"Русский камень"

    Среди разнообразных коллекций историко-революционного музея - небольшое, но интересное собрание русского художественного стекла.

    Одним из основных центров производства стекла в России в XVIII и XIX веках становится Императорский стекольный завод. Конкуренцию ему могли составить только крупные частные заводы, такие, как предприятия А.Н. Бахметева и И.С. и И.А. Мальцовых, которые достигли совершенства в изготовлении продукции малых форм. Но крупные и парадные были приоритетом Императорского завода. К сожалению, подобными шедеврами музей не располагает. В коллекции лишь малые формы, которые Императорский завод часто заимствовал у своих частных конкурентов. Так, в 1844 году были запрошены образцы всех сервизов Бахметевского завода в качестве эталонов для воспроизведения. Создается крупнейший сервиз на 700 персон, получивший название "Бахметевского",

    Некоторые стилистические особенности этого сервиза есть на трех предметах нашего музея: графин и два подсвечника выполнены в традиционных классических формах из свинцового хрусталя и украшены призматической гранью с резными стилизованными цветами. Но из-за заимствований невозможно определить, на котором из заводов они созданы, как нельзя сказать этого и об остальных хрустальных изделиях: кружках, рюмках и некоторых других предметах. Однако все они имеют алмазное гранение, собственный оригинальный рисунок которого найден в России в начале XIX века и получил название "русский каменья. Это было крупным достижением в искусстве стекла и национальной гордостью России.

    "Русский камень" - это диагональная сетка клиновидных бороздок, на пересечении которых остаются участки ограненной поверхности, напоминающие ровные ряды сверкающих алмазов.

    Изделия из свинцового хрусталя имеют различные виды алмазного гранения, что придает им нарядный вид. Этот декор хорошо выявляет сверкающую, серебристую природу хрусталя, его оптические возможности. Изделия появились в фондах музея в 1925-1927 годах. Сейчас трудно сказать, как они попали сюда. Вероятно, были получены из дублетно-обменных фондов центральных музеев за знаменитую "Тагильскую мадонну", которая вернулась в Нижний Тагил после долгих лет реставрации и с успехом экспонируется в музее изобразительных искусств.

    Однако атрибуцию музейных предметов в то время производили на низком уровне, и теперь научным сотрудникам приходится как бы вновь их "открывать". Завод-изготовитель мы можем назвать только приблизительно: Императорский, Бахметевский, а может быть, и Мальцовский. Хронологически эти предметы мы относим к первой половине и середине XIX века, когда была популярна техника "алмазной грани", "География создания" в данном случав зависит от завода-изготовителя. А вот с "географией бытования" сложнее. Так, например, графин и подсвечники в стиле "Бахметевского" сервиза могли бытовать в одном из столичных дворцов, так как известно, что "Бахметевский" сервиз был распределен в Зимний, Царскосельский, Елагиноостровский, Петергофский и Кремлевский дворцы. Позже он, вероятно, поступил в столичные музейные собрания. К сожалению, изделия из хрусталя редко имеют клейма, надписи. Не исключение и наши. А надписи и клейма помогают установить хронологию, завод-изготовитель, иногда мастера.

    Возможно, пройдут годы и даже десятки лет, прежде чем эти предметы будут полностью определены.

А. СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.02.1987.

Главная страница