У родного порога

    На углу Тагильской и Кирова в старом здании с давних времен и до 1978 года находилась средняя школа №1 имени Н.К. Крупской. В 2002 год она вошла с юбилейной датой.

    155 лет - возраст солидный и, безусловно, заслуживает внимания. А если вспомнить, что школа № 1 ведет свою родословную от первой в Нижнем Тагиле женской гимназии, то есть все основания пристально вглядеться в ее историю и начать экскурс в прошлое с одного любопытного архивного документа. Это "свидетельство о рождении" вместе с обстоятельным рассказом о дальнейшей жизни учебного заведения.

    В 1847 году, по предписанию главного уполномоченного господ Демидовых А.И. Кожуховского, в его первый приезд в Нижний Тагил при женском Входо-Иерусалимском училище были открыты высшие классы для дочерей заводских служащих. Однако в связи с перемещением училища с квартиры на квартиру преподавание здесь с сентября 1851 года прервалось. И в следующий свой приезд (в 1853 г) А.И. Кожуховскии потребовал: "Входо-Иерусалиское училище преобразовать в особое учреждения для воспитания дочерей служащих, присвоив оному звание Анатольского. Прилагаю устав и штат училища, утвержденного мною 18.02.1853 г."

    Далее обратимся непосредственно к документу.

    "УСТАВ АНАТОЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА"

    1. Анатольское женское училище предназначено для воспитания дочерей служащих Нижнетагильских заводов господ Демидовых. Оно преобразовано из прежнего Входо-Иерусалимского училища и подчиняется епархиальному начальству. В хозяйственном и административном отношениях училище еще находится под главным распоряжением управляющих заводами.

    2. Цель этого учреждения состоит в том, чтобы образование жен служащих соответствовало понятиям и положению их мужей.

    3. В Анатольском женском училище назначены следующие предметы:

    а) закон Божий - чтение церковных книг с указанием значения всех слов, изучение молитв и церковного пения;

    б) русский язык - с изучением грамматических правил для правильного правописания и изложения своих мыслей;

    в) арифметика - до тройного правила, исчисление на счетах, исчисление всех задач для заводской жизни;

    г) общее начало географии и в особенности географии России;

    д) история России в сокращением виде;

    е) поучительные беседы об отношениях человека к Богу и к ближнему. О главнейших предметах естественных наук, о замечательных исторических событиях;

    ж) чистописание с приучением к скорописи.

    4. При такой постановке умственного образования преподаватели и училищное начальство должны прилагать все заботы, чтобы утвердить воспитанниц в правилах веры и доброй нравственности, отстраняя от всякой наклонности к праздности и роскоши, направить их к добросовестному исправлению обязанности жены и матери и к содержанию на своих руках домашнего хозяйства.

    5. Для практического приучения воспитанниц к хозяйству и полезному труду они должны при училище заниматься следующими работами:

    а) рукоделие, кройка и шитье гладью, строчение, вязание;

    б) стирка и глажение белья;

    в) приготовление кушаний, разных солений и других предметов домашнего хозяйства;

    г) занятия огородничеством.

    6. Воспитанницы должны сами содержать в исправности постель и все свои вещи и убирать комнаты.

    7. Для обучения воспитанницы разделяются по классам, дням и числам на основании особой программы, составленной управляющим заводами и утвержденной епархиальным начальством.

    8. Курс учения 4 года и распределяется на 3 класса, полагая 1-й и 2-е классы по одному году и на 3-й старший по 2 года.

    9. В Анатольском училище полагается содержать 20 воспитанниц штатных на полном иждивении, прочие посещают классы на праве вольноприходящих.

    10. В штатные воспитанницы принимаются круглые сироты из штата служащих, а за неимением таких будут приниматься и те, кто имеет родителей, по особому вниманию к заслугам их... и только дети служащих заводских.

    11. Вольноприходящими могут быть дети всех служащих, как заводских, так и посторонних, дети священноцерковно-служащих Нижнетагильского округа, дочери постороннего купечества и проживающих здесь чиновников.

    12. Прием воспитанниц зависит от управляющего заводами.

    13. Прием в училище от 9 до 12 лет. Круглые сироты могут быть приняты и раньше.

    14. Для постоянного надзора за воспитанницами полагается надзиратель и в помощь ей 3 пепиньерки из воспитанниц, выпущенных ранее и живущих вместе с воспитанницами.

    15. Прислуга при училище самая ограниченная, так как основную работу будут выполнять сами воспитанницы.

    16. Анатольское женское училище содержится за счет заводов.

    17. Внутреннее управление хозяйственной частью поручается надзирательнице, которая представляет отчет заводскому управлению.

    Главноуполномоченный г. Демидовых

    Антон КОЖУХОВСКИЙ.

    1853 г.

Литература: Газета "Горный край" от 04.01.2002.

    В 1855 году в Нижнетагильском округе насчитывалось 8 православных и 3 единоверческих училища. Из православных в Нижне-Тагильске - мужское на правах уездного училища (учеников 111), женское Анатольское (девиц 70), а в каждом заводе еще по одному приходскому. Из единоверческих в Тагиле было два, в Нижней Салде - одно.

    В 1858 году Анатольское училище было передано Министерству просвещения. Курс наук рассчитан на шесть лет. При этом учебном заведении находилось Павлушенское четырехгодичное подготовительное училище с пансионом. Оно располагалось на улице Нижней Ерзовке (Папанина), где из 35 учениц обучалось 13 дочерей рабочих.

    Во всех переходных Положениях и преобразованиях училищ активнейшую роль играл Николай Иванович Кларк, который по должности директора реального и горнозаводского училища входил в состав попечительского совета и был председателем педагогического совета при учебных заведениях с 1891 по 1911 год. Николай Иванович Кларк непосредственно руководил женскими Павлушенским (Павловским) и Анатольским училищами.

    В 1894 году (в некоторых источниках - 1899-м) на базе этих учебных заведений организована Павло-Анатольская прогимназия. Для нее стараниями Н.И. Кларка, с помощью частных пожертвований, был приобретен новый (деревянный дом на углу улиц Больше-Рудянской (М.-Сибиряка, Кирова) и Новой (Кооперативной, Семенова). Его купили у Саламатова за 7500 рублей. А еще решили сделать пристрой каменный к старому уступленному Демидовыми дому на улице Тагильской, 1. Число желающих дать девочкам образований увеличилось.

    В связи с этим в 1903 году была реализована женская гимназия на 500 мест.

    В 1906 году в Павло-Анатольской гимназии вводят 8-летнее обучение. Курс наук облегченный по сравнению с программой мужских гимназий. Выпускницы получали диплом учителя начальных классов и имели право преподавать в школе. В гимназии был заведен строгий порядок и дисциплина, а преподаватели имели достаточное денежное обеспечение, некоторые даже ездили летом на отдых за границу на свои средства.

    Учительницы носили "форму": длинные синие шерстяные платья с любой белой отделкой. Ученицы одевались в коричневые платья с белым воротничком и черным фартучком. Перед началом занятий все обязательно читали и пели молитвы в актовом зале и лишь потом шли в класс. В перемены гимназистки гуляли по коридору вереницами, друг за другом. В большую перемену родительский комитет организовывал завтраки - продавали мясные пироги.

    С 1905 года до Октябрьской революции начальницей гимназии была Людмила Михайловна Кларк. Она много сделала для народного образования и за свои заслуги награждена серебряной и золотой медалями Министерства просвещения. Вопрос о каменном пристрое к зданию гимназии решался много лет, и к 1909 году стараниями Николая Ивановича Кларка было изыскано 20 тысяч рублей (10 - от попечительского совета и столько же от земства), но до конца постройки недоставало еще 45 тысяч. И о них после смерти Н.И. Кларка, скоропостижно скончавшегося от рожистого воспаления ноги 24 декабря 1911 года, хлопотала уже Л.М. Кларк. Вплоть до 1913 года она письменно обращалась к министру народного просвещения господину Кассо.

Статистические данные обучения с 1887 по 1915 гг.

Годы

Число учениц

Годовое содержание каждой

Число выпускниц

1887-1899 95 30р.45к. 70 учениц
1899-1905 498 20р.46к. 109 учениц
1905-1915 697 33р.49к. 257 - в VII кл.

446 - в VIII кл.

    Благодаря настойчивости и энергии попечительского и педагогического советов пристрой все же сделали. К 1915 году гимназия получила новое здание, 10 прекрасных классов и рекреационное помещение. Число учениц достигло 700 человек.

    С начала первой империалистической войны (с 1914 года) плата за обучение в приготовительном классе составляла 10 рублей в год, а в прогимназии 20. В 1915 году гимназистки делились по сословиям таким образом: дочери крестьян - 448 чел. (64,4 %), мещан и цеховых 148 (21 %), почетных граждан и купцов - 34 (4,8 %), дворян - 2 (0,3 %), служащих - 29 (4,1 %), прочих - 14 чел. (2 %).

Группа выпускниц 1916 г.

    В годы войны ученицы на уроках рукоделия шили для раненых белье, кисеты, сумки для противогазов; собирали подарки. В преддверии революции девочки на уроках читали сентиментальные романы, в воскресные дни посещали театр. Но вместе с тем имели место и вольнодумные настроения, по рукам ходили революционные прокламации. Выпускница гимназии 1918 года, окончившая 1 курс с золотой медалью, впоследствии известная учительница Пелагея Павловна Шкабара вспоминала, что весть о свержении самодержавия в России вызывала в гимназии стихийный митинг, все с восторгом пели "Интернационал".

    В 20-е годы, в начале советского периода, гимназия стала именоваться единой трудовой школой. Возглавлял ее Борис Васильевич Пигулевский (позднее он был арестован как "чуждый элемент" и погиб). Затем в системе народного образования произошли изменения - с акцентом на фабрично-заводское обучение, и школу № 1 переименовали в фабрично-заводскую семилетку, хотя она была единственной в городе девятилеткой. Уже тогда выпускной класс имел специализацию, готовил кадры для дошкольного и школьного образования, а также работников политпросвета.

    Бывшая гимназия стала центром, куда со всех концов округа съезжались ученики. В 1925-1926 годах здесь введено 10-летнее обучение, первый выпуск десятиклассников состоялся в 1935 году. В 1923 году (по другим источникам в 1927-м) школе присвоено имя Н.К. Крупской. Обучались тут и мальчики, и девочки. Директором школы в эти годы была Ольга Георгиевна Потоскуева, которую любили, уважали и боялись все ученики.

    Педагогический коллектив в 20-30-е годы составляли (прежде всего речь об учителях старших классов) высокообразованные, интеллигентные, талантливые люди, беззаветно преданные своему делу, стремившиеся дать знания, привить культуру детям рабочих и крестьян. Это были преподаватели, приглашенные работать по совместительству из Нижнетагильского горно-металлургического техникума. Русскому языку учил ребят Александр Николаевич Словцов, химии - Иван Киприянович Хлопотов, немецкому языку- -Иосиф Иванович Штэрба, физике Александр Иванович Иванов, литературе - Александр Павлович Виноградов, техническим дисциплинам - Смольников, военному делу - Яблонский, рисованию - Ян Владиславович Найнерт, обществоведению - Попов. Позднее, в период репрессий 1934-1938 годов, были арестованы Словцов, Найнерт, Хлопотов, Пикулевский, Яблонский, Штэрба. Все они, кроме последнего, расстреляны.

    В начальных классах уроки вели тоже опытные, квалифицированные, эрудированные учителя, впоследствии широко известные в городе, признанные большими авторитетами. Среди них Анисья Владимировна Паницына, Кира Сергеевна Хлопотова, Лидия Николаевна Рябкова, Алексей Владимирович Маркин.

    Одно время обучение в школе велось по "Дальтон-плану". Группе школьников давалось задание, они самостоятельно "проходили" тему, а потом сдавали изученное учителю, который выставлял оценки. Или еще такой метод. Бригада учеников сидит вместе за одним столом, им дают вопросы на уроке, они их обсуждают, а затем "бригадир" отвечает один за всех. Уроки истории и литературы сопровождались показом диафильмов через большой фильмоскоп. Классы-кабинеты по химии, физике были хорошо оборудованы, занятия шли с проведением опытов и лабораторных работ. В классе зоологии и биологии был уголок живой природы. После уроков ученики часто ходили на завод имени Куйбышева, там занимались с неграмотными, выпускали стенгазеты в цехах. В школе кипела общественная жизнь: тоже делали стенгазеты, пионеры занимались с октябрятами, писали плакаты; был даже свой струнный оркестр. Старшеклассники готовили "живую газету", где с юмором откликались на события в стране, городе, школе, декламировали и пели. Аккомпанировала на рояле Ольга Георгиевна Потоскуева.

    В эти годы из стен школы вышли в жизнь многие люди, ставшие потом известными в городе. Это и будущие врачи Бенедиктова, Карманова, В.В. Шалаева, Е.В. Косач, Е.М. Волченкова; учителя П.П. Шкабара, Е.М. Шляпникова, В.С. Дубинина; физкультурники - супруги Шамины, Павел Степанович и Зинаида Григорьевна; инженеры Ахаимовы, В.М. Крюков, братья Шалаевы, К.А. Рябков... С глубокой благодарностью первые ученики вспоминают своих первых наставников.

    Перед войной она достигла своего расцвета. Многие стремились привести детей сюда. Здесь учились целыми семьями, например, четверо Пастуховых. столько же Ломовых, Черноголовых, Железковых, Марченко, а Шептаевых - даже пять человек. Это была лучшая школа города, она так и называлась: средняя полная образцовая имени Н.К. Крупской.

    В то время здесь уже не работали по совместительству преподаватели горно-металлургического техникума - сложился свой постоянный педагогический коллектив. Нас учили лучшие учителя Нижнего Тагила: математик Антонина Васильевна Яльцева, химик Алексей Ефремович Чепайкин (он же завуч), немецкий язык преподавали директор школы Ольга Георгиевна Потоскуева и Петр Михайлович Касаровский, географию - Александра Степановна Орехова, Зоологию - Ольга Павловна Левашова, физику -Анна Архиповна Бердникова, историю - Екатерина Михайловна Дорохина, физкультуру вела Зинаида Григорьевна Шамина.

    Мы гордились своей школой. Окончившие ее много лет назад стали достойными людьми, отличными специалистами, крупными руководителями и до сих пор могли бы служить примером для молодежи. Среди них контр-адмирал Б.И. Сергиенко, генерал-лейтенант Климов - оба из предвоенного выпуска, журналист-фронтовик Г.Л. Занадворов, начальник шахто-проходческого управления №1 Н.А. Чистяков, педагоги сестры Гаевы, врачи 3.В. Зенкова (Малахова), Е.В. Горбунова, кандидат медицинских наук Э.М. Силина...

    Школа жила по строгим правилам. Классы были разбиты на звенья. У каждого класса свой пионервожатый из старших школьников. На стену вывешивались дневники, где учитывались успеваемость каждого звена пофамильно, внеурочная общественная работа, санитарное состояние. У малышей перед началом уроков выбранные санитары звена проверяли чистоту рук, одежды.

    Знания школа давала обширные. И требования были строгие. Трудовое воспитание начиналось с первых классов. С 1928 по 1936 гг. в столярной мастерской, что находилась в одноэтажном здании на углу Б.-Рудянской и Кооперативной, под руководством Вячеслава Михайловича Просвирякова (знаменитого в городе краснодеревщика) и девочки, и мальчики обучались слесарному и столярному делу. Но примерно с 1936-1937 годов мастерская была почему-то закрыта.

    В старших классах обучали основам электротехники и работе на станках. Преподавалось и военное дело - изучали строение винтовки, пистолета, противогаз, боевые отравляющие вещества. Ни одного двоечника в школе не было, а с отстающими занимались после уроков лучшие ученики. До 1940 года ученицы старших классов были прикреплены к рабочим завода имени Куйбышева. Там в цехах они обучали неграмотных и малограмотных, а также проводили культурно-массовые мероприятия. Этих ребят называли культармейцами.

    Школа была образцовой не только по успеваемости и дисциплине, но и по спортивной работе и художественной самодеятельности. Особенным авторитетом пользовались военные кружки. Обязательно нужно было сдать нормы на значок БГТО ("Будь готов к труду и обороне"), сдавали нормы и на другие, например, ГСО ("Готов к санитарной обороне"), ПВХО ("Готов к противохимической обороне"), "Юный ворошиловский стрелок", просто "Ворошиловский стрелок" и другие. В коридоре первого этажа размещался стрелковый тир, и после уроков там раздавались выстрелы. Это стреляли старшеклассники, а мы, младшие, стояли, смотрели и завидовали им.

    Работал и библиотечный кружок - руководила им бывшая классная дама гимназии и преподаватель математики, заведующая библиотекой Мария Каэтановна Садовская. Всегда в строгом темном платье с белым воротничком. Не имея своей семьи, она все время отдавала чужим детям. Подбирала и рекомендовала книги индивидуально для каждого, а потом спрашивала их содержание и что понравилось. К знаменательным датам в библиотеке готовилась выставка.

    Огромный успех имел физкультурный кружок, руководимый замечательной Зинаидой Григорьевной Шаминой. Радовали хор и струнный оркестр под руководством учителя пения Владимира Дмитриевича Скорева.

    Но самой большой нашей гордостью был единственный в городе танцевальный кружок - и только в нашей школе! Уроки пластики и балета вел "дядя Фисель" - специально приглашенный учитель танцев Фисель Самойлович Тульский. Дети исполняли народные танцы, мазурку; вальс, фрагменты из классических балетов. В 1936 году Иза Потоскуева, Люся Колесникова, Надя и Люся Хлопотовы танцевали "Лунный вальс" Дунаевского. Мы, четыре девочки из второго и третьего классов, кружились на сцене в белоснежных пачках, а в центре стояла в черном платье десятиклассница Нина Вольская и пела... А вальс из оперы Гуно "Фауст",а танец с лентой в исполнении Изы Потоскуевой, а полька-бабочка, которую танцевали мы с сестрой вдвоем, а лезгинка!.. Это все незабываемо.

    В 1937 году к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина был поставлен танец "Русалки" из оперы Даргомыжского. Костюмы для танцев нам шили наши мамы из марли или старых дореволюционных вещей. На вечере памяти поэта ученики старших классов представляли "Бал у Лариных", где дядя Фисель - мосье Трике пел: "Ви роза, ви роза, ви роза бель Татиана!", а мы смотрели, слушали и восторгались... А какие были елки! Игрушки делали мы сами, в классе после уроков.

    На олимпиадах, районных и городских, проходивших в клубах Горького, ВЖР, металлургов, наша школа занимала всегда только первое место! Мы даже ездили в Свердловск на областные олимпиады, что было в те времена редкостью, а для нас праздником. Остались в памяти интересные пионерские костры, тематические вечера, где зал набит битком. Были встречи с А.П. Бондиным, а в день похорон рабочего писателя Урала вся школа провожала его от клуба металлургов до городского парка, там и теперь сохранились могила и памятник.

    Но детство и юность были нарушены черным небом и грохотом орудий над страной 22 июня 1941 года. Наши мальчики, только что окончившие школу, ушли на фронт, а моих сверстников после седьмого класса на фронт не брали, они пошли работать на заводы, рудники, учиться в техникумы, в ремесленные училища. Но наиболее упорные рвались на войну, осаждая военкоматы, убегали, их ловили и возвращали в школу Один из таких Валерий Новожилов.

    С лета 1941-го школьников с шестого класса и старше стали до осени посылать на сельхозработы в колхозы. Учеба начиналась 1 октября. Но еще до этого, в июле 1941 года, мы освобождали свой общий дом для раненых бойцов. В решетках переносили богатую библиотеку, на тачках перевозили наглядные пособия, на лошади - парты. А потом похоронили Ольгу Георгиевну Потоскуеву и Марию Каэтановну Садовскую.

    В школе на улице Тагильской, 1, разместился госпиталь № 20-50. Занятия же проводились в школе № 31 на улице Челюскинцев во вторую и третью смены. В выходные и после учебы нас часто направляли на завод № 63 сколачивать ящики, на завод Куйбышева - сортировать металл. Корчевали мы и пни, копали целину, валили тонкий лес. А в холодные зимние вечера, голодные, шли агитаторами в жилые дома - за каждым был закреплен определенный участок, у меня, к примеру, квартал по улице Передовой, за баней.

    Ввели продовольственные карточки, их мы сдавали в столовую. Она была на Гальянке, очень далеко, по тракту, напротив нынешней школы № 90. Туда мы ходили раз в день обедать, а потом - в класс, на учебу.

    За годы Великой Отечественной войны 150 ребят из школы ушли на фронт, погиб 41 человек. Пять Героев Советского Союза вышли из стен. Это Дерябин, Бабин, Епимахов, Протасов, Шмаков - все, кроме Бабина, из выпуска 1937 года.. Смертью храбрых погиб под Одессой от руки предателя участник подпольной организации журналист Герман Занадворов. Отдали жизнь за Родину братья Киневы, Юрий и Роберт, Валентин Овчинников, Валентин Копчинский, Борис Оплетин, Юрий Рыков, Клара Бердникова - дочь учительницы физики, Петр Шадрин и многие, многие другие.

    С окончанием Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. школа вновь вернулась в свои стены. Но былая слава ее померкла. И только в 1963 году, когда директором стала Зоя Сергеевна Короткова, отличный организатор с опытом педагогической и комсомольской работы, начали возрождаться утраченные традиции. Возобновилась борьба за дисциплину, опять занялись внеклассными делами; появилась художественная самодеятельность.

    А в 1978 году гороно и администрация города перевели школу в новое современное здание на Вые, на улице Оплетина, 11а, с тем, чтобы в старых стенах обосновался учебно-производственный комбинат. Думаю, это было ошибкой - присвоить чужому зданию номер старейшей школы города, а также лишить большой жилой район учебного заведения, безнаказанно разрушить дома на старинных улицах, ликвидировать их часть (а на том месте строить гаражи), убрать все магазины, а исторический район заводских служащих и мастеров превратить в руины.

Надежда ХЛОПОТОВА.

Литература: Газета "Горный край" от 07.02.2002; 07.03.2002.

Главная страница