Первый юбилей. 10 лет оркестру "Демидов-камерата"

    С самого рождения Нижнетагильской филармонии было ясно: для развития необходим коллектив, который исполняет академическую музыку. В январе 2009 года, после длительного и строгого отбора музыкантов, на сцену впервые вышел камерный оркестр. Дирижировал тогда еще безымянным коллективом Владимир Капкан.

    Впоследствии оркестр получил название в честь одного из представителей династии заводчиков и основателей Нижнего Тагила, Григория Александровича Демидова. Он был композитором и инспектором консерватории в Петербурге, одним из инициаторов создания первой русской консерватории.

    "Демидов-камерата" имеет обширный репертуар, основу которого составляет классическая музыка, в репертуаре также романтические произведения, джазовые импровизации и многое другое – в общей сложности, несколько сотен произведений. Примерно каждые две недели музыканты начинают готовить новую программу. Порой в работе находится одновременно до четырех новых концертных программ. Примечательная особенность коллектива – практически каждый артист может выступать в роли солиста.

Оркестр "Демидов-камерата". В центре – Владимир Капкан. ФОТО РЕФАТА МАМУТОВА.

Оркестр "Демидов-камерата". В центре – Владимир Капкан. ФОТО РЕФАТА МАМУТОВА.

    Бесценным опытом для "Демидов-камерата" стали совместные программы с дирижерами и солистами, чьи имена стоят в ряду лучших музыкантов в мире исполнительского искусства.

    Творческий союз оркестров "Демидов-камерата" и "Тагил-бэнд" – это эстрадно-симфонический оркестр. Объединенный состав расширяет возможности обоих коллективов и концертный репертуар Нижнетагильской филармонии.

Об истории

    Оркестр образовался в 2009 году, но возможность его создания обсуждалась еще в 2008-м. Нескромно говорить, но, работая начальником управления культуры администрации города, отчетливо понимал, что для развития филармонии, помимо имевшихся коллективов "Тагильские гармоники" и "Тагил-бэнд", должен быть оркестр, который исполняет академическую музыку.

    К чему мы сейчас стремимся? Чтобы основой репертуара филармонии стала симфоническая музыка. Но просто так, по мановению волшебной палочки, симфонический оркестр не создашь, нужно к этому прийти. И мы посчитали возможным создать камерный оркестр.

    Осенью 2008 года руководителем филармонии стала Анна Горнакова. С ее активным участием в январе 2009-го состоялся первый концерт. За дирижерским пультом оказался ваш покорный слуга. Затем пригласили опытного дирижера из Екатеринбурга, одного из лидеров скрипичной школы, заслуженного артиста России Вольфа Усминского. Он пользуется большим авторитетом на Урале, сам руководит молодежным оркестром. Весной 2009 года у нас состоялась своего рода презентация нового коллектива.

    В дальнейшем все приглашенные дирижеры говорили: спасибо, хорошо с оркестром поработали, мы чем могли, помогли, но оркестру нужен "пастух". И вот привлекли Евгения Сеславина, который стал готовить программы.

    Творческим планированием тогда занималась Елена Цыпушкина, с ее участием подбирали, приглашали солистов, дирижеров. Среди приглашенных были известные исполнители: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, заслуженный деятель искусств Валерий Ворона, народный артист России Владимир Понькин, Алексей Доркин, Фабио Мастранжело, Даниил Крамер...

    В 2016 году вернулся в филармонию на должность главного дирижера. До этого – с основания филармонии, с 1995 года, и до моего временного ухода на административную должность – областью приложения моих творческих устремлений был оркестр "Тагильские гармоники".

О проектах

    Один из первых проектов, которые осуществил с моим участием "Демидов-камерата", – это "Филармоническая академия", то есть концертные программы, где звучат не только музыкальные произведения нашего академического наследия, но и обязательно идет подробный рассказ музыковеда.

    Среди программ, осуществленных в сезоне 2016-2017 годов – "От романса до контрданса" с участием наших гостей из Израиля. Звучала музыка Бетховена, в первую очередь, музыка для солирующего контрабаса.

    Оркестр пытается экспериментировать с разными инструментами. Например, среди приглашенных солистов у нас был Александр Виницкий – гитарист, который играет в джазовой манере. Оркестр "Демидов-камерата" под руководством Евгения Сеславина записал с ним диск.

    В сезоне 2016-2017 годов осуществили интересный совместный проект со Свердловской детской филармонией, точнее, с хоровой капеллой мальчиков и юношей – "Рождественская месса". Благодаря этому сотрудничеству "Магнификат" И.– С. Баха прозвучал на Урале, на сценах Свердловской детской и Нижнетагильской филармоний, в оригинальном варианте, то есть в том составе голосов, который и был задуман великим композитором. Для оркестрантов это была возможность проявить себя в новом качестве.

    В том же сезоне мы начали впервые реализовывать проект "Большая сцена для юных музыкантов", куда пригласили наиболее одаренных, способных детей, играющих на разных инструментах. Они в качестве солистов выступали с оркестром "Демидов-камерата". Этот проект нашел серьезный отклик у преподавателей музыкальных школ, ведь выйти на сцену филармонии и сыграть с профессиональным оркестром – бесценный опыт для юного музыканта.

    В марте 2018-го мы поставили концертный вариант оперы В. Моцарта "Директор театра". Это первый опыт концертного исполнения оперы на сцене филармонии. Проект осуществили при поддержке нашего драматического театра и его художественного руководителя, заслуженного артиста России Игоря Булыгина.

О будущем

    Когда играет одновременно большое количество скрипок – шероховатости сглаживаются. А камерному оркестру труднее. Есть такая шутка: "Это вам не симфонический оркестр. Тут в толпе не спрячешься, надо играть чисто". В чем особенность струнной группы? Они друг друга обогащают обертонами.

    Наш оркестр в какой-то степени отражает историю развития оркестровой музыки. Потому что изначально оркестровое исполнительство появилось во времена барокко, в эпоху Баха, который писал под скромные исполнительские ресурсы, которыми располагал... Мы начали с барочной музыки, потом перешли к классическому периоду, стали больше играть музыки В. Моцарта, Й. Гайдна, у нас появилась возможность включать духовые.

    Самое сложное для любого оркестра – сформировать собственный репертуар. Большинство оркестров всю жизнь накапливают нотный материал: надо найти партитуру желаемого произведения, расписать голоса. Для нас на протяжении первого десятилетия это было основной задачей.

    Высшей формой оркестрового исполнительства считается симфонический оркестр. Это то, к чему мы хотим прийти. По высказыванию одного из уважаемых людей, город, в котором есть симфонический оркестр, уже не может считаться провинцией.

    И сегодня в плане подготовки города к 300-летию мы стремимся к созданию симфонического оркестра. Но это просто появиться не может, потому что есть, как минимум, два обстоятельства. Первое – должны найтись те люди, которые могут это исполнить. А второе – должна появиться публика, которая тоже сама собой не возникнет. Поэтому наша задача – показать достоинства академической музыки, приобщить, поэтому мы и затеяли "Филармоническую академию". Наша задача – не отпугнуть, а, наоборот, сделать эту музыку максимально доступной для публики. Ноты мы менять не можем, но образы, которые рождает музыкальное произведение, должны быть понятны любому человеку.

О признании

    24 года назад в Нижнем Тагиле не было филармонии, а теперь она живет и развивается. Фактически все началось с чистого листа, когда 2 февраля 1995 года вышло постановление главы города. Меня приняли на работу директором и по совместительству главным дирижером. Я принял на работу бухгалтера – и мы начали писать устав, оформлять документы.

    А сегодня у нас есть здание, концертный зал. Нам что-то не нравится, хочется переделать – так это и хорошо, есть к чему стремиться. Меня это греет. Знаю, что все останется людям. Это никуда не денется, лишь бы люди любили музыку и ходили на концерты.

Главный дирижер Нижнетагильской филармонии Владимир КАПКАН.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 25.04.2019.

 

 

Главная страница