У истоков строительства Вагонки

    Как выглядел наш город в начале 1930-х годов? Судьба Нижнего Тагила связана с развитием промышленности. Мощный толчок становлению города дали разработка и реализация идеи Урало-Кузнецкого комбината – мощнейшего фактора индустриализации, модернизации восточных районов страны. Проект предполагал организацию комплекса современных индустриальных производств. Одновременно разрабатывались планы строительства социалистических городов (соцгородов) при промышленных предприятиях: Уралвагонстрой в Нижнем Тагиле, Уралмаш в Свердловске, тракторный завод в Челябинске, Магнитострой в Магнитогорске, Локомотивстрой в Орске и другие.

Строительство здания городской больницы № 1. 1930-е годы

Строительство здания городской больницы № 1. 1930-е годы

    Почему выбрали именно Тагил для строительства завода-гиганта? В "Объяснительной записке к проекту социалистического города Тагила" дано обоснование всех преимуществ тагильского варианта. Первоначально хотели застроить восточную часть города - район Гальянка, но рабочим на дорогу до УВЗ потребовалось бы тратить 1,5-2 часа. Поэтому 7 августа 1931 года горсовет принял решение строить новый Кушвинский район вблизи промышленной площадки. К строительству Уралвагонстроя приступили в 1931 году. Обоснованием выбора места для строительства нового завода явилось расположение железных дорог, имевших большое значение в общесоюзном железнодорожном транспорте. Завод оказывался в центре областей страны, будущих потребителей его продукции, и вдали от государственных границ СССР на случай войны, что оправдывало расположение предприятия.

    Первоочередная застройка соцгорода вагоностроителей была рассчитана на 57 000 жителей и обусловлена близостью застраиваемых кварталов к предприятию, необходимых для расселения трудовых ресурсов.

    Соцгород при Уралвагонстрое начали возводить в 1932 году. Первые строители сначала жили в брезентовых палатках. Брезентовый быт включал в себя столовые, медпункты, баню, магазины, а к зиме требовалось обустроить более капитальный быт рабочих. Со временем шло строительство домов барачного типа, которые являлись временным жильем, включающим в себя бани, больницы, школы, клубы, магазины, столовые, детские сады и другие учреждения. Барачные поселки с временным дощатым жильем были плохо приспособлены для жизни в бытовом отношении. Не было канализации, благоустроенных дорог и тротуаров. Это позволяет составить представление, какую масштабную работу в кратчайшие сроки необходимо было выполнить городской власти по улучшению быта рабочих города.

    Уже весной 1934 года в поселке вагоностроителей развернулась масштабная стройка соцгорода. Важным значением для восприятия градостроительства Нижнего Тагила являются оставшиеся материально-вещественные памятники, помогающие нам наглядно увидеть объекты социалистического города, представляющие собой авангардный стиль 1930-х гг. – конструктивизм. В границах нынешних улиц Ильича, Патона, Орджоникидзе, Дзержинского, пр. Вагоностроителей вырос городок, включающий в себя: дом дирекции (ул. Ильича, 2), дома для ударников стахановского движения (ул. Ильича, 4, 6, 8), школу № 9 (ул. Ильича, 12), жилой дом (ул. Ильича, 14), УМ С, ныне Молодежный театр (ул. Ильича, 37), школу № 55, ныне школа № 70 (ул. Ильича, 22), баню (ул. Ильича, 49а), больницу № 1 (пр. Вагоностроителей, 7) и другие.

    Планы строительства соцгорода и реальное выполнение поставленных задач не соответствовали первоначальным программам, постоянно подвергались коррекции. К концу 1930-х годов город Нижний Тагил отнюдь не представлял собой примерного образца социалистической архитектуры и социально-экономической обустроенности, вместо этого получилась барачно-социалистическая застройка с недостаточными бытовыми условиями. В 1939 году окончательно была утверждена планировка города, в документах говорилось, что в Нижнем Тагиле существуют два отдельных друг от друга города: существующий Нижний Тагил и поселок Вагонстрой (современный Дзержинский район). Разрыв между районами существует и сегодня.

     

Ольга ОЛОХОВА, аспирант кафедры гуманитарных и социально-экономических наук филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета.

    Фото из архива музея истории Уралвагонзавода

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 25.03.2016, №11.

 

 

Главная страница