Лучшая оценка – доверие трудового коллектива

    Все мы знаем о существовании профсоюзной организации. Кто-то ее критикует, кто-то относится с непониманием к профсоюзам в целом. Как же возникло это движение?

    Профсоюзное движение возникло в Англии в результате промышленной революции XVIII-XIX веков, когда главным инструментом получения дохода для предпринимателей являлось снижение зарплат, штрафы, экономия на охране труда, увольнения. Недовольные таким развитием дел работники стали стихийно выступать против создавшегося положения.

    Предприниматели и государство боролись с подобными движениями и вводили уголовную ответственность за членство в "заговорщицких организациях" Под запретом были рабочие собрания и проведение демонстраций. Однако эти карательные меры не усмиряли рабочих, а, наоборот, еще больше мотивировали их объединяться в борьбе за свои права. Лишь в 1824 году антирабочее законодательство отменили. Профсоюзы были легализованы и стали массовым движением.

    30 апреля 1906 года в Санкт-Петербурге состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать началом профсоюзного движения в России.

    В ленинской концепции профсоюзы называли "школой коммунизма"". Поэтому после революции главной их задачей стало проведение идеологии правящей партии. Классическая функция – защита прав трудящихся в России не имела такой значимости. Но всегда были профсоюзные организации, которые неизменно ставили ее приоритетом своей работы.

    Каким была история профсоюза на Уралвагонзаводе? Предлагаем совершить экскурс в прошлое и немного затронуть настоящее, чтобы разобраться в значимости деятельности профсоюзной организации.

    За каждым из орденов, свидетельствующих о напряженной и плодотворной работе тридцатитысячной армии вагоностроителей на протяжении 80 лет, в одном ряду с партийной организацией, администрацией предприятия стоит профсоюз. Велика его роль не только в организации наиболее прогрессивных методов работы, разнообразных форм социалистического соревнования, обучения рабочим профессиям, контроля за безопасными условиями труда, но и в создании нормальных условий быта, питания, решении вопросов жилищного строительства, культурного досуга как самих трудящихся, так и их детей. Невозможно не признать организующей роли профсоюза в развитии рационализаторского движения, огородничества, культурно-массового и спортивного движения на заводе.

Начало

    Одно из первых упоминаний о профсоюзном движении на "Уралвагонстрое" встречается в Постановлении бюро Уралобкома ВКП(б) по строительству вагоностроительного комбината от июня 1931 года.

Герой Социалистического Труда Анатолий Додор с молодыми рабочими. 1970-е годы

Герой Социалистического Труда Анатолий Додор с молодыми рабочими. 1970-е годы

    П. 12 данного Постановления гласил: "ФР УОПС и Обкому строителей в месячный срок командировать 5 человек профработников на подготовительные работы по строительству Нижне-Тагильского вагоностроительного комбината с годовой потребностью в сыром материале 1200 тыс. тонн и выпуском готовой продукции 55 тыс. 4-х осных большегрузных вагонов в год".

    Профсоюзная организация Уралвагонзавода создана 28 мая 1935 года. На состоявшейся в этот день 1-ой заводской конференции избран состав профкома, его председатель. Им стал Александр Иванович Лихорадов.

    Строительство завода велось в тяжелейших условиях. Первый профком завода широко использовал опыт профсоюзной работы, накопленный в ходе строительства. Среди строительных бригад, участков, например, практиковались конкурсы, трудовые походы, вахты.

    На общепостроечной Красной и Черной досках отмечались лучшие и худшие участки, а на объектах – бригады с указанием фамилий начальников участков, предцехкома, парторганизатора, технического руководителя, комсомольского секретаря.

    Для занесенных в Красную книгу отводилась лучшие жилплощадь и мебель. Отличившиеся в труде премировались путевками на местные курорты и в дома отдыха, а также товарами (велосипедами, патефонами, охотничьими ружьями, приемниками).

    Все эти формы морального и материального стимулирования отличившихся в труде использовались и в заводских условиях. Передовому рабочему, удостоенному звания "Ударник – Стахановец", выдавались талоны на дополнительное питание. А вечером после работы стахановец мог по бесплатному билету посмотреть кинофильм, попасть на концерт заезжих артистов.

    При профкоме предприятия были созданы несколько постоянно действующих комиссий. Одной из наиболее заметных являлась конфликтная комиссия. Авторитет ее особенно укрепился, когда директор завода своим приказом № 133 от 27.04.36. предписал: "При разрешении конфликтов заводской РКК бывает необходимо присутствие администрации цехов (отделов). Предлагаю всем начальникам цехов (отделов) усилить внимание к разрешаемым в РКК вопросам, аккуратно являться на заседания РКК по вызову ее председателя и представлять относящиеся к разбираемым конфликтам материалы..."

Война

    Война с фашистской Германией легла тяжелым бременем на советский народ. Новой задачей для профсоюзной организации явилась забота о семьях фронтовиков. Еще вчера многие трудились в цехах, а сегодня с оружием в руках сражаются на передней линии огня. Профсоюз же в это время взял под опеку семьи и заботился о том, чтобы в доме солдата все были с топливом и хлебом. Скоро к этой задаче добавилась еще одна проблема – перестроить вагонное производство под выпуск танков, принять и расквартировать в своих и без того тесных квартирах тысячи рабочих и членов их семей, прибывающих вместе с эвакуируемыми предприятиями из южных и западных районов страны.

Первый девятиэтажный дом на улице Ильича. 1969 год

Первый девятиэтажный дом на улице Ильича. 1969 год

    С августа 1943 года завком организовал учебу председателей цеховых комитетов профсоюза. Трехмесячная программа семинара включала в себя широкий спектр вопросов. Предцехкомы усилили работу комиссий по охране труда в борьбе с травматизмом, заболеваемостью рабочих. На каждом производственном участке оформили правила по охране труда и мерах безопасности, избрали общественных инспекторов, которые широко развернули работу.

    Заводской комитет профсоюза взял под свой контроль обработку тысяч гектаров земли, пригодной для выращивания своего картофеля, моркови, свеклы, капусты.

Подъем

    В послевоенные годы проблем не стало меньше. На протяжении всей истории профсоюза Уралвагонзавода самым тяжелым вопросом всегда оставалось строительство жилья, обеспечение работающих нормальными условиями проживания. Не проходило ни одной отчетно-выборной конференции, на которых бы делегаты не концентрировали внимание хозяйственных и партийных руководителей, представителей областных и центральных органов на увеличении темпов возведения домов, не искали и не предлагали пути выхода из сложнейшей ситуации.

    "В цехе 140 много молодоженов. Они живут так: жена в одном общежитии, муж в другом. В 1953 году трест 88 выполнил план по вводу жилья на 50%. А какие меры принял завком, чтобы не допустить такого? Никаких". "На получение квартир в цехе подано более 100 заявлений. Товарищ Шитов женился. Жена в одном доме, он в другом. Привез мать и отдал в няньки, потому что жить негде". Такие рассказы звучали на конференциях.

    Ситуация, действительно, складывалась тяжелейшая. Достаточно сказать, что к 1958 году в бараках проживало пять тысяч семей. И профсоюзная организация на состоявшейся в январе 1958 года 14-ой отчетно-выборной конференции поставила задачу – во чтобы то ни стало предоставить благоустроенное жилье семьям, живущим в бараках с 1932 по 1937 год. Всего 306 семьям. На следующий год планировали отселить из бараков еще 400 семей. И так год за годом. Окончательно удалось покончить с бараками только к 1974 году.

Перестройка

    К самым сложным периодам существования профсоюзной организации следует отнести последнее десятилетие прошлого века. В связи с конверсией, распадом СССР, переходом российской экономики с плановой социалистической системы на капиталистические рыночные отношения производственное объединение "Уралвагонзавод" оказалось под угрозой ликвидации и создания на его основе нескольких мелких заводов. И хотя объединение было преобразовано в Государственное унитарное предприятие, угроза распада сохранялась, поскольку объемы производства как военной, так и гражданской продукции были сокращены в десятки раз, а за выполненные мизерные заказы государство не рассчитывалось месяцами. Стремительно росли долги по выплате зарплаты, налогов в местный, областной и федеральный бюджеты, поставщикам сырья, материалов и комплектующих изделий. Сотни рабочих покидали предприятие.

    В создавшейся ситуации перед профсоюзной организацией встала задача – сохранить коллектив, убедить наиболее радикально настроенных профсоюзных лидеров отказаться от массовых забастовок и скоропалительных действий.

    В этой неимоверно сложной и напряженной атмосфере очень важно было администрации предприятия и заводскому комитету профсоюза найти конструктивные совместные решения. И они, проявив выдержку и мудрость, сумели это сделать.

    Именно в это время был сформирован достойный социальный пакет в коллективном договоре. Хронически не хватало средств, поэтому желающим предложили приобретать продукцию, изготовленную на предприятии, в кредит. Из зарплаты стали вычитать и 50% от стоимости проезда в трамвае. Даже стоимость путевок в дома отдыха, санатории и на курорты оплачивались по безналичному расчету. При этом по предложению профкома каждому работнику, уходящему в очередной отпуск, была введена дополнительная выплата в размере 50% тарифа или оклада. Организована посадка картофеля на полях, выдача соков беременным женщинам, питание в заводских столовых под запись и многое другое.

На экологическом митинге. 1989 год

На экологическом митинге. 1989 год

    В те годы 85% уралвагонзаводцев состояли в рядах заводского профсоюза. Это говорило о высокой степени доверия. Лишь единицы обращались в альтернативные организации, которых в те годы развелось немало. Только вот цели у тех организаций были совсем иные...

Раскол

    В 1990-е профсоюзное движение раскололось: появилось большое количество альтернативных организаций. Если традиционные профсоюзы обвиняют в чрезмерной близости к руководству, то главным плюсом альтернативных вариантов, на первый взгляд, является их независимость. Но есть у них и недостатки. Во-первых, они излишне политизированы и выше всего прочего ставят участие в политической жизни страны, региона, города, повышение значимости руководителей таких ячеек, и нередко – решение собственных материальных проблем. Безусловно, что на фоне этой активной деятельности защита и решение прав простых рабочих отходит далеко на второй план.

    Во-вторых, в большинстве случаев они стремятся к конфронтации. Организовывают митинги, забастовки, но когда дело касается реальных законов – буксуют. Есть в альтернативных профсоюзах и организационные проблемы: членство в них не стабильно, лидеры не убедительны и часто меняются. Также нередко эти организации уличаются в небрежном или корыстном распределении фондов. Кроме того, история показывает, что долго такие "альтернативщики" не существуют.

    Есть и в нашем городе подобные организации. Но стоят ли за громкими словами о независимости и справедливости реальные дела и, главное, реальная забота о защите прав трудящихся, а не сиюминутная выгода лидеров? Кто они, эти руководители, и знакомы ли им насущные проблемы рабочего человека, знают ли они из собственного опыта, что такое производственный процесс на машиностроительном предприятии?

    Приведем сухую статистику. С января по октябрь в суд неким альтернативным профсоюзом, который взялся отстаивать права уралвагонзаводцев, было подано 47 исков. Из них лишь один удовлетворен полностью, 14 – частично и по 26 суд отказал в удовлетворении исковых требований. А еще в пяти случаях работник сам отказался от своих претензий. При этом в "желтых" СМИ появились десятки публикаций об "успехах" независимых профсоюзов и ни одной – о поражениях и неудачах.

    В то же время в комиссию по трудовым спорам поступило 264 заявления от уралвагонзаводцев. По 205 из них принято решение в пользу представителей трудового коллектива – требования удовлетворены полностью. После внимательного рассмотрения заявлений по объективным причинам отказы получили 27 человек. До заседания комиссии по трудовым спорам были решены вопросы по 13 обращениям работников.

Дух сплоченности

    С декабря 2005-го по декабрь 2015-го Первичную профсоюзную организацию "Уралвагонзавод" возглавлял Владимир Красноруцков. В 2009 переломном году люди, связавшие с заводом свою судьбу и жизнь, теряли уверенность в завтрашнем дне. Именно грамотная, твердая позиция профкома показала, что профсоюзная мощь – реальная сила, как социальная, так и политическая, когда в сложной ситуации на производстве при отсутствии заказов на подвижной состав, удалось избежать массового сокращения персонала и отстоять социальный пакет для работников. Тогда профсоюз доказал: "Вместе – нам ни страшны никакие потрясения!"

Первомайская манифестация

Первомайская манифестация

    В своем докладе Владимир Владимирович сказал: "Выполнить задачи, поставленные перед нами сложившейся ситуацией, мы можем только когда есть единство, понимание в коллективе. Когда есть взаимоуважение. В этих условиях мы должны быть едины. Я думаю, что формирование микроклимата в коллективе – это общая задача, как раз-таки для того, чтобы мы смогли в целом решить поставленные перед объединением задачи".

    Прошло более 10 лет, по предприятию ощутимо ударили еще два кризиса. Но и сегодня генеральный директор корпорации проводит регулярные встречи с председателями цеховых комитетов. Деятельность, основанная на диалоге и понимании, передовой взгляд на жизнь, производство, человека, дают гораздо больший результат, чем тактика шантажа, угроз и дискредитации.

    Основа профсоюзной работы строится на совершенствовании колдоговорной работы, эффективном социальном диалоге, осуществлении защитных функций трудящихся и контроле над соблюдением трудового законодательства.

    Председатель профкома ОО ППО "Уралвагонзавод" Евгений Лутохин отметил в одном из своих интервью:

    – Для развития организации необходимо знать свою историю. Без знания прошлого не может быть будущего. В истории завода все взлеты и падения профсоюз переживал вместе с коллективом Уралвагонзавода. Сегодня необходимо быть сплоченными в отстаивании наших законных требований и интересов. Главное – сформировать в коллективе не дух протеста, а дух единства, сплоченности. Сегодня показатель эффективности работы – возможность решения проблем за столом переговоров, в рамках социального диалога. И результат не заставит себя ждать. А лучшей оценкой работы профсоюза для нас всегда будет доверие трудового коллектива.

    "Работа председателя профкома – очень ответственное и трудное дело. Много зарубок на сердце оставляет. Ведь в профком ежедневно приходят десятки и сотни людей. Все – с просьбами. Материальная помощь, невыносимые жилищные условия, лечение больных детей, трудности похорон родных – эти и десятки других не менее сложных проблем люди надеялись решить при поддержке профкома. Какое же надо иметь крепкое сердце, чтобы в каждом отдельном случае понять человека, стать соучастником его беды, горя, заботы.

Николай ЗИНЧЕНКО, председатель профсоюзного комитета Уралвагонзавода с 1976 по 1980 год.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 16.11.2017, №45.

 

Главная страница