Выйскому народному театру – 110 лет

    В начале 2013 года отмечается 150-летие с начала деятельности первого в истории Нижнего Тагила заводского театра, в деятельности которого в конце XIX века довольно активное участие стали принимать рабочие. А в 1902 году, 110 лет назад, на Вые возникла и самостоятельная их труппа, так называемый Выйский народный театр.

    Как известно, театральное искусство имеет бесценную способность откликаться на идейные запросы времени, вторгаться во все проблемы, которые выдвигает жизнь, занимая своеобразное место в ряду всех родственных искусств. Театр в начале XX века в нашем городе играл большую роль в гармоничном развитии человека, формируя вкусы и пристрастия, определяя уровень эстетических запросов рабочих и интеллигенции.

Группа участников любительского спектакля Выйского народного театра на фоне декораций. 1909-1910 гг.

Группа участников любительского спектакля Выйского народного театра на фоне декораций. 1909-1910 гг.

    На рубеже XIX и ХХ столетий численность населения Нижнетагильского заводского поселка достигала 32-33 тысяч человек, что превосходило многие губернские города России, а в Пермской губернии он уступал только Перми и Екатеринбургу. В Нижнем Тагиле (или Нижнетагильске, как нередко его называли) насчитывалось более 150 каменных строений; работало четыре крупных промышленных предприятия, на которых было занято более пяти тысяч человек; в земской и заводской больницах имелось 108 коек и работали три врача; торговая сеть располагала 20 пивными лавками и 32 трактирами; в церковном приходе числилось семь крупных храмов. Из культурно-просветительских учреждений надо отметить два клуба (в том числе один купеческий - в помещении, где ныне находится музей изобразительных искусств), три кинематографа, несколько библиотек и два любительских театра.

    В 19 школах различного уровня обучалось 3200 детей и преподавало около 100 учителей. В 1900 году в Нижнем Тагиле существовало отделение общества Народных домов. Появились любительские оркестры – здесь очень любили музыку.

    Культурная составляющая Нижнетагильска была велика. Театры играли немаловажную роль: при них возникали закрытые клубные собрания и библиотеки, любительские кружки, пользующиеся большой популярностью среди рабочих и низших слоев интеллигенции.

    В 1902 году по инициативе бухгалтера конторы заводских железных дорог Александра Федоровича Бургера был создан Выйский народный театр, где наряду с рабочими тагильских заводов в спектаклях участвовали мелкие заводские служащие, учителя, домохозяйки, белошвейки. Они учились у профессиональных актеров, все чаще посещавших Нижнетагильск. Среди них были мастера русской сцены Г. Н. Федотова, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, А. А. Яблочкина. В 1912-1916 годах в Нижнетагильске обосновалась драматическая группа Соколовой и Мощного, чуть позже - труппа Селивестровского. Несколько актеров из этих коллективов остались в поселке и влились в нижнетагильские любительские театры, что повышало уровень актерского мастерства.

    Сохранилось несколько имен и фамилий актеров Выйского народного театра. Среди них служащие Петр Никитич Бурнашевский, Федосий и Николай Федуловичи Кожевниковы, литейщик Василий Алексеевич Цикин, машинисты паровоза Попов и Кузнецов, слесари Шмаков, Тумакин, Рыбаков.

Групповой фотоснимок артистов - основателей народного театра на Вые. 1902 год.

Групповой фотоснимок артистов - основателей народного театра на Вые. 1902 год.

    История Выйского народного театра (как и Нижнетагильского заводского) требует серьезного исследования, и материал этот явно диссертационный. Крупицы истории театров Нижнего Тагила хранятся в фондах музея-заповедника "Горнозаводской Урал", в музее истории драматического театра, но наиболее важным будет достойное исследование архивов Государственного архива Свердловской области.

    На сегодня нам известно, что созданной А.Ф. Бургером труппе был предоставлен пустовавший "господский" дом на Выйской площади подле медеплавильного завода. Много позже театр перебрался в большое каменное строение, где размещались также музей Выйского медеплавильного завода и Авроринский детский приют.

    В 1908 году в Нижнетагильске произошли значительные волнения рабочих, и в поселок были направлены войска. Авроринский приют отдали под казармы. Вот тогда и пересеклись судьбы заводского и Выйского народных театров: спектакли рабочего Выйского театра стали устраивать на сцене заводского. Нередко театр выезжал в Черноисточинский и Висимо-Шайтанский заводы. Актеры Выйского народного сами выполняли декорации, организовывали пошив костюмов, писали афиши (сегодня представляющие большую ценность), приносили домашнюю мебель, организовывали заготовку дров и изготовляли билеты (типографское их производство было дорогим удовольствием). Средства от продажи билетов вновь вкладывались в театральное производство: отопление, освещение (свечи, керосин), изготовление париков, афиш и билетов.

Афиша к спектаклю. 14 ноября 1906 г.

Афиша к спектаклю. 14 ноября 1906 г.

    Выйский народный театр входил в ведение Нижнетагильского общества трезвости (подобные общества возникали по всей стране и выступали за трезвый, нравственный и духовно разносторонний образ жизни). Репертуар театра не отличался изысканностью, обычно это были довольно низкопробные пьесы местных авторов. В заслугу А.Ф. Бургеру можно поставить обращение к произведениям выдающихся современников. Им были отрежиссированы такие вещи, как "Власть тьмы" Л.Н. Толстого, "Чужое добро впрок не идет", "На бойком месте" А.Н. Островского.

    После шести лет довольно успешной деятельности в качестве руководителя театра Александр Федорович Бургер оставил его, а на этот пост заступил Петр Никитич Бурнашевский. Этот период, к сожалению, нам мало известен. Выйский народный театр просуществовал вплоть до событий Гражданской войны (1918-1920 гг.) Он неизменно пользовался успехом у рабочего зрителя, привлекал служащих и конторских работников, внес значительный вклад в расширение культурного кругозора тагильской молодежи. Он стал значительной страницей предыстории Нижнетагильского драматического театра.

Александр СМИРНОВ, член союза художников России

    P.S. В этой публикации автор использовал материалы старшего научного сотрудника музея-заповедника Т. В. Смирновой и курсовую работу студентки С. Килиной.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №18(67) от 24.05.2012.

 

 

Главная страница