Пожарная охрана Уралвагонзавода

    Пожарная охрана Уралвагонзавода была организована в начале его строительства. В июне 1931 года приступили к возведению первых домов, почти все постройки были сгораемыми. Рабочие и технический персонал жили в бараках, шалашах и палатках. Вопрос снабжения водой в первые месяцы стройки решался весьма примитивно: у каждого объекта рыли колодцы, на случай пожаротушения делали водоемы. Но вскоре вопрос водоснабжения опять зазвучал остро: воды не хватало не только в плане пожаротушения, но и в быту. Тогда было принято решение возведения плотины на реке малая Кушва, сделали водозабор и провели полуторакилометровый водопровод, который подавал всего четыре литра в секунду, но и это стало большим достижением. В июле 1935 года в эксплуатацию был сдан уже девятикилометровый мощный промышленно-противопожарный водопровод.

Пожарная команда рабочего поселка ТЭЦ, 1935 год

Пожарная команда рабочего поселка ТЭЦ, 1935 год

    После пуска в строй вагоностроительного гиганта его пожарная охрана насчитывала 500 человек: пять пожарных команд и один отдельный пост охраняли рабочие поселки и цехи Уралвагонзавода. На вооружении было пять автоцистерн ПМЗ-1, АМО, ПМТ-1, автонасос емкостью 3 куб. м и девять конно-бочечных ходов. В поствоенное время на вооружении появился пожарный танк.

 

    Приказ № 225 от 27 июня 1936 года по Управлению Уральского вагоностроительного завода.

    "Пожарную охрану принять согласно акту, зачислить в штат завода и подчинить пом. директора т. Ищенко.

    Оборудование, инвентарь, жилые дома – принять на баланс завода согласно ведомостей, приложенных к акту приёмки".

    Директор УВЗ Павлоцкий

    Именно этим приказом и отмечен день рождения пожарной охраны Уралвагонзавода. Конечно, по этому поводу могут возникнуть сомнения и даже споры, кто-то может сказать, что пожарная охрана существовала и раньше. Да, существовала. Но относилась она тогда к Уралвагонстрою – строительной организации. А непосредственно заводским подразделением на предприятии она стала только с момента ее передачи согласно вышеуказанному приказу. В 1941 году пожарная охрана уменьшилась до 300 человек, так как многие ушли на фронт, полностью ликвидированы конные ходы, вся пожарная охрана перешла на автоцистерны, появились пожарные поезда, а также на территорию с крупным машиностроительным заводом прибыл отряд ВПО НКВД из Харькова. Шло срочное строительство боевых машин для вооружения всех фронтов. На долю пожарной охраны УВЗ выпала боевая задача: предостеречь от пожаров все производственные мощности предприятия.

    В 1947 году расположение пожарной охраны было перенесено ввиду ветхости из деревянного здания, где сейчас находится брызгальный бассейн ТЭЦ, в здание холодного склада главного энергетика. С тех пор и по настоящее время там находится отделение профилактики пожаров 31-й пожарной части.

    Ввиду реорганизации 1 апреля 2016 года 31-я пожарная часть была переименована в отделение профилактики пожаров 54-й пожарно-спасательной части второго ОФПС по Свердловской области. Ежедневно в любую погоду, в будни, праздники и выходные из этого здания расходится инспекторский состав по своим объектам, расположенным на Уралвагонзаводе, для выполнения главной задачи – предотвратить возникновение пожара, а если он возник, сделать все, чтобы его быстро потушить, спасти людей и сохранить государственное имущество.

Пожарный танк 30-й ПЧ, 1969 год

Пожарный танк 30-й ПЧ, 1969 год

Учения в 54-й ПСЧ, 2015 год

Учения в 54-й ПСЧ, 2015 год

Современный пожарный автомобиль, 2016 год.

Современный пожарный автомобиль, 2016 год.

    Основной корпус 54-й пожарно-спасательной части расположен возле второй проходной, на ее вооружении стоят четыре пожарных караула и семь единиц техники, одна из которых – машина нового поколения.

Александр ПАНОВИЧ, старший инспектор ОПП 54-й ПСЧ.

    Фото из архива 54-й ПСЧ

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 03.11.2016, №43.

    Еще статья по истории пожарной охраны Уралвагонзавода здесь.

 

Главная страница