Нижнетагильскому машиностроительному техникуму – 80 лет

    Он молод, как юноша, и мудр, как старец. Им многое в жизни достигнуто, а предстоит еще больше. Нижнетагильский машиностроительный техникум отмечает 80-й год своего рождения. 80 лет – период мудрости и зрелости. В техникуме трудится педагогический коллектив из 40 человек. Вектор направления его развития был заложен в 1935 году Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР – по осеннему набору 150 учащихся приступили к учебе. Через три года началась подготовка специалистов на дневном и вечернем отделениях.

    Восемь десятилетий истории техникума – это значимые вехи развития производства и инженерной школы уральской промышленности. Первые выпускники образовательного учреждения стали основой профессионального коллектива, который вывел Уралвагонзавод в лидеры машиностроения.

    В Нижнетагильском машиностроительном техникуме сформирована современная учебная база, обладающая всеми условиями для подготовки специалистов в области технологии машиностроения, создания специальных машин и устройств, литейного производства черных и цветных металлов и др. Образовательное учреждение является хорошей стартовой площадкой для получения высшей инженерной квалификации.

    Техникум – уникальная образовательная организация, которая готовит для Уралвагонзавода кадры по специальностям "Сварочное производство", "Специальные машины и устройства", "Технология машиностроения", "Литейное производство черных и цветных металлов", "Компьютерные системы и комплексы", "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий", "Экономика и бухгалтерский учет".

    На протяжении минувших десятилетий НТМТ и УВЗ стали единым целым. Потребность в специалистах для предприятия всегда определяла образовательный процесс. Сегодня большое количество работников Уралвагонзавода – выпускники НТМТ. О качестве подготовки говорит тот факт, что треть руководителей цехов и их заместителей – выпускники нашего учебного заведения.

    Сотрудничество между техникумом и Уралвагонзаводом ведется по нескольким направлениям: организация и проведение практического обучения в подразделениях предприятия, обучение студентов в центре подготовки персонала, проведение экскурсий в производственных подразделениях. Особое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогического коллектива, а также развитию материальной базы техникума, внедрению результатов совместных научно-исследовательских разработок. В последние годы выросла потребность предприятия в квалифицированных специалистах среднего звена. Сложившаяся за многие годы традиционная система отношений "техникум – завод" влечет за собой развитие НТМТ вместе с УВЗ. Модернизируется производство – растет уровень подготовки студентов. Под руководством директора центра подготовки персонала Уралвагонзавода Сергея Васильева и начальника отдела по подготовке персонала Светланы Климан совместно с Межотраслевым экспертно-методическим центром на базе Высшей инженерной школы УрФУ были созданы рабочие группы с привлечением методистов-экспертов, квалифицированных рабочих, специалистов подразделений. Разработанный ими совместный проект реализуется в Нижнетагильском технологическом институте (филиале) УрФУ и его структурном подразделении – НТМТ. Результатом проекта стали программы основной образовательной деятельности "Специальные машины и устройства", профессиональной подготовки – "Слесарь механосборочных работ", "Слесарь-инструментальщик", "Инженер-технолог", а также программа повышения квалификации "Информационные технологии в машиностроении", внедрение кейс-технологий для подготовки высококвалифицированных специалистов и запуск лабораторий конструкционного проектирования, программирования станков с ЧПУ. Техникум – одна из важнейших составляющих завода. Наши выпускники – хорошие специалисты.

Учеба в техникуме - путевка в жизнь

Учеба в техникуме - путевка в жизнь

    Жизнь не стоит на месте – требуется вносить изменения и в образовательный процесс.

    По инициативе Сергея Васильева, учитывая современные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса, реформы образования, были организованы рабочие встречи, посвященные поиску новых форм взаимодействия и развития в современных условиях. Стимулом создания новых форматов в области сотрудничества и подготовки специалистов ОПК послужила модернизация оборудования и открытие в техникуме обновленной лаборатории специальных машин и устройств. Уникальное оборудование лаборатории позволяет на качественно новом уровне готовить специалистов – офицеров запаса и кадровых офицеров по программам высшего образования для Министерства обороны РФ. Новым форматом нашего взаимодействия стала модель: АО "НПК "Уралвагонзавод" – Нижнетагильский машиностроительный техникум – ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина". Его цель – подготовка высококвалифицированных кадров для ОПК. Совместные усилия позволяют решать важные задачи. Введение профессиональных стандартов и независимой оценки качества обучения работодателем становятся реальным механизмом в построении новой системы взаимодействия и развития образовательного пространства. Благодаря опыту и возможностям университета формируются система профессиональных стандартов и новая функциональная структура взаимодействия с УВЗ. Совместно с предприятием в техникуме разрабатывается и внедряется ряд проектов. В 2013 году началась программа освоения профессиональных модулей на высокотехнологичном оборудовании учебного центра предприятия. Реализуется совместный проект, направленный на исполнение инициативы Правительства РФ "Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса в 2014 – 2020 годах". В 2014 году началась совместная работа с институтом и УрФУ по созданию кафедры "Машиностроение" на УВЗ и оснащению ее современным оборудованием. На протяжении восьмидесяти лет НТМТ сохраняет свои лучшие традиции. Мы его реформируем, улучшаем, меняемся сами и стараемся воспитать в студентах лучшее, что когда-то привили нам: уважение к коллективу, любовь к заводу и стране.

Владислав ПОТАНИН, директор НТМТ.

    Фото Людмилы Ивановой.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.10.2015, №41.

От "школы техников" – до кузницы кадров

    В заметке газеты "Вагоногигант" от 5 сентября 1935 года сообщается о приеме заявлений в вечерний машиностроительный техникум и о начале занятий с 7 сентября в бараке № 14 по улице Димитрова. В этой же газете, но от 28 сентября говорится, что школа будущих техников открыла свои двери для студентов, занятия начались, и инспектор Главного управления учебными заведениями Наркомтяжпрома, посетивший заведение, дал высокую оценку помещениям, учебным материалам, методическим разработкам и методам ведения классных занятий техникума.

    Тяга к образованию среди первых жителей Вагонки была велика: вместо запланированных 150 человек на первый курс были зачислены 164. В вечернем вагоностроительном техникуме организовали три отделения: сварочное, литейное и сборочно-монтажное. В общежитиях-бараках расселили нуждающихся в жилье студентов.

    Не всем учащимся хватило силы воли и знаний, чтобы совмещать учебу с работой: из 164 человек только 26 получили дипломы.

    В 1939 году в техникуме появилось дневное отделение по специальностям: "Монтаж и сборка вагонов", "Сварка". Большое внимание уделялось профориентации: в школы-семилетки рассылались письма, печатались и развешивались в трамваях объявления о наборе в техникум, проводилась агитационная работа на цеховых собраниях. Вместе с тем были введены вступительные экзамены.

Машиностроительный техникум. 1935 год

Машиностроительный техникум. 1935 год

    Наряду с увеличением производственных мощностей Уралвагонзавода расширялся и техникум. В сентябре

    1940 года на дневное и вечернее отделения зачислили в общей сложности 410 человек. Однако нападение фашистской Германии в июне 1941 года не позволило многим студентам этого набора окончить техникум – большинство ушло на фронт. Техникум частично опустел, а оставшиеся студенты в летний период работали на производстве, убирали урожай в совхозах, заготавливали дрова, строили доменную печь на НТМК, чистили железнодорожные и трамвайные пути и т.д. В те суровые времена тыл жил одной жизнью с фронтом. Занятия не прекращались: успевали учиться и помогать фронту. В 1945 году техникуму было вручено Красное Знамя Наркомата за вклад в подготовку специалистов во время Великой Отечественной войны.

Педагоги техникума. 1950 год

Педагоги техникума. 1950 год

    После войны коллектив преподавателей пополнился фронтовиками. Среди педагогов того времени можно отметить учителя черчения Владимира Сорокина, преподавателя теоретической механики и машиностроения Виктора Покорского, преподавателя химии Клавдию Кадышеву (Плотникову), преподавателя военного дела и общетехнических дисциплин Александра Ильина, преподавателя истории Галину Филатову, заместителя директора по производственному обучению Евгения Федотова, преподавателя физики и технологии металлов Евгению Морозову (Вострякову), преподавателя физики Таисию Перемогорову (Муганцеву), преподавателя военного дела Василия Запольских, заместителя директора техникума Сергея Бородина и др.

    Сергей Бородин был яркой, многогранной личностью: человек большой эрудиции, фотограф-любитель, турист, шашист. Сергей Павлович умел объяснить сложный материал доступным языком и от других требовал "живинки" в преподавании серьезных технических дисциплин. Ко многим студентам он относился по-отечески, это помогало им адаптироваться в непростых жизненных условиях. Именно он стал инициатором создания курсовой школы профессиональной многоступенчатой подготовки рабочих разных специальностей: сварщиков, станочников, литейщиков Уралвагонзавода.

    В 1957 году техникум переехал в новое здание на проспекте Вагоностроителей, в котором оборудовали новые лаборатории. Все это позволило повысить уровень образования будущих технологов и мастеров. В этот период также работало много талантливых преподавателей: Л.К. Филонов, В.Н. Махов, В.С. Жужгова, Л.А. Антонова, А.Я. Баскир, В.М. Богданова, В.Н. Бородина и многие другие. Росло и количество выпускников. Например, в 1970 году техникум выпустил 284 человека.

    Директорами техникума в разное время были Е.С. Левина, К.С. Синицын, А.К. Егорова, С.А. Калдымов, А.Ф. Ефимов, В.В. Владимиров.

    В НТМТ всегда кипела общественная жизнь: уже первые студенты участвовали в секциях и кружках, а в послевоенное время зародились такие традиции, без которых впоследствии трудно было представить студенческую жизнь. Это и туристические походы, и 15 работающих секций (от футбола до акробатического кружка). У студентов и преподавателей за долгие годы активной деятельности выработалась стойкая привычка во всем быть первыми – в учебе, спорте, художественной самодеятельности и трудовых делах. В 1970-1980 годах в НТМТ появилась традиция играть в КВН и проводить конкурс стенных газет.

    Выпускники техникума разных лет с трепетом вспоминают свою "альма-матер". Один из знаменитых выпускников, родоначальник агиттеатра "Факел", заслуженный деятель культуры РСФСР Ефим Нисенбаум вспоминал: "…все мне здесь нравилось, начиная с учащихся. Состав преподавателей вообще был роскошный".

    За 80 лет своего существования Нижнетагильский машиностроительный техникум подготовил 17 тысяч специалистов. Среди выпускников, достигших высоких результатов, – руководители различных производств Уралвагонзавода. Например, Петр Алексеев начинал трудовую деятельность в 1948 году техником-технологом в кузнечном цехе, в 1970-м году стал начальником кузнечного цеха № 1 (390), а затем в 1984-м возглавил кузнечное производство. Он награжден орденами "Знак Почета" и Октябрьской Революции. Или Иван Волчков, эвакуированный в 1941 году вместе с Харьковским заводом. Иван Афанасьевич прошел карьерную лестницу от наладчика до начальника вагоносборочного производства (с 1972 по 1979 годы). Под его руководством была проведена реконструкция вагоносборочных цехов, более 90% сварочно-сборочных работ были автоматизированы и механизированы. Николай Захаров, окончивший техникум во время Великой Отечественной войны, совмещал учебу с работой в ремонтно-механическом цехе. В 1973-1983 годах Николай Кириллович возглавлял криогенное производство Уралвагонзавода. Под его руководством изготовлены, испытаны и освоены железнодорожные цистерны для заправки жидким водородом и кислородом космических кораблей, спецпоезд для перевозки жидкого фтора и многое другое. Среди выпускников – Василий Ляпцев, работник, которому впервые на заводе (в 1959 г.) было присвоено звание "Ударник коммунистического труда". Он прошел путь от токаря до начальника цеха, награжден орденами Ленина и "Знак Почета", с 1979 по 1992 годы возглавлял механосборочное производство.

    Зародившись как "школа техников", машиностроительный техникум дает прочные знания на протяжении восьми десятилетий, а для многих его выпускников учеба в НТМТ стала семейной традицией.

Светлана НЕЙМЫШЕВА, научный сотрудник Выставочного комплекса АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод".

    Фото из архива музея истории УВЗ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 23.10.2015, №41.

 

 

Главная страница