С бумаги – в броню

    На Уралвагонзаводе производятся лучшие танки в мире. Это неоднократно подтверждалось и в мирное время, и в военных конфликтах. А создают их тагильчане: наши родные, друзья, знакомые или просто земляки. Один из них – главный специалист Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Николай Молодняков.

    Николаю Александровичу – 80 лет, около 60 из которых он посвятил разработке, испытаниям и внедрению в производство боевых машин Уралвагонзавода – самого массового танка современности Т-72, "летающего" Т-90 и других. Уроженец поселка Семеновский Горьковской области, он в 1959 году после окончания Челябинского политехнического института по распределению был направлен в Нижний Тагил в опытный цех 540 Уралвагонзавода.

    – Я начинал трудовую деятельность рядовым инженером-исследователем, в то время шли испытания танка модели Т-62, – рассказывает Николай Молодняков. – Проработал на этой должности четыре года, а затем меня пригласили в конструкторское бюро, предварительно спросив, хочу ли я участвовать в разработке перспективных образцов боевых машин. От такого предложения я не мог отказаться. В последующие годы я был и начальником сектора, и начальником отдела, а в 1976 году был назначен заместителем главного конструктора. И проработал в этой должности 28 лет.

    Гриф "секретно" скрывал от посторонних людей все сложности тагильского танкового КБ. Уральские конструкторы сражались в интеллектуальной битве с харьковчанами за право разрабатывать и производить боевые машины. Еще в начале 1950-х из Нижнего Тагила в Харьков вернулся выдающийся создатель Т-34 Александр Морозов, и от него Правительство Советского Союза ждало сенсации – создания танка, который удивил бы весь мир. А нашему тагильскому заводу в перспективе отводилась бы роль ремонтного или обслуживающего завода. Но не тут-то было. Уралвагонзаводцы смогли выстоять. КБ нашего предприятия шло по пути эволюционного развития танкостроения – не создавая уникальные изделия, а модернизируя и совершенствуя уже имеющиеся модели. Так и родился танк Т-72. Заглядывая в историю, можно увидеть, что этот танк конкурировал в Советской армии с харьковским Т-64 и омским Т-80. А сейчас Т-72 и его модификации стоят на вооружении 35 стран: Финляндии, Польши, Алжира, Румынии, Ирака и других. Т-72 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый танк современности.

    – Мы не останавливались на достигнутом, – продолжает Николай Александрович. – Опытно-конструкторские работы носили разноплановый характер и были направлены как на совершенствование всего изделия, так и на улучшение отдельных систем и узлов. В течение 1974-1985 годов в КБ было разработано несколько вариантов установки в танк Т-72 различных двигателей, отличающихся по конструктивному исполнению и по мощности, проводились работы, направленные на повышение защиты танка с воздуха и многие другие. Нам удалось победить в так называемых "звездных" бегах, которые получили свое название от масштабов испытаний – в нескольких регионах России боевые машины месяцами эксплуатировались в тяжелейших условиях. А позже, в 1993 году, на западе Индии в пустыне Тар проводились сравнительные испытания танков Т-72С и Т-80У. Меня тогда назначили техническим руководителем этого мероприятия. Так вот наша боевая машина в условиях пустынной местности в очередной раз показала высокую степень надежности. Замечаний по работе систем, комплексов и узлов не было, а на Т-80У пришлось заменить газотурбинный двигатель.

    Еще до распада Советского Союза в уральском КБ был спроектирован новый опытный танк, получивший название "Объект 188". Разработчики взяли за прототип Т-72, усовершенствовали систему управления огнем, повысили уровень защищенности и огневой мощи. Руководителем этих опытно-конструкторских работ был назначен заместитель главного конструктора Николай Молодняков. На Уралвагонзаводе в области танкостроения рождалось нечто совершенное, красивое, надежное. Но ввиду сложившейся политической ситуации окончательное решение по "Объекту 188" было принято в 1992 году уже Правительством Российской Федерации. Танк получил название Т-90. Его экспортный вариант Т-90С, благодаря индийскому контракту, позволил Уралвагонзаводу выжить в тяжелые постсоветские годы. В то время военный атташе Индии в РФ, бригадный генерал Синх говорил, что "по эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания". Николаю Молоднякову и другим специалистам УКБТМ была присуждена премия Правительства РФ в 2000 году в области науки и техники.

Николай Молодняков

Николай Молодняков

    – Внедрять в массовое производство Т-90 было сложно, – отмечает Николай Александрович. – Это наукоемкая машина, требующая разработок новых технологических процессов и оснащения цехов. Работали все службы завода. Но мы и тогда, и в настоящее время придерживаемся одной идеологии – проектируем танки так, чтобы их можно было изготовить на действующем конвейере без существенной ломки налаженного производства. А передовые комплексы – вооружения, защиты, систем управления огнем – могут быть установлены на ранее выпущенных моделях.

    Говоря о конструкторах-танкостроителях века современного, Николай Молодняков отмечает, что это интересная и ответственная работа, которая требует от специалистов не только больших знаний, но и любви к тому, что ты создаешь.

    – Я с большим удовольствием вспоминаю годы, когда мы испытывали танки, которые ранее проектировали. С бумаги – в броню, – заканчивает свой рассказ Николай Александрович. – Мы, конструкторы, горды тем, что участвовали в создании знаменитых боевых машин.

    Заслуженный конструктор РФ, член-корреспондент РАРАН Николай Молодняков и в настоящее время работает главным специалистом в УКБТМ.

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото Ольги Пермяковой.

    При подготовке статьи использовались материалы из книги "Время. Люди. Танки", изданной к 60-летию УКБТМ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 25.08.2017, №33.

 

Главная страница