Архитектор, художник и просто талант

Через 50 лет музей соединил Ликина-графика и Ликина-архитектора

    Здание музея изобразительных искусств столь органично вписывается в историко-архитектурный ансамбль улицы Уральской, что кажется, в таком виде и стояло здесь всегда.

    Между тем, это, по сути, новодел. От прежнего купеческого особняка, где до революции тусовалась торговая элита Тагила, а после - партийцы и комсомольцы, остался лишь фундамент. Музеем бывший клуб стал всего полвека назад. Именно тогда, в 1956 году, вчерашнему студенту, новоиспеченному специалисту, 25-летнему выпускнику архитектурного отделения стройфака УПИ Андрею Ликину, прибывшему по распределению в проектную контору треста "Тагилстрой", было сделано предложение большой культурной важности и огромного исторического значения - построить музей изобразительных искусств. Не всякому опытному специалисту по плечу такая сложная и ответственная задача, но молодости свойственны бесстрашие и оптимизм.

1951 г. (до реконструкции)

1951 г. (до реконструкции)

Современное здание

Современное здание

    История скромного особняка на старинной улице Уральской, приютившего первые музейные экспонаты, уходит своими корнями в XIX век. Дом, построенный в 1876 году зодчим, имя которого история не сохранила, принадлежал купцу Нижнетагильского заводоуправления П.Т. Аксёнову, периодически сдавался в аренду и был весьма популярен в округе. До революции в нем располагался первый элитарный Купеческий клуб с игорным залом и небольшой сценической площадкой, а по воскресеньям в дневное время читались лекции высшего начального Введенского, Выйского и Гальянского училищ, назначенные Народным домом.

    После бурных февральских событий 17-го года карточных игроков сменили партийные активисты, а вслед за ними, после муниципализации 1923 года - комсомольцы. И бывший аксёновский особняк из Купеческого переименовался в Комсомольский Первомайский клуб, передавший в 1944 году эстафету городской картинной галерее.

    В 1956 году остро встал вопрос о срочных мерах по спасению здания. Потребовалось вмешательство специалистов. При первой встрече с будущим проектом молодой архитектор Андрей Ликин увидел двухэтажное здание, обнесенное чугунной оградой, пережившее далеко не лучшие времена. Ведь основной причиной затеянной реконструкции была провалившаяся от ветхости кровля. Старые стены, одна из которых упала, не выдержав испытания временем, разрытые котлованы, горы строительного мусора и хлама - в таком состоянии находилось тогда здание. А будущему музею нужны были простор, свет и специальные площади экспозиционных залов - задача для реконструкции сложная. К тому же большие и серьезные трудности в проектировании создавали старый фундамент неправильной трапециевидной формы и практически лишенные прямых углов внутренние пространства, строить же новый фундамент под учреждение культуры тогда запрещалось. Прежнее строение необходимо было не просто приспособить под художественные коллекции и выставки, а концептуально и конструктивно музеефицировать.

    По документам работы проходили как капитальный ремонт, на самом же деле требовалась кардинальная реконструкция всего здания. В первую очередь, внутренних помещений, изначально не рассчитанных на проведение художественных выставок.

Из "зарисовок архитектора"

Из "зарисовок архитектора"

Из "зарисовок архитектора"    Главной идеей, определившей поиски архитектурного решения, и стало функциональное назначение здания - служить храмом искусства, очагом культуры, хранилищем подлинных творений художников разных эпох и народов. Подобная мысль коснулась не только формально-стилистической стороны проекта, но и технической, связанной с новыми современными методами строительства. Ведь архитектурный и градостроительный мир страны стоял на пороге грандиозных перемен.

    Одной из оригинальных новаций стала стеклянная крыша пирамидальной формы, дающая верхний естественный свет в залы второго этажа. Без него экспонирующиеся здесь картины смотрелись бы совсем не так, а значит, зритель был бы несколько ущемлен в своем восприятии произведении искусства. Реконструкция здания велась несколько лет, к моменту ее окончания Андрей Михайлович Ликин стал уже членом правления Нижнетагильской группы Свердловского отделения Союза архитекторов, спроектировал первый жилой трехэтажный панельный дом в Нижнем Тагиле, участвовал в городских художественных выставках.

    Новаторским заданием Андрея Ликина в Нижнем Тагиле в год начала музейной реконструкции были два жилых дома в Тагилстроевском районе. Один из которых, на улице Балакинской, стал первым историческим крупнопанельным домом, отметившим новый этап в развитии индустриального домостроения в городе металлургов.

    Современный храм искусства должен быть индивидуален, прост, лаконичен и экономичен. Действительность определяла возвышенные, но скромные задачи. И молодой в те годы автор, воспитанный на архитектурной классике, с трудом, но с честью с ними справился.

    На месте старого здания в 1961 году вырос современный городской музей со строгими, лапидарными архитектурными формами, изменившейся объемно-пространственной структурой, спокойными, уютными, соразмерными зрителю залами, позволяющими свободно и неторопливо перемещаться в любом направлении осмотра произведений искусства.

    Рисуя поздними вечерами план будущего проекта, архитектор каждый раз мысленно представлял себе, каким его творение предстанет в жизни: с просторными, большими обзорными залами, естественным освещением, направленным с застекленного потолка, парадной лестницей, подводящей зрителя к незабываемой встрече с прекрасным.

    Даже комнатные пальмы, выросшие за прошедшие годы до тропических размеров, выполняли немаловажную композиционно-пространственную миссию, заставляя зрителя замедлить шаг и остановиться.

Андрей Михайлович Ликин    Даже спустя десятилетия Андрей Михайлович Ликин не любит вспоминать тот сложный период как для него самого, так и для его команды. За короткий срок замечательная команда организаторов, архитекторов, строителей, конструкторов, техников с известными сегодня именами: А.М. Ликин, И.Д. Ликина, Н.Я. Гуляев, П.Д. Гиренко, Н.А. Нейгебауэр, А.Н. Вольф, В.И. Солтыс, Л.И. Кавкун - кропотливо вела музейное строительство, которому суждено было стать главным художественным и культурным центром современного города, его своеобразным духовным лидером. "Мы были тогда мальчишками, и вдруг нам доверили, и мы выполнили", - говорит он.

    И так сложилось, что спустя 50 лет после легендарного строительства, в канун своего 75-летия, Андрей Михайлович Ликин вновь вернулся в Нижнетагильский музей изобразительных искусств, но только в ином качестве - художника-графика. Персональная выставка путевых зарисовок, выполненных в разные годы, открывшаяся в музее в феврале 2006 года, показала еще одну грань творчества архитектора - умение мыслить графически. Ликин - прекрасный рисовальщик, выразительный, вдумчивый, эмоциональный, техничный, вероятно, унаследовавший эти профессиональные качества от деда, Василия Андреевича Ликина, выпускника дореволюционной Санкт- Петербургской Академии художеств.

    Путевые (видовые) зарисовки, или, как их еще называют, тихая графика, - редкий и особый жанр, более популярный в прошлые века, когда не было фотографии. Многочисленные путевые рисунки Андрея Михайловича - это своеобразная летопись путешествий по Италии, Франции, Чехии, Средней Азии, Армении, Украине, близкой сердцу уральской глубинке. В разные годы путешествуя по городам и странам, Ликин не просто любовался их красотами и достопримечательностями, он фиксировал на бумаге свои впечатления от увиденного, пережитое им в тот момент эмоциональное состояние. Его работы - это живые картинки, переполненные авторским настроением настолько, что изображение в них зачастую дополняется текстовыми зарисовками, навеянными моментом. Художник располагает их тут же на листе, в любом свободном месте, что придает произведению еще больший колорит. "Без поиска ты только турист, с поиском ты открываешь воистину тип! А они так редки, настоящие своеобразные типы... Это воистину неожиданная и радостная встреча", - запись на рисунке 1983 года. Небольшие по размерам листы запечатлели неторопливый графический рассказ о судьбах городских улочек, памятниках архитектуры, величии и гордости творений человека, изменчивой и уходящей действительности. Ветшающие деревенские домики с гостеприимно распахнутыми воротами настраивают на раздумья о былом в листах о Чусовой, Лае, Мариинске. Библиотечные каменные своды молчаливо охраняют память столетий. Ушедшие в небытие екатеринбургские заводы напоминают о еще недавнем величии.

    Профессиональному архитектору, Ликину близки и интересны любые сооружения, будь то бухарские дувалы, часовня на озере Шарташ или остатки римского Колизея. В целую графическую серию вылились впечатления от поездки по Армении, состоявшейся благодаря случайной встрече в одной из армянских гостиниц с коллегой-архитектором, ее спроектировавшим. Он познакомил уральца с памятниками древней культуры своей удивительной страны.

    Заметны и авторские пристрастия в выборе основного рабочего материала - тоновой бумаги, с теплым "выцветшим" оттенком старины. По признанию самого художника, это профессиональное желание уйти от коварной белизны чертежного листа. Но есть одна характерная особенность большинства произведений - их цветность, композиционная виртуозность, и главное - содержательность и непосредственность впечатлений. В каждой работе - остановленное мгновенье, неповторимые минуты пережитого, творческое наслаждение и профессиональное владение моментальным графическим рисунком. И еще особая "ликинская" энергия, неутомимость, жажда деятельности, движения, общения, удивительной работоспособности и современности.

Ольга ТОЛСТОБРОВА,

Вероника ЧЕРНЯВСКАЯ.

Литература: Газета "Горный край" от 10.02.06, газета "Тагильский рабочий" от 17.02.06.

Главная страница