Тагильский феномен

    На протяжении моей полувековой работы в СМИ Нижний Тагил практически постоянно давал приятный повод приезжать сюда, чтобы рассказать по радио о событиях, вошедших не только в историю Свердловской области, но и страны. Сотни магнитофонных записей, сделанных тут, звучали по всесоюзному радио, "Маяку", в передачах для зарубежных слушателей.

    Мне доводилось вести отсюда прямые радиорепортажи о визитах М.С. Горбачева, В.В. Путина, рассказывать о строительстве и пуске крупнейших промышленных объектов, работе уникальных выставок, знакомить слушателей страны с музеями, редкими находками и самобытными людьми. Именно встречи с тагильчанами подсказали заголовок этих моих заметок, посвященных прошедшему 100-летнему юбилею "Тагильского рабочего".

    Раритет

    Словно долгое эхо, продолжаем мы "слышать" и воспринимать опыт династии промышленников Демидовых. В ходе проходившей в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле Демидовской Ассамблеи (3-5 августа 1992 года) специалисты подчеркивали закономерность обращения к этому опыту на нынешнем витке истории России.

    Вот фрагмент интервью директора Института истории и археологии УрО РАН академика В.В. Алексеева:

    - В свое время у нас много писали об эксплуататорах Демидовых. Честно скажем: это было, но они выступали не только хозяевами, а своего рода отцами тех рабочих, которые им подчинялись. Этот демидовский опыт воспринят японцами. Демидовы блестяще умели сочетать европейскую технологию с конкретными российскими условиями. Эта проблема остается актуальной сегодня.

    Тем ценнее наследие известного тагильского библиографа Александра Ивановича Питерских, который посвятил свою жизнь сбору материалов по истории развития горнозаводского дела, связанного с именем Демидовых. Они составили своеобразную многотомную энциклопедию объемом семь с половиной тысяч страниц.

Александр Питерских    Все это собиралось многие десятилетия по крупице из разных источников: "Горный журнал" с 1825 года, "Русская мысль", "Исторический вестник" и другие издания, которые до него не обрабатывал ни один библиограф. Тут "адреса" дореволюционных публикаций о династии, материалы, найденные в библиотеках или выписанные через межбиблиотечный абонемент.

    Собранное Александр Иванович отпечатал на машинке, а затем переплел свое издание тиражом в восемь экземпляров. Благодаря ему вернулось из небытия, обрело вторую жизнь то, что разрозненно хранилось в музеях и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Тагила. Сегодня - это библиографическая редкость, за которой буквально гоняются. Уникальные труды, связанные со становлением промышленности на Урале, Питерских передал не только библиотекарям своего города, но и подарил крупнейшим книжным собраниям России. Сведи них библиотека имени Белинского, горного университета и его родного - Пермского, который Питерских закончил перед Великой Отечественной войной.

    В связи с созданием Демидовского фонда Александр Иванович подарил уникальное издание Нижнему Тагилу. По оценке специалистов, проделанная работа под силу большому научному коллективу. Этот подвижнический труд он завершил, когда ему было 75 лет.

    - Я думаю, что аналогов этому в стране нет, - сказал известный краевед Иван Трофимович Коверда. - В Полтавском педагогическом институте есть работы Александра Ивановича, посвященные его любимому учителю Василию Александровичу Сухомлинскому. Шесть томов, по две с половиной тысяч страниц каждый, посвящены библиографии творчества Федора Михайловича Достоевского. И все это сделано человеком, обладающим ограниченными возможностями передвигаться.

    Икебана, запечатленная в металле

    Поводом одного из материалов "тагильской серии" для "Радио-Маяк" стал грант президента России В.В. Путина, присужденный старшему научному сотруднику музея-заповедника горнозаводского де Ольге Силоновой. Целевым назначением он сориентирован на исследование темы "Нижнетагильская демидовская школа живописи для крепостных: 1806-1820 годы".

    Помню Ольгу Силонову студенткой-заочницей отделения истории искусства. Уже в время дирекция тагильского музея заметила исследовательские наклонности своей сотрудницы. Совсем молоденькой ей доверили заведовать музеем подносного промысла, где мы познакомились.

    Один из репортажей вел с участием Ольги Николаевны Силоновой, посвятившей много лет поиску и осмыслению материалов, связанных с изучением малоисследованного вида декоративно-прикладного искусства, каким является лаковая живопись. Записи вел в доме крепостных художников Худояровых на улице Тагильской, которая возникла и получила свое название одной из первых в вотчине Демидовых.

    - Задумав создать в этом доме музей подносного промысла, мы обратились к строителям, чтобы они перенесли его поближе к нашему комплексу, - рассказывала во время одной из моих командировок в Нижний Тагил Тамара Николаевна Петрухина, заведовавшая много лет отделом этнографии музея-заповедника. Уже тогда было ясно, что материалы, собранные ею и такими же, как она, фанатами музейного дела, интересны не только для художников. Не менее ценны они и для историков горнозаводского дела.

    Между тем, услышанная мной "одиссея" была печальна и, увы, типична. Оказалось, что, следуя расхожей российской пословице "ломать - не строить", этот дом раскатали по бревнышку, чтобы перенести с шумного места (он находился на соседней улице). Хотели как лучше, а вышло...

    Спустя два года после разборки дома многое пришло в негодность. Только высочайший профессионализм тагильских музейщиков и строителей помог воссоздать его и все былое в нем, не нарушив исторической правды.

    Мне рассказывали, что в музей не раз приезжали предприимчивые люди, желающие возродить былую форму тагильского подноса и продавать его за рубежом. "Варяги" интересовались воспоминаниями старожилов, которые музейные работники записали во время экспедиций по Уралу и стране. Между тем, секреты истинных мастеров, как правило, уходят вместе с ними. К тому же, дело не только в руках, но и душе, которую художники вкладывали в свое детище.

    ...В доме-музее художников Худояровых все представлялось уникальным. Особая песня - краски, которыми рисовали крепостные. Создание каждой - отдельный сюжет. Малахитовую, к примеру, получали, растирая мелкую фракцию этого чудо-камня и смешивая полученный порошок с олифой. В те времена ею не только "рисовали", но и красили крыши. Видимо, в продолжение давней традиции, и сегодня крыши особо престижных зданий в уральских городах покрывают краской цвета незапыленных майских листьев.

    Четыре поколения художников дал России род Худояровых, запечатлевших в своих произведениях родную уральскую природу, выполнявших работы для дворцов Москвы и Петербурга. Искусствоведы отмечают их недюжинное мастерство и вкус. Среди излюбленных мотивов живописцев были растительные орнаменты - своего рода икебана, впечатанная мастером навеки в металл.

    - Грант президента России дал нам возможность продолжить исследование творчества художников Худояровых, - так прокомментировал событие директор музея-заповедника Иван Семенов, почетный академик Демидовской академии, член Международного совета музеев.

Ян ХУТОРЯНСКИЙ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.01.2007.

Главная страница