Директор гвардейской школы

    Семидесятилетний юбилей в 2006 году отмечает не только Ленинский район, но и расположенная на его территории средняя школа №32. Если попытаться определить тип этого учебного заведения, то можно найти в нем и черты гимназии, и черты лицея. Вот только стоит ли менять вывеску "общеобразовательная школа" на более модную ныне и престижную? Нет, уверены и педагоги, и выпускники нескольких поколений. Просто было и есть у школы другое, совсем не официальное название - гвардейская 32-я... Именно так когда-то окрестил школу ее директор Василий Георгиевич Агеносов, благодаря которому 47 лет назад обычное общеобразовательное учреждение стало сугубо профильным, то есть с углубленным изучением иностранного языка.

Школа внешне выглядит теперь совсем не по-гвардейски

Школа внешне выглядит теперь совсем не по-гвардейски

    В.Г. Агеносов родился в октябре 1924 года. Совсем еще мальчишкой ушел на фронт. Дороги войны были для всех нелегкими. Василию Георгиевичу выпала одна из самых трудных - оборона Ленинграда. За ратный труд Родина отметила его орденом Красной Звезды, медалями за боевые заслуги. И уже потом, в мирной жизни, Агеносов был удостоен почетных званий "Отличник народного просвещения РСФСР", "Отличник просвещения СССР".

    Директором 32-й Василий Георгиевич стал в 1957 году, оставив пост заведующего Сталинским райотделом народного образования Нижнего Тагила. У штурвала своей "гвардейской" Агеносов отстоял почти 30 лет, да и потом - уже на пенсии - продолжал работать учителем математики.

    Вопрос о целесообразности открытия в области профильных лингвистических школ встал в 1959 году. Тогда же они и были созданы: одна - в Свердловске, а в нашем городе выбор пал на 32-ю.

    Задачи перед новой по своему статусу школой стояли непростые. Иностранный язык дети начинали изучать уже в младших классах, а в старших шло преподавание ряда предметов на немецком: география, история, литература, технический перевод. По словам ветерана педагогического труда В.М. Ляшенко, 33 года руководившей кафедрой учителей иностранного языка в школе, готовилась программа по изучению на немецком физики и химии. И даже специальные учебники были присланы. Но специалистов не хватало...

    Кстати, именно кадровая политика все время была приоритетной для директора школы В.Г. Агеносова. 32-я и к моменту преобразования считалась одной из лучших школ в городе. Здесь уже работали такие "зубры" своего дела, как учитель математики В.С. Дубинина, русского языка - Ю.Л. Андронова. А огромную роль в становлении спецшколы сыграл мастер педагогического труда В.А. Беляев.

    Директор Агеносов и завуч Беляев словно задались целью сформировать в школе самый сильный профессиональный состав: ездили в другие школы, посещали уроки лучших учителей и уговаривали перейти в 32-ю. И в основном все вновь прибывшие учителя-предметники - с высшим образованием. Как утверждал впоследствии сам Василий Георгиевич, случайных учителей в школе не было и быть не могло. Слишком велики и, вместе с тем, достаточно обоснованны были квалификационные требования к преподавательскому составу. В школе царил культ знаний!

    Директор умел добиваться своего, при этом никто не помнит, чтобы хоть раз В.Г. Агеносов на кого-нибудь повысил голос. Он даже к ученикам относился как-то по особенному уважительно. "У нас - самые умные, талантливые дети, и наша общая задача - помогать полностью раскрыться их способностям", - частенько повторял на общешкольных родительских собраниях директор.

    Способности, впрочем, у всех были разные. Один из учеников как-то изготовил электронное устройство, издающее сильный хлопок-взрыв при открывании учителем двери класса. Эксперимент удался только отчасти: "бомба" взорвалась раньше времени из-за того, что шедшую по коридору учительницу на полшага обогнал кто-то из опаздывающих школяров, а изобретателю велено было идти "на ковер" к директору.

    Василий Георгиевич и тут голоса повышать не стал и с дотошным интересом принялся расспрашивать подростка о принципах действия сотворенного им устройства. И вместо наказания обалдевший от неожиданности мальчишка получил совет заняться радиотехникой в будущем, ибо у него к тому, оказывается, есть немалые способности. Попросить прощения у учительницы антигерой дня догадался сам. Спустя несколько лет он легко поступил в один из столичных вузов.

    Между тем воцарившийся культ знаний в школе сделал свое дело. 32-я гремела достижениями учеников на городских и областных олимпиадах, а по количеству выпускников, продолживших свое образование в вузах, школа заслуженно считалась лучшей в городе. И бывшие ученики приводили в первый класс 32-й "гвардейской" своих детей. Сами при этом связей со школой не теряли. При Агеносове появилась традиция проводить вечера встреч выпускников 32-й ежегодно третьего числа второго месяца. Даже, если на этот день выпадал календарный выходной.

    Ввел Василий Георгиевич новшества и в учебной работе. Открытые уроки, например, проходили постоянно, а не по утвержденному гороно графику. Для учителей-предметников проводились тематические семинары. И каждую субботу в школе был день открытых дверей для родителей.

    Одна из составляющих в работе директора Агеносова - тесная связь с родительским комитетом. В этом плане у Василия Георгиевича особых проблем не было. Он всегда четко знал, к кому и по какому вопросу лучше обращаться за помощью в хозяйственных делах. В результате почти на одном энтузиазме в школе удалось построить спортзал. Как Агеносов договаривался со строителями - неизвестно. Приходили они на эту народную стройку вечерами, после работы. Во всем помогали профессионалам и родители, и старшеклассники.

    А в 1965-м Агеносову удалось "выбить" деньги на ремонт школы. В короткий срок здание не только отремонтировали, но и благодаря настойчивости директора частично реконструировали: появились кабинеты немецкого языка, отдельные помещения для завучей, для профильных учительских секций, раздевалка, а маленький буфет превратился в столовую. Там, кстати, одно время работал замечательный шеф-повар, жалоб на качество блюд ни у кого не возникало. Говорят, повара директор каким-то образом сумел переманить аж из ресторана...

    При полной, казалось бы, должностной загруженности Василий Георгиевич еще вел уроки математики. И подходить к нему перед уроком по какому-либо вопросу было бесполезно. Он готовился к предстоящему занятию. Вместе с тем учитель Агеносов всегда четко знал, кто из старшеклассников будет поступать в вузы гуманитарной направленности, а кому понадобятся дополнительные знания для дальнейшей учебы в институте технического профиля. То есть "лирики" постигали основы в пределах школьной программы, к "физикам" требования были жестче. Для них В.Г. Агеносов вел еще и внеучебные занятия. Случалось, на такие факультативы-консультации приходили ученики из соседних школ.

    Коллег-учителей поражала эрудированность директора по вопросам совсем не школьной тематики. И даже если Василий Георгиевич сразу не мог помочь советом, то брал своеобразный тайм-аут и непременно возвращался к заданной проблеме. "Мы это поняли, когда его лишились", - до сих пор говорят те, кому в разное время довелось работать с Василием Георгиевичем, работать и учиться у него мастерству.

Владимир ИНЖЕВАТОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 29.07.06.

Главная страница