По стопам отца

Олег и Валентин Домрачевы. 1970-е годы

Олег и Валентин Домрачевы. 1970-е годы

    История УКБТМ всегда была богата яркими представителями водителей-испытателей. Один из них – Валентин Константинович Домрачев – пришел в экспериментальный цех 540 на участок сборки в 1959 году после службы в Советской армии.

Мастер линейных пробегов

    В танковых войсках Валентин был механиком-водителем, где в совершенстве овладел воинской специальностью на танках Т-54, Т-55 и закончил ее старшим механиком-водителем роты. На участке сборки Домрачеву повезло с наставником – Иваном Петровичем Бабичевым – одним из лучших механиков. Он имел уникальную особенность – был не только прекрасным механиком, но и отличным слесарем-сборщиком. Свое мастерство он передал Валентину Домрачеву. Многие думают, что механики-водители испытывают танки только в пробеговых испытаниях, но это не так. В опытном производстве механики собирают танк как слесари-сборщики. Валентин Домрачев вышел на ведущие роли по сборке узлов и агрегатов танка. В это время проходили первые этапы полигонно-заводских испытаний опытных образцов танка "Объект 167". Валентин Константинович показал себя мастером по линейным пробегам. В нем царила какая-то необузданная страсть к набранному километражу. Экипаж Домрачева всегда набирал за смену на 20-30 км больше других экипажей.

    Особенно ярко талант Валентина Домрачева проявился при сборке и испытаниях танка Т-72. В сборочном цехе опытного производства УКБТМ была введена практика сборки так называемых "партийных машин". Во главе сборщиков назначался ответственный механик-водитель из числа коммунистов. Домрачев входил в эту когорту. В состав бригады Валентин взял своего наставника Ивана Бабичева, а также Михаила Брагина и молодых – Леонида Белоусова, Владимира Митькина.

    Азарт, который был у Домрачева при проведении линейных пробегов, оставался у него и при сборке танка. Он не давал себе ни минуты передышки: закончив установку узла или агрегата, Валентин, не мешкая, шел в кладовую и начинал комплектовать следующий узел или агрегат. Он не умел проигрывать, всегда хотел быть первым. При сборке изделия конструкторы всегда советовались с Валентином Константиновичем. Именно благодаря таким труженикам, каким являлся Валентин Домрачев, был и создан самый массовый танк – Т-72. В 1981 году Валентин Домрачев был направлен в командировку в ГДР, где в течение двух лет оказывал помощь в организации работ по сборке и проведению ходовых испытаний танка Т-72. Родина высоко оценила его вклад в развитие танкостроения – он был награжден медалью "За доблестный труд", орденами Трудовой Славы II и III степеней.

    В 1983 году Валентин Константинович вернулся из загранкомандировки и до 1987-го продолжал работать в сборочном цехе УКБТМ. В 1991 году из-за ухудшения здоровья перешел на работу в военную приемку, где работал до достижения пенсионного возраста.

Водитель "летающего" танка

    В 1983 году в жизни семьи Домрачевых произошло знаковое событие. Сын Валентина Константиновича Олег после службы в рядах Советской армии решил пойти по стопам отца – был принят в Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения водителем-испытателем. Из воспоминаний Олега Домрачева: "Любовь к танкам была привита отцом. Он пришел в танковое КБ из армии, уже имея квалификацию мастера вождения танков. Его рассказы о танках, курьезных и даже трагических случаях, о работе испытателя могли свести с ума любого мальчишку. В них было столько романтики! Отец был влюблен в свою профессию. Трасса на полигон проходила мимо нашего сада. Я здесь встречал отца, и (дело прошлое – нас уже не накажут), он доверял мне вождение танка. К этому времени, учась в техникуме, я освоил вождение тягача, собранного на основе танка Т-55.

    В 1981 году я был призван в армию и повторил путь отца – службу проходил в ВДВ механиком-водителем БМД. Закончил службу, как и отец, старшим механиком-водителем роты. После армии пришел в УКБТМ водителем-испытателем второго разряда. Наставником был мой отец, который держал меня в ежовых рукавицах. В опытном производстве УКБТМ начался мой профессиональный рост. Я получил хорошую выучку: практическую, теоретическую и конструкторскую. Ведь я мог задавать вопросы конструкторам, спорить с ними как при сборке изделия, так и после пробега. Хочу заметить, что мое расставание с опытным производством далось мне нелегко (в 1988 году я перешел в сборочный цех Уралвагонзавода)".

    Профессиональный рост Олега Домрачева быстро пошел в гору: в 1984 году ему было доверено участвовать в сравнительных войсковых испытаниях под кодовым названием "Ольха". Он всегда находился в составе основной группы специалистов во главе с руководителем, и главной его задачей являлось принять правильное решение по выявлению и устранению дефектов по пути следования пробега. Офицеры роты, проводившие испытания тагильских танков, поражались профессиональным навыкам, которыми владел Олег. Когда в 1985 году началась подготовка к очередным сравнительным войсковым испытаниям под кодовым названием "Акация", кандидатура Олега для участия в испытаниях не вызывала сомнений, и он с честью выдержал очередной экзамен. В 1988 году Олег Валентинович перешел в сборочный цех 130. Накопленный опыт слесаря-сборщика, водителя-испытателя боевых машин, участие в войсковых испытаниях, невероятная любовь к своей профессии – все это выдвинуло Олега Домрачева в ряды лучших механиков-водителей Уралвагонзавода. Наивысшим триумфом для Олега явилось участие в международных выставках вооружения. Знаменитый "летающий" танк Т-90С под управлением Домрачева на международных выставках в полной мере демонстрирует его боевые и эксплуатационные возможности. Именно от квалификации Олега, его бесстрашия при демонстрации опасных трюков зависит успех наших танков как на внешнем, так и на внутреннем рынке. И всегда управляемый им танк Т-90С при прохождении полосы препятствий несокрушимой мощью, стремительностью и красотой своих очертаний неизменно вызывает восторг зрителей, в том числе зарубежных специалистов.

    В последние годы Олег Домрачев много времени проводит в загранкомандировках, где с успехом представляет наши танки. За самоотверженный и добросовестный труд он имеет многочисленные ведомственные награды и благодарности высшего военного руководства страны. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Неоднократно встречался и беседовал с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Получил от него благодарственное письмо за достойный труд.

Валентин ЗАТРАВКИН, ветеран УКБТМ.

    Фото из семейного альбома Домрачевых.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 31.03.2017, №12.

 

Главная страница