Под завесой строгой секретности

Взгляд изнутри на работу танкового конструкторского бюро

    На инженерном сословии, на его подвижничестве всегда держались Россия, армия, флот. Вместе с Вооружёнными Силами страны они первыми вступали в схватку с противником.

    Наша огромная и прекрасная страна раскинулась на десять часовых поясов и окружена 18-ю иностранными государствами. Среди них – много недружественных, а остальные с "отложенными проблемами", как точно отметил бывший пресс-секретарь Президента Российской Федерации Михаил Кожухов. Территория нашей страны располагает огромными и разнообразными природными ресурсами.

    Для освоения богатейших природных ресурсов в малонаселённых и труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока, Севера и защиты самых протяжённых в мире границ (62 269 км.) России по определению требуется вложение денежных средств больше, чем любому другому государству мира.

В.М. Дудаков

В.М. Дудаков

    Такими средствами наша страна не располагает (причины этого явления не рассматриваются в данном очерке). Экономически мы слабее США в 16,4 раза, Китая – в 10 раз. По уровню благосостояния граждан (ВВП на душу населения) Россия находится на 73 месте [Данные МВФ за 2016 год]. Поэтому наше правительство испытывает огромные трудности при формировании бюджета на каждый очередной год. Ряд статей бюджета формируется в неполном объёме финансирования. Когда назревает военная угроза нашей стране, мы вынуждены быть всегда "догоняющими" крупные страны Запада.

    Это остро подметил Александр Лебедь – в прошлом видный военачальник, губернатор Красноярского края, секретарь Совета Безопасности Российской Федерации:

    "Наше нормальное состояние – это ползти и выползать. Это уникальная способность России выползать из пропастей с перебитыми костями, иногда на зубах, если зубов нет – на дёснах".

    За мировое господство и ресурсы в мире идёт постоянная борьба. Огромные ресурсы требуются для поддержания уровня жизни и в США.

    "Это несправедливо, что Россия владеет такой огромной территорией", – заявила бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Её преемница Кондолиза Райс вторила: "У России слишком много земли. Сибирь должна принадлежать США".

    К бдительности призывал А. Солженицын: "...в северном Китае живёт 300 млн, а во всей Сибири нас 8 млн. Наша плотность в Сибири – 2,5 человека на квадратный километр, а в Японии – 330 человек. Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств". Было бы безрассудством руководству нашей страны не реагировать на такие угрозы. И вот уже приводятся в движение огромные массы людей, отвечающих за создание и изготовление военной техники...

    Но пока головной разработчик вида боевой техники – Главный конструктор – не завершит с положительным результатом и в полном объёме заданное Министерством обороны Техническое задание на создание образцов военной техники, будут простаивать на заводах технологи и все службы главных специалистов: металлургического, сварочного, нестандартного оборудования, химики и другие, отделы кадров лишены возможности комплектовать цеха высококвалифицированными кадрами в требуемом количестве..., отделы снабжения не смогут приобретать новое оборудование и налаживать тесные связи с предприятиями-поставщиками материалов и комплектующих изделий. Все ждут! Головы всех повёрнуты в сторону Главного конструктора боевой техники...

И.К. Гусев

И.К. Гусев

    В это время в конструкторских отделах и всех службах секретного предприятия устанавливается особый порядок работы, в действительности представляющий собой неограниченную власть одного человека – Главного конструктора КБ оборонной промышленности. Шаг влево или вправо от директивных указаний Главного конструктора недопустим. За этим следует суровое наказание, даже лишение должности (в 30-х годах это могли быть тюрьма или расстрел).

    Сейчас существует много приватизированных предприятий. В их структуре имеются подразделения, во главе которых стоят управленцы, тоже называемые "главными конструкторами". Эти подразделения выполняют полезную и нужную государству работу, их труд освещается в средствах массовой информации, опытные специалисты выступают с рассказами о своей работе перед молодёжью. С них берут пример.

В.П. Колпащиков

В.П. Колпащиков

    Совсем по-другому поставлена работа в КБ, занимающихся проектированием, изготовлением и испытанием изделий оборонной техники. Она прикрыта завесой строгой секретности от посторонних глаз и ушей. На таких предприятиях действуют режимные мероприятия: строгий многоярусный пропускной режим для всех сотрудников, контроль ведущихся разговоров по телефонам, запрещена мобильная связь, Главный конструктор обеспечен закрытыми средствами связи с высшими руководителями министерств и государственными деятелями. Контроль деятельности конструкторских бюро осуществляется по линии двух министерств – министерства по подчинённости данного КБ и Министерства обороны. Государство выделяет на нужды Вооружённых Сил и создание военной техники предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) громадные средства из государственного бюджета. Поэтому стало правилом, когда Главные конструкторы ОПК встречают на своих предприятиях высших руководителей страны, включая Президента России, для отчёта им о ходе проводимых работ.

    Вот почему директора и главные конструкторы предприятий оборонной промышленности всегда утверждаются на должность приказами соответствующего министра по согласованию с высшими должностными лицами Министерства обороны.

    Работа в таких конструкторских коллективах требует огромной самоотдачи людей, за которую приходится расплачиваться здоровьем, растрёпанными нервами и даже риском для жизни.

    Неудивительно, что трудовые достижения танкостроителей и создателей составных частей танков – пушек, двигателей и т. п. в годы Великой Отечественной войны приравнивались к выигранным крупным сражениям на фронтах. Многие руководители военной отрасли промышленности были удостоены высоких воинских званий и награждены боевыми орденами.

    Ответственный работник Министерства оборонной промышленности Юрий Мироненко называл инженерную работу на предприятиях ОПК – "инженерВной деятельностью".

    В качестве примера приведу несколько фрагментов, характеризующих самоотверженную работу конструкторов "Уральского КБ трансмаш", входящего в состав корпорации "Уралвагонзавода". Назову только несколько фамилий:

    В.М. Дудаков, начальник сектора отдела нового проектирования. Спортсмен-богатырь, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. Василий Михайлович был выдающимся компоновщиком перспективных разработок УКБТМ по созданию всех образцов бронетанковой техники в период с 70-х до середины 90-х годов. Он разработал компоновку опытного перспективного танка "Объект 195", в котором заложил изолированную капсулу-кабину для трех членов экипажа, необитаемое боевое отделение, МТО с мощным двигателем Х-образной схемы, двумя вентиляторными установками системы охлаждения двигателя и трансмиссии (впервые в отечественном танкостроении), многофункциональный агрегат питания... Все эти и другие технические решения, изобретённые специалистами УКБТМ, были им заложены в конструкцию "Объекта 195", успешно завершившего госиспытания. В дальнейшем они целиком перешли на базовую платформу танка Т-14 "Армата" (циркулируемое в СМИ утверждение, что в основном "Армата" создана в последние два года, не соответствует действительности и только дискредитирует УКБТМ, якобы работающее по методу "тяп-ляп"). Работа с экстремально напряжённой нагрузкой послужила быстрому развитию у Василия Михайловича опухоли мозга. Спасти его от гибели не могли лучшие медицинские силы страны, несмотря на все предпринимаемые усилия руководства КБ и коллектива. Получив инвалидность, Василий Михайлович попросил поставить в его однокомнатной квартире кульман, за которым он упорно работал, хотя его умирающий мозг отключал одну за другой функции управления жизнедеятельностью упрямца, пока полностью не лишил его зрения.

В.И. Поткин

В.И. Поткин

    В день 60-летия своего кумира в его однокомнатную квартиру на первом этаже хрущёвки пришли все работники отдела. Ему вручили давно заслуженную государственную награду – знак "Заслуженный конструктор Российской Федерации". Он сжимал награду в ладони. Я поздравлял Василия, и мы оба были мокрыми от слёз... Через полтора месяца, в день светлой Пасхи 27 апреля 1997 года, он ушёл из жизни.

Е.В. Прудников

Е.В. Прудников

    И.К. Гусев, ведущий конструктор по топливной системе танка. Его подразделение работало с огромной перегрузкой, т. к. топливная система среди других составных частей танка занимает самые большие объёмы и требует разработки и выпуска огромного объёма чертёжной документации. Он много времени проводил за чертёжной доской, а потом шёл в цеха, где по его чертежам изготавливались ответственные детали. 124 часа составляла переработка Гусева только за один месяц. Запомнился эпизод, как по приказу прибывшего в КБ заместителя министра генерал-полковника Ж.Я. Котина мы с Игорем Константиновичем провели, не выходя из цеха, 36 часов в поисках причины отказа в работе топливной системы опытного танка!

    Меня всегда восхищали задумки Гусева, творческие планы. Среди них: цикл исследований по обеспечению надёжной работы двигателя на бензине, подключение дополнительных ёмкостей (бочек) к топливной системе танка для резкого увеличения запаса хода танка (достигнутое преимущество в сравнении с новейшими танками того времени Т-80Б и Т-64Б составляло в 1,77 и 1,52 раза!), оригинальное конструктивное решение по принудительной откачке топлива из танка... Всем известно, что одним из важнейших качеств танка является его подвижность, меткое определение которой сделал знаменитый главный конструктор А. А. Морозов: "Подвижность танка – способность быть в нужное время в нужном месте". Лучше не скажешь. Среди более, чем трёх десятков параметров, влияющих на подвижность танков, обеспечение высокого запаса хода танка по топливу, является одной из главных задач, решаемых при их конструировании. Ведь "даже самый сильный танк без топлива хуже, чем самый слабый с топливом". По запасу хода танку Т-72 нет равных в мире, и в этом большая доля заслуг Игоря Константиновича. Автор пионерских решений, реализованных в серийном производстве, он не был удостоен никаких наград и званий.

    Первым ушёл из жизни 28 летний Вася Немытов от остановки сердца. Он работал с огромным увлечением. При этом на его носу появлялись капельки пота, что меня всегда удивляло. Ныне из всего большого подразделения И.К. Гусева нет никого в живых.

В.Н. Венедиктов

В.Н. Венедиктов

Л.Н. Карцев

Л.Н. Карцев

    В.П. Колпащиков, ведущий конструктор по масляной системе двигателя, очень надёжный и ответственный человек. После того, как в расцвете творческих сил от онкозаболевания из жизни ушёл Гусев, Василий Павлович занял место друга, и в работе нашего отдела не случилось никакого сбоя. Я не пожалел, что в 1972 году на первые 7500 км очень трудного перехода 15 опытных танков во время сложных и длительных войсковых испытаний взял его с собой. В пути Василий Павлович заболел. Поднялась температура. Из ушей начались гнойные выделения. Но все мои попытки отправить его домой были безуспешными. Он ушёл от нас вскоре за своим другом Игорем Константиновичем с таким же медицинским диагнозом.

    Е.В. Прудников, кадровый офицер-танкист, был откомандирован в УКБТМ после окончания бронетанковой Академии в звании подполковника. Он был единственный военнослужащий в нашем конструкторском коллективе. Ему не пришлись по нраву просиживания за конструкторской доской, и ему нашли применение неуёмной энергии. Евгений Васильевич, будучи в должности ведущего конструктора, а позднее даже начальника отдела, больше времени стал уделять испытаниям танков. Не щадя себя, подвергал наши детали, узлы, системы экстремальным нагрузкам в различных регионах СССР. Замечания опытного танкиста-офицера были очень ценными для нас. Однажды он привёз с собой гепатит, приобретённый в Туркмении. В другой раз, на Кольском полуострове, Прудников находился внутри тягача, сопровождавшего колонну уральских танков на марше. Произошёл разрыв гусеничной ленты, тягач бросило на скалы... Памятной отметиной этой командировки у Евгения Васильевича были сломанные рёбра и повреждение внутренних органов. Заканчивал свою службу полковник Прудников на Украине. Когда ему стало ясно, что рак уже неизлечим, он, не желая быть помехой семье, мужественно, без стенания и слёз, расстался с жизнью, шагнув с балкона в пустоту.

    22 мая 2017 года в Нижнем Тагиле после тяжёлой болезни (вновь онкология) скончался один из самых авторитетных специалистов-практиков в области надежности танков, ветеран танкового КБ, бывший заместитель начальника отдела эксплуатации и надёжности Герман Анатольевич Моргунов. Он часто и надолго исчезал из поля нашего зрения, отправляясь в очередную длительную командировку на войсковые испытания танков. Моргунов был на всех испытаниях танков, проводившихся в разных местах нашей необъятной страны в экстремальных климатических и сложнейших дорожных условиях, начиная с 70-х годов. Вспоминая это время, он писал:

    "Нас влекли к себе болота бывшей Восточной Пруссии и режущие ходовую часть пески Беларуси; мы мёрзли среди сопок Даурии и на берегах Амура; утопали в снегах Кольского полуострова и сибирской Юрги; для нас пылало солнце Кара-Кумов; мы проходили в пыли Казахских степей (вернее, не столько проходили, сколько исходили поносом от самого Казахского Отара до самого Киргизского озера Иссык-Куль)".

    Как-то вернувшись из очередной командировки, он получил приказ отправляться на новые испытания уже через неделю. До этого он в 1990 году пробыл вдалеке от дома 131 сутки, терпя много неудобств и относясь к этому с юмором:

    "В обязанности служб, обеспечивающих испытания, входило размещение и питание солдатиков (экипажей батальона), а то же в отношении рабочих бригад – по мере возможности. Не всегда можно было попасть на ночёвку в "пятизвёздочную" казарму. А хорошо бы на второй ярус, чтобы грязь с сапог не попадала, и чтобы никто по ошибке не садился на лицо, когда спишь".

    В промёрзшей казарме на станции Мирная в Забайкалье Герман Анатольевич трижды встречал Новый год.

И.А. Набутовский

И.А. Набутовский

    Дотошный в установлении истины, предельно объективный в суждениях, с цифрами в руках он беспристрастно выкладывал на стол главному конструктору недостатки наших танков, которые в величайшем напряжении и упорстве потом устранялись. Уверен, что его знания и опыт, полученные в реальных условиях эксплуатации тагильских танков в течение почти 20 лет безвылазного пребывания рядом с ними, стоили дороже курсов прослушанных лекций в стенах институтов и академий и давали ему огромное преимущество перед каждым из нас.

    В создание репутации самого надёжного в мире танка Т-72 Герман Анатольевич внёс большой вклад результатами своего труда.

    Память о нём ещё свежа в сердцах коллег по работе и участников коллектива уникальных самодеятельных артистов, в котором он блистал своим талантом.

    Остались стихи и рассказы Моргунова о прожитом в этой жизни на бумажных носителях. В авторском фильме Дмитрия Рогозина "Танки. Уральский характер" он увековечен в роли одного из ярких, темпераментных рассказчиков о главном конструкторе Владимире Поткине, сражённом инфарктом в рабочем кабинете от бесконечных стрессов в проклятые 90-е годы.

    Осталась богатая коллекция камней, собранная на бескрайних просторах нашей Родины во время его многомесячных командировок вослед прокладывающим свой трудный путь танкам, которым Моргунов служил более 50 лет.

    Я верю, что Господь должен отпускать все грехи таким людям.

    В танковом КБ Нижнего Тагила бок обок трудились гражданские и военные сотрудники, выполняя работу, соответствующую занимаемой ими должности. Наши рабочие места были рядом, трудности походной жизни в длительных командировках делили поровну, а некоторые из гражданских конструкторов торили дорогу в воинские части для сбора информации о работе своих механизмов и систем боевых машин даже чаще, чем военные конструкторы. Жили дружно. На существенную разницу в оплате и других льготах между нами внимания не обращали. Я хочу подчеркнуть, что только в этом было наше отличие. В остальном мы были заняты общим делом: ездили на танках, стреляли, ремонтировали боевую технику и подчинялись особому секретному режиму работы, установленному в КБ, где действует древнее правило, известное во всех монастырях: "Послушание не рассуждает".

    "Не случайно служат только военные и священнослужители, остальные работают...", – утверждал авторитетный военный писатель Кавад Раш. А я не вижу разницы между военными и гражданскими конструкторами. И те, и другие служат Родине.

    Правда, гражданские конструкторы оборонных предприятий служат до пенсии на много дольше, чем военные, и расплачиваются за это своим здоровьем. Седая старуха с косой приходит за ними значительно раньше.

    Из числа конструкторов моего отдела от онкозаболеваний, инфарктов и инсультов безвременно ушли из жизни более двух третей состава, и это является моей постоянной душевной болью. Хотя я себя тоже не жалел, и около 35 лет знаю, где находится сердце.

    Нам было, на кого равняться. Пример мужества, стойкости и высочайшей ответственности за право командовать людьми подавали Главные конструкторы.

    В 1971 году при проведении заводских испытаний опытного танка "Объект 172М" в Забайкалье при экстремально низких температурах атмосферного воздуха место командира в башне занял генерал-майор Л.Н. Карцев – бывший главный конструктор Уралвагонзавода. Он прибыл в новой должности заместителя Начальника НТК ГБТУ МО. Во время пробега по малоснежной степи перед танком неожиданно возник танковый капонир глубиной 1, 9 м. Сворачивать было поздно, и танковый ас Михаил Болтинов, добавил газ. Танк на максимальной скорости перелетел через капонир, преодолев 8,5 метра. Экипаж танка был спасён. Это событие относится к разряду истинных чудес, которые совершаются, как известно, Божьей благодатью.

    Ставший после Л.Н. Карцева главным конструктором УКБТМ Валерий Николаевич Венедиктов быстро приобрёл стойкую форму бессонницы, принимая по 8 таблеток сильнодействующих снотворных препаратов на ночь! К тому же он стал заядлым курильщиком, ни на минуту не расставаясь с любимым "Беломором". Экономя время на всём, совсем перестал ходить пешком, обретя массу серьёзных болезней, сопутствующих такому образу жизни.

    Только один раз я был в совместной командировке с Венедиктовым в Челябинске. Днём мы были на ЧТЗ в дизельном КБ. А с наступлением ночи я был вынужден вызвать скорую помощь и сопровождать его в областную больницу, где моим начальником несколько часов занимались врачи, приводя в обычное, хотя и нездоровое, состояние его организм...

    Сколько таких неизвестных мне случаев было в жизни этого главного конструктора?

    Жизненная судьба Валерия Николаевича приносила ему не только радости от побед в борьбе с конкурентами за лучший танк СССР, но чаще всего окрашивала дни серыми красками... У супругов Венедиктовых не было друзей а, главное, не было детей. Всю свою нерастраченную любовь Валерий Николаевич целиком отдавал танкам, которые иногда нежно называл "Танечками".

    Мой незабвенный учитель и наставник Иосиф Абрамович Набутовский (1910 – 1986). Самый талантливый конструктор, встретившийся мне за почти полвека служения конструкторскому делу. Человек энциклопедически образованный в вопросах бронетанковой техники. Долгие годы он руководил отделом нового проектирования, воспитал целую группу кандидатов технических наук, являлся автором множества блестящих изобретений, которыми столбил найденные компоновочные решения танков и конструкции сложнейших узлов. Великий труженик. Всегда задерживался на работе допоздна, и случалось, что ночевал на рабочем месте, если дежурные вовремя не замечали его и опечатывали двери коридора.

    С 1960 по 1967 гг. танковое КБ Уралвагонзавода, возглавляемое главным конструктором Л.Н. Карцевым, наряду с другими предприятиями СССР включилось в разработки и испытания опытных образцов газотурбинных танков. Эти работы Леонид Николаевич возложил на начальника отдела нового проектирования.

    Располагая небольшим коллективом конструкторов, Иосиф Абрамович умело руководил проектными работами по созданию двух опытных образцов танков – "Объект 167Т" и "166ТМ" с принципиально новыми силовыми установками. В ходе этой интересной и напряжённой работы он явился родоначальником применения газотурбинных двигателей двухконтурной схемы в бронетанковой технике и вообще в наземной технике! Я был изумлён, когда он показал мне эскизную компоновку МТО (моторно-трансмиссионного отделения), в которой омский турбовинтовой двигатель превратился в аналог авиационного двухконтурного двигателя за счёт организации второго контура двигателя танковыми узлами. Большим событием в истории отечественного танкостроения и признанием успеха конструкторского бюро Л.Н. Карцева и И.А. Набутовского стал правительственный показ на территории подмосковного военного полигона "Кубинка" превосходства в скорости опытного танка "Объект 167Т" в сравнении с новейшим серийным харьковским танком Т-64А, оснащённым дизельным двигателем такой же мощности.

    Выйдя на пенсию, Иосиф Абрамович переехал с супругой к месту проживания своей дочери в Челябинск. Через несколько лет нам с Дудаковым удалось навестить своего кумира. Увиденное потрясло нас. На кровати лежало пластом обездвиженное тело дорогого нам человека. Инсульт. Я присел рядом с ним, взял в свою ладонь его ледяные пальцы правой руки и надолго замолчал, не находя нужных слов для его ободрения. Он медленно, с промежутками между слогами вымолвил, глядя на меня глазами, в которых плескалось отчаяние: "Я... ЗА-БЫЛ... ТТХ... ТАН-КА... Т...72!" Для него, с его блестящей живой памятью, это было самой страшной катастрофой в жизни!

    За создание на Уралвагонзаводе первого в мире газотурбинного среднего танка и разработку для него уникальной силовой установки с ГТД двухконтурной схемы, не имеющей аналогов в наземной технике, ни один специалист не был удостоен даже похвальной грамоты.

    Поставив точку, я задумался... Не отпугнёт ли молодых людей желание работать на предприятиях оборонки описание инжеНервной деятельности? Ответ нашёлся быстро. Во все времена служение Отечеству по защите его границ от врагов было делом воинов и создателей оружия.

    Молодых парней влечёт романтика опасных военных профессий. Они стремятся служить в ВДВ, спецназе, разведке... А наиболее лобастые устремляются в технические вузы и готовы повторить героические судьбы выдающихся конструкторов – Владимира Поткина, Михаила Кошкина и Сергея Королёва, погибших на рабочем месте в мирное время.

    Из многих таких парней потом вырастают герои.

Эрий ВАВИЛОНСКИЙ, ветеран танкостроения, член Союза журналистов России.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №32(309) от 28.09.2017; №33(310) от 05.10.2017.

 

Главная страница