Бреши в тагильской ауре
Нижний Тагил. Две стороны медали: с одной стороны - дымы над городом, льющаяся сталь, грохочущая военная техника; с другой - тишина старинных "горбатых" улочек с двухэтажными особняками, колоннады классических фасадов, загадочные сводчатые подземелья, творения умельцев прошлых веков.
Две стороны городской жизни не противоречат друг другу, а продолжают и дополняют друг друга. В чем убедились журналисты во время выездного брифинга - подобные поездки по объектам культурного достояния, организуемые областным министерством культуры и научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры (НПЦ), становятся традиционными.
Конечно, в Нижнем Тагиле, как во многих немаленьких городах, есть и целый строй домов "сталинского ампира", и кварталы "хрущевок", и массивы девятиэтажек. Но не каждый город может похвастать улочкой, вместившей в себя почти три века, с восемнадцатого по двадцатый. В незатейливом названии - Нагорно-Александровская - отголосок визита на Урал будущего царя-освободителя.
Здесь, двигаясь из центра города в сторону Голого Камня, можно увидеть в левое окошко автобуса башенку на Лисьей горе, визитную карточку города, построенную в первой половине XIX века, а с правой стороны - первый в России завод-музей. Завод заложен в двадцатые годы XVIII века Акинфием Демидовым. Музеем он стал в наши дни.
Эта фамилия звучит здесь постоянно: Демидовский завод, Демидов-парк, Демидовский госпиталь. Вот с последнего и началось знакомство с памятниками. Ансамбль заводского госпиталя построен по заказу Николая Никитича Демидова в первой трети XIX века. Крепостной архитектор Алексей Чеботарев хорошо владел приемами классицизма. Главный корпус с колоннадой, четыре флигеля, солидные ворота, фонтан с бронзовой женской фигурой. Ее, от греха подальше, убрали в музей, ветхие ворота прикрыли щитами. Над колоннадой вместо демидовского герба красуется теперь советский. Да, утрачено многое. Но, слава Богу, есть что сохранять. И главный врач Демидовской больницы (два века без четверти здания "работают" по прямому назначению) Татьяна Алексеевна Бондаренко неустанно "выбивает" средства на поддержание памятника федерального значения.
При реставрации Северного флигеля хозяев ждал сюрприз: под просевшим полом открылся сводчатый подвал. Его решили восстановить и оборудовать в нем: Нет, не склад, не подсобку. А музей. Это слово в Нижнем Тагиле пользуется особым уважением. Конечно, музей - учреждение не градообразующее. Но градосохраняющее - это точно. К данной теме мы еще вернемся.
На примере госпиталя можно было бы подумать, что это верный путь - отдавать здания-памятники бюджетным учреждениям: народ здесь небогатый, зато понимающий и культурный. Но вот с особняком золотоскупщика Митькина (конец XIX века) случилась осечка. Здание, служившее в советское время краеведческим музеем, передали в аренду индустриально-педагогическому колледжу. Это случилось семь лет назад. Нельзя сказать, что арендаторы за это время не приложили к нему руки. Но уж лучше бы не прикладывали! Декоративные элементы из фигурного кирпича на фасаде срублены, зияющая глазницами окон "коробка" простенько, без затей обложена нынешним кирпичом. Разумеется, никто не давал колледжу разрешения на это безобразие.
А ведь стоит безнадежно испорченный дом на улице, которая носит изначальное название Тагильская и входит в состав заповедной части города, так называемого Демидов-парка.
Нижний Тагил включен в федеральный список исторических городов России. На Среднем Урале он находится на третьем месте по числу памятников после Екатеринбурга и Верхотурья. Их в "горном гнезде" 71, в том числе памятников архитектуры и истории - 63. Работают здесь фирмы, имеющие опыт реставрации подобных зданий и лицензии на право ведения таких работ. При желании заказчик может найти и специалистов, способных провести квалифицированное инженерное обследование строения, и лицензированных проектировщиков. При желании. Но это желание нередко отступает перед амбициями хозяйчиков и стремлением сделать все побыстрее.
Бывший магазин купца Мозгунова со временем "подрос" на два этажа и превратился в гостиницу "Северный Урал". Нынче в этом "тереме" постояльцев не счесть - есть и гостиничные номера, и офисы, и торговые площади. Часть здания приобрел в собственность Нижнетагильский филиал "Уралтрансбанка". И счел себя вправе делать все, что заблагорассудится. А заблагорассудилось отделать парадный вход зеленым камнем, хотя рядом по всему фасаду имеет место быть бетонная "шуба" коричневого цвета. Такой вот неожиданный изыск.
Уже смешно. А дальше - еще смешнее - плитки, покрытые декоративной шпаклевкой с минеральным наполнителем. Над ними - новомодные пластиковые окна без переплетов рядом с "родными", традиционными.
И это памятник архитектуры! Уровень вкуса, уважения к городу и закону - здесь как напоказ. Министерство культуры вступило с руководителями Нижнетагильского филиала ОАО "Уралтрансбанк" в затяжную служебную переписку. Директор филиала П. Мухачев в письменных возражениях ссылался на авторитетные вроде бы инстанции, но только не на тех, кто вправе давать разрешение на какие-либо работы по ремонту или реконструкции памятника.
Так бодрый наскок "хозяев жизни" пробивает бреши в тонкой ауре истории и культуры. Видимо, без вмешательства правоохранительных органов здесь обойтись не удается.
Совсем рядом, за углом - пример противоположного свойства: Уралвагонзавод реставрирует бывший магазин Ахаимовой. Хозяйка была не столько купчиха, сколько учительница. Она продавала учебную и научно-популярную литературу, устраивала выставки детского рисунка и другие культурные события. Магазин Ахаимовой считают в Нижнем Тагиле первым просветительским центром.
"Вагонка" собирается открыть здесь выставочный зал. Строители торопятся, часто работают, как говорится, "с листа". Но все же шагу не ступят без совета со специалистами Нижнетагильского филиала НПЦ, стараются выполнить все их требования.
Не в претензии филиал НПЦ к "Уралсвязьинформу" - добросовестно, не отступая от исходного варианта, связисты восстановили после пожара занимаемое ими здание. Благосклонно отнеслись охранители и к тому, как обновил фасад одного из строений Нижнетагильский пединститут - все же здесь и будущие художники учатся, им и их педагогам следует доверять.
Конечно, в Нижнем Тагиле "знаков беды" немало. На грани утраты - несколько бывших жилых домов. Они стоят бесхозными, разваливаются. В каких-то случаях нет желающих их купить или взять в аренду. В других - числится кто-то в пустом доме-призраке. И купля-продажа невозможна. Мешает и чересполосица в вопросах собственности. Есть здания, принадлежащие области, есть - городу. Больше же всего их числится за "казной", т.е. государством. Кому государство "отпишет" свое достояние и какое именно - пока неясно. Вот и нет желающих брать на себя расходы по сохранению истории, воплощенной в стены.
Бальзам ложится на душу там, где хозяин - Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал". Конечно, и здесь не все гладко. Соломиной в глазу торчит облупленная колонна самого крупного музейного здания, бывшего Главного управления Нижнетагильского горного округа. Никак не дождутся музейщики средств на оформление экологической экспозиции в отреставрированных Верхних провиантских складах. Но это не от вредности, а от бедности.
Зато как завораживают и внешний вид, и интерьеры бывшего Господского дома, выстроенного в лучших традициях дворянских усадеб, а ныне - Музея быта и ремесел горнозаводского населения!
Рядом - мощный сруб в два этажа, бывшее обиталище крепостных художников Худояровых - и жилище, и мастерская. Подносный промысел, восхитительный тагильский эксклюзив. Не к месту в этом обзоре бегло пересказывать увлекательную историю лакового букета, пейзажа, орнамента. Здесь речь о другом.
В лучших местах Нижнего Тагила расположены музейные экспозиции. Когда-то городские власти жили на одной "жилплощади" с городским музеем. А потом съехали, отдав истории историческое здание. И гараж они вывели из построенных в XVIII веке Верхних провиантских складов. Теперь здесь надежная и красивая крыша, которую подпирают "родные" лиственничные колонны толщиной более полуметра, недавно еще черные от копоти, а теперь выскобленные до медовой желтизны.
- И как это вы такие богатые? - спрашивали мы хозяев.
И те, кто ныне "делает погоду" в этих музейных хоромах, рассказывали про многолетнего директора музея Ивана Григорьевича Семенова, лишь недавно сдавшего дела. Лет 30 он стучал во все двери, чтобы собрать воедино наиболее значительные постройки исторического города в единый комплекс, и на много лет вперед видел будущий, музейный профиль этих складов, контор, коммуналок. А уж у музейного здания - иной статус, иные "степени защиты". С ним расправиться не так-то просто.
Площади, возвращенные к жизни благодаря И. Семенову и его единомышленникам, сосчитать не просто. Да и не в цифрах дело. А в той атмосфере, которую удалось выпестовать в городе.
- Может, у вас исторические здания не горят? - спрашивали мы у заместителя директора музея-заповедника В. Гордеева.
- Не горят! - пожимал плечами Владимир Михайлович.
Оставалось завидовать городу, в котором элитные стройки не наступают на историю, не превращают ее в пепел. Как это - увы! - происходит в Екатеринбурге.
Бережное отношение к памяти порой дороже денег. Тех самых, которых в Нижнем Тагиле, как везде, не хватает.
Уже упомянутые Верхние провиантские склады отреставрированы в основном на федеральные средства. А расположенные поблизости Нижние провиантские приведены в порядок на спонсорские рубли, методом народной стройки. Разные городские предприятия помогали материально. Строители работали без выходных. А сотрудницы музея приходили в субботы и воскресенья, чтобы нянчиться с детьми, мамы которых в это время малярили-штукатурили.
Сегодня близится к завершению очередная "народная стройка". В августе должно состояться открытие музея истории технической мысли в бывшем доме изобретателей Черепановых. Более 30 предприятий участвуют в подготовке события. Львиную долю средств внесли железнодорожники. Видимо, в благодарность за паровоз, который для них изобрели отец и сын Черепановы.
Нас на берег Верхне-Выйского пруда не повезли. Приезжайте, говорят, в августе и увидите Дом Черепановых во всей красе.
Римма ПЕЧУРКИНА.
Литература: Газета "Областная газета".