчас проводятся заключительные испытания стартового комплекса, устраняются последние замечания. Новый российский космодром по многим характеристикам превосходит стартовые площадки других стран и, бесспорно, может претендовать на статус лучшего в мире. В его рождении принимали участие и тагильские криогенщики.

Уральские криогенщики на космодроме Восточный

Уральские криогенщики на космодроме Восточный

    Восточный – комплекс оборудования и систем, объединенных на площади более тысячи квадратных километров: стартовый комплекс ракеты-носителя, корпуса для испытаний и подготовки к запуску, объекты для предполетной и предстартовой подготовки космонавтов, кислородно-азотный и водородный заводы, измерительный комплекс, аэродром для приема всех существующих отечественных и зарубежных самолетов, современный город для проживания персонала с необходимыми медицинскими, социально-бытовыми, торговыми, культурно-развлекательными и спортивными объектами и т.д. Основная задача нового космодрома – сделать космическую деятельность Российской Федерации независимой от других стран, ведь легендарный Байконур находится на территории Казахстана.

    Если судить по планам Роскосмоса, то Восточному понадобится намного меньше времени, чем Байконуру для мирового признания. В этом году запланирован старт легкой ракеты "Союз-2", в 2020-м – тяжелой ракеты "Ангара-5". В 2021 году планируется начать испытания пилотируемого космического корабля в беспилотном варианте. А пилотируемый запуск с Восточного с экипажем Международной космической станции (МКС) может быть осуществлен в 2023 году. Кроме того, по словам главы корпорации "Роскосмос" Игоря Комарова, Россия к 2025 году нарастит орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли с 8 до 23 космических аппаратов, что позволит снизить зависимость России от иностранных поставщиков информации и выполнять международные обязательства в области глобального метеорологического наблюдения.

    В подготовке Восточного принимают участие более десятка отечественных предприятий, но ни одна российская компания не сможет выполнить задачи, возложенные на Уралкриомаш, входящий в корпорацию "Уралвагонзавод". За четыре года строительства нижнетагильские криогенщики изготовили и отгрузили на космодром большое количество уникальной криогенной продукции.

    В первую очередь речь идет о системах заправки горючим: керосином и нафтилом всех трех ступеней ракеты-носителя. Кроме того, тагильчане разработали и изготовили несколько образцов совершенно новых железнодорожных цистерн для доставки сжиженных кислорода и азота с емкостями в экранно-вакуумной изоляции. Кислород используется как окислитель ракеты-носителя, азот – как нейтральная криогенная жидкость.

    Весь 2015 год несколько работников Уралкриомаша жили и работали на новом космодроме: монтировали оборудование, принимали участие в пусконаладочных работах. 2016 год также начался с выездов на Дальний Восток. В группе тагильчан – только лучшие специалисты: генеральный конструктор АО "Уралкриомаш" Олег Черемных, главный конструктор по стационарным спецсистемам Александр Мазо, начальник отдела эксплуатационной документации и внешних работ Василий Жевак, инженер-конструктор Антон Петровский, ведущий инженер-конструктор отдела Николай Бессонов, начальник отдела горючего Анатолий Бызов. Сейчас заводчане в Тагиле, но за несколько дней до запуска ракеты-носителя опять поедут на Восточный для проведения последних комплексных испытаний.

    Не дожидаясь окончания строительства первой стартовой площадки, криогенщики получили техническое задание на создание второй – под тяжелую ракету-носитель "Ангара". На нее Роскосмос возлагает большие надежды. Речь идет как о выведении разгонных блоков, а далее спутников на круговые орбиты Земли и отлетные траектории, так и выведении на орбиту транспортного пилотируемого корабля. Конструкторская документация разрабатывается, а оборудование изготавливается в настоящее время и поступит на космодром к 2020 году.

    Весь мир следит за судьбой Восточного, мы ждем удачного старта, ведь от этого зависит репутация Российской Федерации. Со своей стороны Уралкриомаш выполнил все взятые на себя обязательства.

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото из архива Уралкриомаша

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 08.04.2016, №13.

Восточный. Старт успешный!

    28.04.2016 на космодроме Восточный состоялся первый космический запуск. Ракета-носитель "Союз-2.1а" с тремя российскими спутниками успешно вышла на заданную орбиту.

Космодром Восточный

    В числе предприятий, которые принимали самое непосредственное участие в подготовке космодрома, акционерное общество "Уралкриомаш". На Восточном специалисты Уралкриомаша участвовали в создании стартового комплекса "Союз-2.1а" – его транспортного и заправочного оборудования. Проект включил в себя работы по созданию оборудования для доставки компонентов топлива и хранилищ ракетного топлива. Так, тагильчанами создан и сертифицирован вагон-цистерна модели 15-558С-04 для перевозки и хранения жидких кислорода, азота, аргона. 20 таких цистерн в соответствии с контрактом с Роскосмосом были произведены и доставлены на Восточный. Кроме того, на Уралкриомаше было изготовлено емкостное оборудование для хранения керосина и нафтила всех трех ступеней ракеты-носителя, а также арматурные блоки с электрооборудованием, КИПом и пневмоуправлением. Шеф-монтаж и пусконаладку данного оборудования на космодроме также выполняли тагильские специалисты.

    Огромный опыт и безупречная репутация позволили тагильским криогенщикам получить техническое задание и на создание второй очереди космодрома Восточный – под тяжелую ракету-носитель "Ангара". Речь идет как о выведении разгонных блоков, а далее спутников на круговые орбиты Земли и отлетные траектории, так и выведении на орбиту транспортного пилотируемого корабля. Планируется, что оборудование поступит на космодром к 2020 году.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 29.04.2016, №16-17.

Обратный отсчет

2016 год – 55-я годовщина полета человека в космос

    Второй месяц весны может войти в историю еще одной знаковой датой. После завершения испытаний начнется обратный отсчет до первого пуска с космодрома "Восточный". 27 апреля ракета-носитель "Союз-2" доставит на орбиту три спутника. В историческом событии примут участие тагильчане. Уралкриомаш был задействован в строительстве стартового комплекса "Союз-2", ключевого объекта космодрома. Представить только: его размеры равны площади шести футбольных полей.

    Беседа с генеральным конструктором Уралкриомаша Олегом ЧЕРЕМНЫХ.

    – Олег Яковлевич, как продвигаются работы на "Восточном"?

Макет и строительство космодрома

Макет и строительство космодрома

    – В начале 2016 года была осуществлена доставка криогенных компонентов в цистернах производства Уралкриомаша на стартовый комплекс, жидкий азот и кислород слиты в хранилища. Завершены пуско-наладочные работы и автономные испытания наших систем. В марте пройден первый этап комплексных испытаний вместе с ракетоносителем. Завершающий этап стартует в 20-х числах апреля. Если все пройдет благополучно, госкомиссия примет решение о пуске ракетоносителя "Союз-2". Заправка горючим – охлажденными керосином и нафтилом – пройдет за три часа до пуска, в ней будут участвовать специалисты Уралкриомаша.

    С конца 2014 года наши работники постоянно выезжали на "Восточный". Главный конструктор Александр Мазо, начальники ведущих отделов Анатолий Бызов, Василий Жевак, ведущие инженеры Николай Бессонов, Антон Петровский непосредственно занимались пуско-наладочными работами и проведением автономных испытаний, а сейчас в этом же составе выйдут на комплексные испытания и подготовку пуска. Это очень ответственные сотрудники, каждый – профессионал в своем направлении. Александр Мазо и Василий Жевак работают на предприятии уже около 30 лет. Остальные – молодые специалисты, выпускники Нижнетагильского технологического института, они проходили практику и дипломное проектирование на Уралкриомаше. Отработав несколько лет на предприятии, возглавили отделы. Мы продолжаем сотрудничать с институтом в плане подготовки кадров, в этом году ждем еще десять дипломников. Если они захотят работать у нас – мы предоставим такую возможность.

    – "Восточный" остается главным направлением в работе предприятия?

Олег Черемных

Олег Черемных

    – Помимо "Восточного" выполняем заказы для военного космодрома "Плесецк". Проектируем системы заправки переохлажденным кислородом разгонного блока ракетоносителя тяжелого класса "Ангара". Подобный блок заправляем на "Байконуре", опыт у нас есть. Аналогичная система планируется и на космодроме "Восточный", где стартовый комплекс для "Ангары" построят во вторую очередь. Это будет уже пилотируемый старт, он позволит осуществлять полеты на Луну и Марс, на дальние планеты. Именно с него полетит экипаж МКС. Объем работ по "Ангаре" значительно больше, чем по стартовому комплексу "Союз-2".

Так выглядит "Восточный" с борта МКС. Снимок сделан космонавтом Сергеем Волковым. На фото виден стартовый комплекс (в нижнем левом углу), откуда состоится запуск ракетоносителя "Союз-2", в середине – монтажно-испытательные корпуса, где ракеты собирают. Эти объекты соединены железной дорогой, по которой "Союзы" будут транспортировать на старт.

Так выглядит "Восточный" с борта МКС. Снимок сделан космонавтом Сергеем Волковым. На фото виден стартовый комплекс (в нижнем левом углу), откуда состоится запуск ракетоносителя "Союз-2", в середине – монтажно-испытательные корпуса, где ракеты собирают. Эти объекты соединены железной дорогой, по которой "Союзы" будут транспортировать на старт.

    В России, да и вообще в СНГ, остались два криогенных предприятия. Балашихинский Криогенмаш больше ориентируется на производство возду-хоразделительных установок. А наша специфика, прежде всего, транспортное оборудование, доставка криогенных компонентов – жидких кислорода, азота, аргона, водорода. Уралкриомаш загружен работой до 202б года. В перспективе – разработка современных железнодорожных средств доставки жидкого водорода, а также контейнеров-цистерн для доставки горючего нафтила. Кроме того, разрабатываются проекты, которые могут заменить обычный, к примеру, керосин на сжиженный природный газ.

    – Очевидно, что будущее – за природным газом. Топливо считается экологически чистым и применяется на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. Для России это новое направление, хотя в Европе уже освоено. В 2015 году вы говорили, что к вам обращаются судопроизводители с тем, чтобы вы обеспечили их всеми средствами. Как далеко удалось продвинуться в этом направлении?

    – В Санкт-Петербурге создана целая ассоциация, в обязанности которой входит содействовать использованию сжиженного природного газа на транспорте. Но это направление, как ни странно, развивается очень медленно. По заказу РЖД разработаны газотурбовоз и маневровый тепловоз, но, видимо, из-за отсутствия средств дальнейшие работы приостановлены. В Германии, например, запрещено использовать дизтопливо, все суда переведены на сжиженный природный газ. Надеемся, что в России мы тоже к этому придем.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    Фото Сергея Казанцева.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.04.2016.

 

Главная страница