Начиналось с ликбеза

    В 1758 году Никита Акинфиевич Демидов перевел из Невьянского завода в Нижнетагильский доставшуюся ему по наследству цифирную школу. Случилось это спустя тридцать шесть лет после того, как зародился на таежной реке Тагил - будущий город рудознатцев и талантливых мастеровых.

    С тех пор и ведет отсчет летопись народного образования Нижнего Тагила. Есть в этой летописи немало ярких страниц, но среди них особое значение имеет для нас одна, вместившая в себя всего лишь несколько лет, а точнее - десятилетие. Первое десятилетие Советской власти.

    "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны не осталось ни одной, кроме России". Эти слова В.И. Ленина, словно эпиграф, открывают экспозицию музея народного образования в школе № 1 имени Н.К. Крупской. Они же характеризуют то положение, в котором оказались миллионные массы трудящихся огромной страны накануне Октябрьской революции. Вот лишь один факт, взятый из жизни Тагила. 40 процентов населения города в 1917 году оставались неграмотными. И это в одном из крупнейших рабочих центров Среднего Урала. И это при кажущемся внимании царского правительства к просвещению народа. В самом деле, разве ни о чем не говорит на первый взгляд эта цифра - 32. Именно столько учебных заведений насчитывалось в дореволюционном Тагиле. Но есть и другая цифра - 4800, столько детей обучалось во всех городских школах. Капля в безбрежном людском море суеверия, невежества, предрассудков.

    Лето 1919 года. Урал освобожден от колчаковских войск. В город, еще не успевший сполна ощутить дыхание Октябрьской революции, вместе с огромными политическими преобразованиями приходят воины революции культурной. Несколькими месяцами раньше, в декабре 1919 года, Совнарком РСФСР издает исторической важности декрет. "В целях предоставления всему населению Российской республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановляет: Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию...".

    Строительство нового государства необходимо было начинать со строительства самих себя. Но сколько сил требовал этот шаг в условиях полнейшей разрухи. И наша страна, скованная еще кольцом блокады интервенции, пошла на это с той же смелостью и решительностью, с какой она возводила Магнитку и Днепрогесс, Уралвагонзавод и Новотагильский металлургический. И поднимали их те самые герои, что еще недавно, сидя в нетопленных классах, по слогам читали удивительные слова: "Мы - не рабы, рабы - не мы".

    И снова факты. К концу 1920 года в Нижнем Тагиле было открыто 28 начальных школ I ступени, 5 средних, школа для подростков, школа-коммуна и вечерние курсы для взрослых. Кто вел в них уроки? Те самые учителя, что утром учили детей, а вечером их родителей. Сотни комсомольцев, членов Всероссийского добровольного общества "Долой неграмотность", стали их правой рукой.

    Было трудно. Но тагильские учителя до конца выполняли свой гражданский и профессиональный долг. Есть в музейной экспозиции необычный документ. Это курортная карта № 761, выданная первому советскому директору школы № 1 Б.В. Пигулевскому. В графе "Диагноз отборочной комиссии" записано: "Крайнее переутомление с упадком питания". Только в исключительных случаях, когда уже покидали силы, учителя-коммунисты и беспартийные могли позволить себе короткую передышку. О самоотверженности, исключительной преданности делу таких из них, как Кузбар, Словцов, Рябкова, Садовская, Потоскуева, Дьячкова ходили легенды.

    Первые итоги: к 1926 году грамотность среди населения города заметно повысилась. Одновременно с кампанией по ликвидации неграмотности велась перестройка содержания всего школьного образования.

    Чем еще замечательны годы первого советского десятилетия в нашем городе? Огромным вниманием не только к детям школьного возраста, но и к малышам. Именно в двадцатые годы в Тагиле появились детские сады. Первым организатором дошкольного воспитания стала Наталья Ансовна Постылякова.

    А вот еще несколько вех в истории просвещения Нижнего Тагила. 1922 год - открыт горно-металлургический техникум. Год спустя прошел первый набор "фабзайчат" для профтехшколы при заводе имени В.В. Куйбышева. А в 1926 году был основан педагогический техникум, выпускники которого сыграли большую роль в развитии народного образования в Свердловской области.

    И вновь - несколько строк, взятых из экспозиции музея: "К концу 1934 года задача введения всеобщего начального обучения была в основном решена. За это время численность учащихся увеличилась почти в 3 раза, число учителей в 24 раза, а число школ в 2,1".

    Первое десятилетие... Переломное, полное больших планов и свершений. Оно было началом. Тем первым движением освободившегося от оков человека к знаниям, свету и правде, что неукротимо продолжается и сегодня.

А. НИКОЛАЕВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий", 1982.

Главная страница