Испытание характера

    В ноябре 2016 года Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения отмечает свой 75-й день рождения на тагильской земле. Мне и многим из ветеранов УКБТМ довелось застать еще в строю "первопроходцев", творцов бронетанковой техники. Мы и нынешнее поколение у них в неоплатном долгу.

Преемственность поколений

    Во все времена неотъемлемой частью конструкторского бюро (отдел 520) был и остается экспериментальный цех 540, именуемый теперь опытным производством. Здесь руками умельцев, под стать лесковскому Левше, изготовлялись, порой без всякой оснастки, сложнейшие детали, узлы и механизмы. Здесь осуществлялись головоломные эксперименты, исследования, проверки, испытания. Здесь выносились суровые приговоры. Здесь не давались путевки в жизнь отработанным изделиям и постановке их в серийное производство. Сердцем опытного производства является сборочный цех. Здесь происходит закладка нового изделия, сварка, сборка узлов и механизмов, их проверка и дальнейшие испытания.

    Большую роль в создании боеспособного коллектива сыграл один из первых руководителей сборки Исаак Битенский, старейший водитель-испытатель. Имея начальное образование, он хорошо разбирался в технической документации. До войны он был механиком-водителем в опытном цехе Харьковского завода и вел в 1939 году один из двух танков Т-34 из Харькова в Москву для показа в Кремле (знаменитый "звездный пробег"). На Красной площади Исаак Битенский удостоился рукопожатия Иосифа Сталина. Авторитет у Исаака Григорьевича был высок: взвешенность, рациональность, спокойствие, отличное знание сборочных работ позволяли ему вместе с коллективом решать поставленные руководством задачи по изготовлению опытных образцов. Именно он сумел создать коллектив, который на протяжении более двух десятков лет с гордостью нес славные традиции танкостроителей.

    Особенно ярко в 1950-е – 1980-е годы проявили себя механики-водители. Если в 1950-е основная нагрузка по сборке и испытанию изделий приходилась на опытных механиков-водителей Литвина, Иванова, Попова, Рулева, Папирного, Бабичева, Брагина, Носика, Вязовика, то к концу 1950-х годов появилась новая плеяда испытателей, которые начинали рабочий путь еще подростками в грозные годы войны или после службы в рядах Советской армии. Володченко, Корольков, Назаренко, Серков, Болтинов, Гордин, Перевозкин, Ткачев уверенно приняли эстафету славных дел и традиций старшего поколения. Каждый из них имел свой трудовой почерк, свой характер, но их объединяло одно – они были испытателями и очень гордились этим, каждый из них был личностью, это были не просто "работяги", а настоящие профессионалы, творцы. Интересно то, что в большинстве своем они не имели даже восьмилетнего образования, но нужно было видеть их в работе, в том числе с чертежами. Для них не составляло труда разобраться с самыми сложными чертежами и все это реализовать на изделиях. Работали тогда в две смены, и между ними шло соперничество за качество сборки, выполнение сменных заданий. И это не мудрено, ведь бригадирами водителей-испытателей были Володченко и Назаренко, которые во время службы в армии являлись старшинами роты в одном батальоне. Полная противоположность в характерах. Володченко старался делать всю работу сам, именно ему, учитывая его высокий профессионализм, была доверена обкатка изделия с газотурбинным двигателем. Назаренко был лидером, мог сплотить вокруг себя испытателей и решать с ними любые задачи.

Неожиданный полет

    Михаил Болтинов неоднократно участвовал в подготовке танков для прохождения в параде на Красной площади. А в феврале 1971 года, во время испытаний танка Т-72 в Забайкалье, он, уклоняясь от огромного провала (капонира), внезапно возникшего на пути танка, перемахнул через него, заставив танк пролететь по воздуху более восьми метров. Растеряйся Михаил Терентьевич, притормози или поверни танк – не миновать бы гибели всему экипажу (скорость движения танка – 65 км/час). В составе экипажа в то время находился бывший главный конструктор Карцев и руководитель представительства заказчика в Нижнем Тагиле полковник Кузьмин.

Испытание танка Т-72. 1970-е годы

Испытание танка Т-72. 1970-е годы

    Борис Гордин наиболее ярко проявил себя в местах испытаний. Воспи-танник детского дома, он рано познал труд и считал своим долгом воспитывать трудолюбие в окружающих. Во время "звездного пробега" в 1976 году происходила замена двигателя в полевых условиях. Члены государственной комиссии во главе с генерал-полковником Потаповым (начальник ГБТУ), обступив танк, мешали производить работу. Гордин разрешил ситуацию своеобразно. Покинув трансмиссию, он, не взирая на чины и ранги, своим зычным голосом предложил им взять ключи и помочь экипажу. Через минуту вокруг машины никого не было. По окончании испытаний Потапов лично приказал Крутякову, директору УВЗ, включить Гордина в число награжденных. Его любили все, особенно солдаты, которые испытывали тагильские танки. С их легкой руки за ним укрепилось прозвище дед бронетанковых войск.

"Звездные бега"

    В начале 1960-х годов количественный состав механиков-водителей пополнился за счет механиков, которые прошли службу в танковых войсках – Домрачева, Ганичева, Перминова, Кибардина, Семерикова, Серегина, Расстольной. Домрачев был непревзойденным мастером по линейным пробегам. В нем царила какая-то необузданная страсть по набранному километражу за рабочую смену. Если остальные экипажи за смену набирали 180-190 км, то экипаж Домрачева всегда выходил за отметку в 210 км.

    В конце 1960-х – начале 1970-х годов в жизни конструкторского отдела 520 и экспериментального цеха 540 произошли два важных события. К лету 1968 года был изготовлен первый опытный образец "объекта 172", который с июля месяца стал проходить заводские испытания. Во-вторых, в соответствии с приказом министра оборонной промышленности СССР № 479 от 13 ноября 1971 года два подразделения – конструкторское бюро (отдел 520) и опытное производство КБ (цех 540) – слились в одно целое. Работы в это время в опытном производстве было непочатый край. В этот период пополнение механиков-водителей было самым массовым за все время существования опытного производства. В основном принимались на работу демобилизованные механики, которые проходили службу на танках Т-62. Молодое поколение – Тонков, Митькин, Белоусов, Маслеев, Кашин, Попов, Васильев, Черемных, Приданников, Шульгин, Енговатов, Болтинов, Бубенчиков, Антонов, Котов, Игнатьев, Ковердяев, Медведев, Халиченко – сразу окунулось в напряженный ритм опытного производства. Полным ходом шла сборка опытных образцов, их заводские испытания. В ходе проводимых испытаний танки проходили не менее десяти тысяч километров, испытывались в две, а иногда и в три смены. Особые трудности для испытаний приходились на весну и осень – рабочая одежда испытателей не всегда успевала просохнуть.

    Интересно отметить одну важную деталь – творческое единение конструкторов и рабочих опытного производства. Конструкторы ждали возвращения машин из пробега, где получали практические советы от испытателей. Патриотизм рабочих опытного производства был запределен. Всем хотелось увидеть свое детище в серийном производстве.

    Испытания пятнадцати танков "объект 172М", проведенные во второй половине 1972 года, оказались первой ласточкой в череде войсковых испытаний, где наряду с тагильским танком, начиная со второй половины 1970-х годов, принимали участие танки Т-64 (Харьков) и Т-80 (Ленинград). Испытания эти проводились в течение нескольких лет, начиная с 1976 года, и получили в отрасли название "звездных бегов".

Танк "Армата" на Красной площади. 9 Мая 2016 года. Управляет Т-14 водитель-испытатель УКБТМ Дмитрий Свирихин (справа)

Танк "Армата" на Красной площади. 9 Мая 2016 года. Управляет Т-14 водитель-испытатель УКБТМ Дмитрий Свирихин (справа)

    Каждый раз из сотрудников КБ и опытного производства для участия в бегах формировались бригады по несколько десятков человек. Это была особая жизнь, жизнь на пределе сил, период, когда на тысячекилометровых трассах показывали свои возможности машины-конкуренты, и от результата зависело, чья – ленинградская, харьковская или тагильская – будет признана лучшей. Начиная с первых испытаний, характерной особенностью стало привлечение молодых специалистов-водителей.

    Первопроходцы в этом нелегком деле – Тонков, Белоусов, Митькин, Васильев, Енговатов. Особое положение среди молодых испытателей занимал Анатолий Тонков. Обладая феноменальной памятью, он в совершенстве овладел профессией слесаря-сборщика и получил от товарищей прозвище профессор. Когда велась сборка изделия, то не нужно было заглядывать в паспорт – спроси Анатолия, и он точно подскажет чертеж, по которому нужно устанавливать необходимый агрегат, прокладывать топливную систему и т.д.

    Постепенно молодые водители-испытатели вытеснили более старших товарищей в "звездных бегах". Настоящее мужество и героизм они продемонстрировали при замене двигателя на Кольском полуострове – его меняли на вершине сопки при -40°С. Кожа на ладонях трещала от холодных ожогов, но водители выдержали. Двигатель был заменен, и танк продолжил дальнейшие испытания.

    Особое место в "звездных бегах" занимает Анатолий Попов. Он – рекордсмен в их участии. Из десяти проведенных мероприятий в шести участвовал Анатолий Степанович.

    С легкой руки молодых механиков-водителей Попов получил ласковое прозвище колокольчик. Неоднократными участниками "звездных бегов" были Енговатов, Белоусов, Чернов, Болтинов, Ковердяев, Митькин, Кашин.

Продолжатели традиций

    В начале 1980-х годов сборочный цех получил новое пополнение механиков-водителей. Домрачев, Кибардин, потомственные механики, а также Кистанов и Сазонов влились в дружный коллектив. Службу в рядах Советской армии они проходили на тагильских танках, так что работа в цехе для них была не нова.

    Конец 1980-х – начало 1990-х годов – время напряженной работы для УКБТМ по созданию нового танка Т-90. Однако тяжелое финансово-экономическое положение, сложившееся в стране, не могло не затронуть и наше предприятие. Заработная плата упала, УКБТМ потерял значительную часть опытных водителей: одни уходили на заслуженный отдых, другие находили иные места работы. Однако благодаря добросовестному и самоотверженному труду механиков-водителей – Ганичева, Тонкова, Попова, Енговатова, Семерякова, Чернова, Ткачева, Карпунина, Митькина, Белоусова, – задачи, стоящие перед ними по сборке и про ведению испытаний танка Т-90 были успешно преодолены.

    В этот период была проведена большая работа по созданию инженерных и специальных машин (ИМР-2МА, БМР-3М0, а также сборка боевой машины поддержки танков (БМПТ), которая в качестве ходового макета опытного образца открыто была показана на выставке вооружения URAL EXPO ARMS-2000.

    В конце 1990-х – начале 2000 годов в УКБТМ большие работы были проведены по гражданской продукции. Созданы малогабаритные погрузчики ПУМ-500, ПУМ-600, ПУМ-1000, гидравлический полноповоротный экскаватор ЭО 33211. С 2001 года в опытном производстве УКБТМ началось изготовление партии учебно-тренировочных средств (УТС) для Индии. В этот период в сборочный цех были приняты механики-водители – Блинов, Качилов, Плехов, Свирихин, Тимашев, Шабриков, – которые за короткий срок полностью овладели специальностью водителя-испытателя. Они вместе с более молодыми коллега-ми – Галимовым-Пивоваровым, Кокотеевым, Ереминым, Родиным – успешно продолжают славные традиции старшего поколения.

Валентин ЗАТРАВКИН, ветеран УКБТМ.

    Фото из архива УКБТМ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.11.2016, №44.

Испытание характера

    В ноябре 2016 года Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения отмечает свой 75-й день рождения на тагильской земле. Мне и многим из ветеранов УКБТМ довелось застать еще в строю "первопроходцев", творцов бронетанковой техники. Мы и нынешнее поколение у них в неоплатном долгу.

Преемственность поколений

    Во все времена неотъемлемой частью конструкторского бюро (отдел 520) был и остается экспериментальный цех 540, именуемый теперь опытным производством. Здесь руками умельцев, под стать лесковскому Левше, изготовлялись, порой без всякой оснастки, сложнейшие детали, узлы и механизмы. Здесь осуществлялись головоломные эксперименты, исследования, проверки, испытания. Здесь выносились суровые приговоры. Здесь не давались путевки в жизнь отработанным изделиям и постановке их в серийное производство. Сердцем опытного производства является сборочный цех. Здесь происходит закладка нового изделия, сварка, сборка узлов и механизмов, их проверка и дальнейшие испытания.

    Большую роль в создании боеспособного коллектива сыграл один из первых руководителей сборки Исаак Битенский, старейший водитель-испытатель. Имея начальное образование, он хорошо разбирался в технической документации. До войны он был механиком-водителем в опытном цехе Харьковского завода и вел в 1939 году один из двух танков Т-34 из Харькова в Москву для показа в Кремле (знаменитый "звездный пробег"). На Красной площади Исаак Битенский удостоился рукопожатия Иосифа Сталина. Авторитет у Исаака Григорьевича был высок: взвешенность, рациональность, спокойствие, отличное знание сборочных работ позволяли ему вместе с коллективом решать поставленные руководством задачи по изготовлению опытных образцов. Именно он сумел создать коллектив, который на протяжении более двух десятков лет с гордостью нес славные традиции танкостроителей.

    Особенно ярко в 1950-е – 1980-е годы проявили себя механики-водители. Если в 1950-е основная нагрузка по сборке и испытанию изделий приходилась на опытных механиков-водителей Литвина, Иванова, Попова, Рулева, Папирного, Бабичева, Брагина, Носика, Вязовика, то к концу 1950-х годов появилась новая плеяда испытателей, которые начинали рабочий путь еще подростками в грозные годы войны или после службы в рядах Советской армии. Володченко, Корольков, Назаренко, Серков, Болтинов, Гордин, Перевозкин, Ткачев уверенно приняли эстафету славных дел и традиций старшего поколения. Каждый из них имел свой трудовой почерк, свой характер, но их объединяло одно – они были испытателями и очень гордились этим, каждый из них был личностью, это были не просто "работяги", а настоящие профессионалы, творцы. Интересно то, что в большинстве своем они не имели даже восьмилетнего образования, но нужно было видеть их в работе, в том числе с чертежами. Для них не составляло труда разобраться с самыми сложными чертежами и все это реализовать на изделиях. Работали тогда в две смены, и между ними шло соперничество за качество сборки, выполнение сменных заданий. И это не мудрено, ведь бригадирами водителей-испытателей были Володченко и Назаренко, которые во время службы в армии являлись старшинами роты в одном батальоне. Полная противоположность в характерах. Володченко старался делать всю работу сам, именно ему, учитывая его высокий профессионализм, была доверена обкатка изделия с газотурбинным двигателем. Назаренко был лидером, мог сплотить вокруг себя испытателей и решать с ними любые задачи.

Неожиданный полет

    Михаил Болтинов неоднократно участвовал в подготовке танков для прохождения в параде на Красной площади. А в феврале 1971 года, во время испытаний танка Т-72 в Забайкалье, он, уклоняясь от огромного провала (капонира), внезапно возникшего на пути танка, перемахнул через него, заставив танк пролететь по воздуху более восьми метров. Растеряйся Михаил Терентьевич, притормози или поверни танк – не миновать бы гибели всему экипажу (скорость движения танка – 65 км/час). В составе экипажа в то время находился бывший главный конструктор Карцев и руководитель представительства заказчика в Нижнем Тагиле полковник Кузьмин.

Испытание танка Т-72. 1970-е годы

Испытание танка Т-72. 1970-е годы

    Борис Гордин наиболее ярко проявил себя в местах испытаний. Воспи-танник детского дома, он рано познал труд и считал своим долгом воспитывать трудолюбие в окружающих. Во время "звездного пробега" в 1976 году происходила замена двигателя в полевых условиях. Члены государственной комиссии во главе с генерал-полковником Потаповым (начальник ГБТУ), обступив танк, мешали производить работу. Гордин разрешил ситуацию своеобразно. Покинув трансмиссию, он, не взирая на чины и ранги, своим зычным голосом предложил им взять ключи и помочь экипажу. Через минуту вокруг машины никого не было. По окончании испытаний Потапов лично приказал Крутякову, директору УВЗ, включить Гордина в число награжденных. Его любили все, особенно солдаты, которые испытывали тагильские танки. С их легкой руки за ним укрепилось прозвище дед бронетанковых войск.

"Звездные бега"

    В начале 1960-х годов количественный состав механиков-водителей пополнился за счет механиков, которые прошли службу в танковых войсках – Домрачева, Ганичева, Перминова, Кибардина, Семерикова, Серегина, Расстольной. Домрачев был непревзойденным мастером по линейным пробегам. В нем царила какая-то необузданная страсть по набранному километражу за рабочую смену. Если остальные экипажи за смену набирали 180-190 км, то экипаж Домрачева всегда выходил за отметку в 210 км.

    В конце 1960-х – начале 1970-х годов в жизни конструкторского отдела 520 и экспериментального цеха 540 произошли два важных события. К лету 1968 года был изготовлен первый опытный образец "объекта 172", который с июля месяца стал проходить заводские испытания. Во-вторых, в соответствии с приказом министра оборонной промышленности СССР № 479 от 13 ноября 1971 года два подразделения – конструкторское бюро (отдел 520) и опытное производство КБ (цех 540) – слились в одно целое. Работы в это время в опытном производстве было непочатый край. В этот период пополнение механиков-водителей было самым массовым за все время существования опытного производства. В основном принимались на работу демобилизованные механики, которые проходили службу на танках Т-62. Молодое поколение – Тонков, Митькин, Белоусов, Маслеев, Кашин, Попов, Васильев, Черемных, Приданников, Шульгин, Енговатов, Болтинов, Бубенчиков, Антонов, Котов, Игнатьев, Ковердяев, Медведев, Халиченко – сразу окунулось в напряженный ритм опытного производства. Полным ходом шла сборка опытных образцов, их заводские испытания. В ходе проводимых испытаний танки проходили не менее десяти тысяч километров, испытывались в две, а иногда и в три смены. Особые трудности для испытаний приходились на весну и осень – рабочая одежда испытателей не всегда успевала просохнуть.

    Интересно отметить одну важную деталь – творческое единение конструкторов и рабочих опытного производства. Конструкторы ждали возвращения машин из пробега, где получали практические советы от испытателей. Патриотизм рабочих опытного производства был запределен. Всем хотелось увидеть свое детище в серийном производстве.

    Испытания пятнадцати танков "объект 172М", проведенные во второй половине 1972 года, оказались первой ласточкой в череде войсковых испытаний, где наряду с тагильским танком, начиная со второй половины 1970-х годов, принимали участие танки Т-64 (Харьков) и Т-80 (Ленинград). Испытания эти проводились в течение нескольких лет, начиная с 1976 года, и получили в отрасли название "звездных бегов".

Танк "Армата" на Красной площади. 9 Мая 2016 года. Управляет Т-14 водитель-испытатель УКБТМ Дмитрий Свирихин (справа)

Танк "Армата" на Красной площади. 9 Мая 2016 года. Управляет Т-14 водитель-испытатель УКБТМ Дмитрий Свирихин (справа)

    Каждый раз из сотрудников КБ и опытного производства для участия в бегах формировались бригады по несколько десятков человек. Это была особая жизнь, жизнь на пределе сил, период, когда на тысячекилометровых трассах показывали свои возможности машины-конкуренты, и от результата зависело, чья – ленинградская, харьковская или тагильская – будет признана лучшей. Начиная с первых испытаний, характерной особенностью стало привлечение молодых специалистов-водителей.

    Первопроходцы в этом нелегком деле – Тонков, Белоусов, Митькин, Васильев, Енговатов. Особое положение среди молодых испытателей занимал Анатолий Тонков. Обладая феноменальной памятью, он в совершенстве овладел профессией слесаря-сборщика и получил от товарищей прозвище профессор. Когда велась сборка изделия, то не нужно было заглядывать в паспорт – спроси Анатолия, и он точно подскажет чертеж, по которому нужно устанавливать необходимый агрегат, прокладывать топливную систему и т.д.

    Постепенно молодые водители-испытатели вытеснили более старших товарищей в "звездных бегах". Настоящее мужество и героизм они продемонстрировали при замене двигателя на Кольском полуострове – его меняли на вершине сопки при -40°С. Кожа на ладонях трещала от холодных ожогов, но водители выдержали. Двигатель был заменен, и танк продолжил дальнейшие испытания.

    Особое место в "звездных бегах" занимает Анатолий Попов. Он – рекордсмен в их участии. Из десяти проведенных мероприятий в шести участвовал Анатолий Степанович.

    С легкой руки молодых механиков-водителей Попов получил ласковое прозвище колокольчик. Неоднократными участниками "звездных бегов" были Енговатов, Белоусов, Чернов, Болтинов, Ковердяев, Митькин, Кашин.

Продолжатели традиций

    В начале 1980-х годов сборочный цех получил новое пополнение механиков-водителей. Домрачев, Кибардин, потомственные механики, а также Кистанов и Сазонов влились в дружный коллектив. Службу в рядах Советской армии они проходили на тагильских танках, так что работа в цехе для них была не нова.

    Конец 1980-х – начало 1990-х годов – время напряженной работы для УКБТМ по созданию нового танка Т-90. Однако тяжелое финансово-экономическое положение, сложившееся в стране, не могло не затронуть и наше предприятие. Заработная плата упала, УКБТМ потерял значительную часть опытных водителей: одни уходили на заслуженный отдых, другие находили иные места работы. Однако благодаря добросовестному и самоотверженному труду механиков-водителей – Ганичева, Тонкова, Попова, Енговатова, Семерякова, Чернова, Ткачева, Карпунина, Митькина, Белоусова, – задачи, стоящие перед ними по сборке и про ведению испытаний танка Т-90 были успешно преодолены.

    В этот период была проведена большая работа по созданию инженерных и специальных машин (ИМР-2МА, БМР-3М0, а также сборка боевой машины поддержки танков (БМПТ), которая в качестве ходового макета опытного образца открыто была показана на выставке вооружения URAL EXPO ARMS-2000.

    В конце 1990-х – начале 2000 годов в УКБТМ большие работы были проведены по гражданской продукции. Созданы малогабаритные погрузчики ПУМ-500, ПУМ-600, ПУМ-1000, гидравлический полноповоротный экскаватор ЭО 33211. С 2001 года в опытном производстве УКБТМ началось изготовление партии учебно-тренировочных средств (УТС) для Индии. В этот период в сборочный цех были приняты механики-водители – Блинов, Качилов, Плехов, Свирихин, Тимашев, Шабриков, – которые за короткий срок полностью овладели специальностью водителя-испытателя. Они вместе с более молодыми коллега-ми – Галимовым-Пивоваровым, Кокотеевым, Ереминым, Родиным – успешно продолжают славные традиции старшего поколения.

Валентин ЗАТРАВКИН, ветеран УКБТМ.

    Фото из архива УКБТМ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.11.2016, №44.

 

Главная страница