Традиции мастеров продолжаются на Уралвагонзаводе
Тагильская земля издавна славилась талантливыми мастерами, такими, как Егор Кузнецов, Иван Макаров, Ефим Артамонов, Фотий Швецов, Ефим Черепанов. Эти люди внесли весомый вклад в историю развития российской техники, их творчество способствовало ходу промышленного переворота в Горнозаводском округе.
Своеобразным символом Нижнего Тагила является памятник отцу и сыну Черепановым работы скульптора Кондратьева и архитектора Сотникова, установленный 7 ноября 1955 года на центральной площади города. В 1959 году имя Черепановых было присвоено Нижнетагильскому горно-металлургическому техникуму (ныне колледж).
Крепостные – отец Ефим Алексеевич и сын Мирон Ефимович Черепановы – в первой половине XIX века трудились в Нижнем Тагиле на Демидовских металлургических заводах. Они создали первый в России паровоз. Он был "пущен на колесопроводы" в августе 1834 года по проложенной железной дороге на паровой тяге протяженностью 3,5 км. Она была открыта раньше, чем Царскосельская, которая считалась первой в России.
Всю свою жизнь, находясь при заводах, Черепановы видели, в каких непосильных условиях работали там люди. Крылатой фразой всей их жизни были слова, сказанные Ефимом Алексеевичем: "Сколько позволяют силы ума моего, стараюсь неослабно заводить машины для пользы заводов и для облегчения сил трудящихся".
В 2004 году в рамках празднования юбилейных дат – 170-летия изобретения первого русского паровоза и 230-летия Ефима Черепанова был восстановлен макет паровоза. Нижнетагильским музеем-заповедником "Горнозаводской Урал" в адрес Уралвагонзавода (который занимался реставрацией) были переданы лишь описание изобретения и рисунок Амоса Алексеевича Черепанова, племянника Ефима Алексеевича, который продолжил дело по созданию паровых машин на тагильских заводах. К сожалению, первоначальная конструкторская документация не сохранилась.
Первый макет (переданный на реставрацию на УВЗ) был изготовлен рабочими завода им. В.В. Куйбышева в 1948 году по заказу Московской киностудии для вступительной части картины "Сталинский Урал". Руководством завода было принято решение об изготовлении двух макетов паровоза: макета-памятника и действующего макета.
Многие цехи Уралвагонзавода были привлечены к этой работе: чертежи выполнены конструкторами отдела 12, модели – в цехе 780, колеса отлили в 590-м, заклепки сделали в 125-м, детали вырезал 40-й, вальцевал 820-й, грунтовкой и покраской занимались в отделе 75. Изделие было собрано в цехе 815, там же были сделаны рельсы для макета. В сентябре 2004 года действующий макет впервые открывал выставку "Магистраль-2004".
Чертеж паровоза Черепановых
Тагильчане бережно хранят память об изобретателях Черепановых. Согласно указу губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя от 30 мая 1997 года создан региональный общественный фонд имени Черепановых и принято решение о присуждении премии и медали имени Черепановых. Первое присуждение премии имени Черепановых состоялось в Нижнем Тагиле в августе 1997 года в рамках празднования 275-летия Нижнего Тагила. С тех пор она присуждается ежегодно за достижения и разработки, получившие практическую реализацию или давшие экономический, социальный или другой эффект.
В 2015 году лауреатами премии стали 20 инженеров.
Гозель ГАБДРАФИКОВА, сотрудник Выставочного комплекса УВЗ.
Фото Ольги Пермяковой
Литература: Газета "Машиностроитель" от 14.08.2015, №31.