Тагильские памятники (часть 1)

    ...Не так давно выяснилось, что около 60% одесситов и почти 100% гостей этого славного города считают, что "Бронзовый Дюк" — памятник герцогу Ришелье – установлен в память того самого коварного кардинала Франции, которого все мы знаем по романам Дюма. И лишь 40% уверенно скажут, что "одесский дюк" всего лишь праправнучатый племянник знаменитого "красного герцога"...

    А все ли тагильчане знают памятники родного города? Наверное, большинство. А все ли знают историю их появления или истории, связанные с ними? Скорее всего, нет. Вот, мы и решили посвятить несколько выпусков "Тагильских историй" нашим памятникам. Без излишнего пафоса и надрыва, без хронологических, географических и идеологических привязок.

*** *** ***

    ...Самый известный памятник Нижнего Тагила — это, конечно же, монумент отцу и сыну (а не братьям, как считает нынешний министр образования Д. В. Ливанов) Черепановым, воздвигнутый на центральной площади города по решению Совнаркома СССР от 22 августа 1945 года. Сам памятник открыли 4 ноября 1956 года, и обошёлся он городу в 251 тысячу рублей "старыми".

Памятник отцу и сыну Черепановым

    История сохранила воспоминания автора памятника — скульптора А. С. Кондратьева: "Когда мне предложили работу над ним, я начал изучать жизнь и быт Черепановых, одежду того времени, что сразу сделало конкретными их образы. В чем заключается идея моего памятника? Коротко это так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца Е.А. Черепанова — сидящая фигура, мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу... Поворот же головы, обращенной к сыну, — призыв к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа..."

    Тут надо сказать, что автор памятника, по всей видимости, был преисполнен местного романтизма и пребывал в некоем заблуждении относительно героев своего творения. По свидетельству управляющего Любимова, Ефим Алексеевич Черепанов только считался грамотным. На деле же, он едва умел читать и к 30-и годам, кроме Псалтыря, не прочёл ни одной книги, а из письма мог лишь расписываться в ведомостях. В последствии, конечно, количество прочитанных им книг увеличилось, но, по свидетельству современников, делал он это с большой неохотой. Писаниной же и переводами с иностранных языков занимался сын Мирон, а чертежами — племянник Аммос. Поэтому в сцене, которую запечатлел скульптор, Черепанов-отец, видимо, просто просит сына прочитать, что написано в свитке...

    Вообще, вокруг Черепановых ходит много легенд, но о них как-нибудь в другой раз.

    В народе памятник прозвали сначала "Два жида" — первый снежок, выпавший вскоре после открытия памятника, покрыл головы отца и сына белыми ермолками. Но вскоре, тагильчане нежно полюбили пионеров отечественного паровозостроения, и сменили антисемитское прозвище на фамильярное "Черепановы" и уменьшительно-ласкательное "Черепа". Фразу "Встретимся под Черепами" можно услышать и в наши дни...

    С памятником Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу связано два любопытных факта, которые со временем стали городскими легендам.

    Вы никогда не обращали внимания на... лица отца и сына Черепановых?
Людей старшего поколения, которые внимательно присматривались к памятнику нашим прославленным землякам, часто начинали одолевать смутные догадки: где-то они уже видели эти лица. По крайней мере, дважды в год – точно.

    Для того, чтобы разгадать эту загадку, надо представлять, чем в основном зарабатывали себе на хлеб с маслом между большими заказами члены Союза художников в те далёкие годы. А зарабатывали они изготовлением бюстов и скульптур культовых в те времена исторических персонажей, в том числе, теоретиков научного коммунизма – товарищей Ленина, Маркса и Энгельса. Скульптор Кондратьев не был исключением. И, то ли рутина наложила свой отпечаток, то ли скульптор просто решил "не заморачиваться" работой с портретами отца и сына, но Ефим Алексеевич вышел лицом совсем, как товарищ Энгельс, а Мирон получился похожим на Карла Маркса во времена "Союза справедливых"...

    Вторая история, это – легенда о циркуле, который должен был держать в руке Черепанов-младший. Впрочем, тут из тьмы веков появляется историческая нить, связывающая памятник Черепановым с другим известным памятником Нижнего Тагила – первым в истории города памятником Николаю Никитичу Демидову. И нить эта, как бы бредово это не звучало, проходит как раз через циркуль...

    ...Началось всё ещё в 1830 году, когда сыновья Николая Никитича Демидова Павел и Анатолий заказали во Франции художнику К. Ж. Бозье памятник своему родителю. Через пять лет памятник был готов и отправлен заказчику. Перевозка и установка монумента в Нижним Тагиле шла под присмотром самого Черепанова-отца, и в мае 1837 года памятник установили возле строящейся ещё Выйско-Никольской церкви. При церкви был устроен склеп, который должен был стать усыпальницей для всех Демидовых, начиная с самого Николая Никитича, и памятник должен был стоять у входа в оный склеп. Тогда же памятник осмотрели приехавшие в Нижний Тагил будущий император России Александр II и его воспитатель поэт В. Жуковский. Говорят, что именно Александр первым высказал мысль, что памятник такому великому человеку должен находиться на главной площади завода (а, до 1919 года Нижний Тагил числился просто заводом), а не среди изб подлого люда. Спустя восемь лет, Демидовы так и сделали — перенесли памятник на площадь между заводоуправлением, заводом и Входо-Иерусалимским Собором.

    Памятник Николаю Никитичу получился навороченным, с традиционными для акинфиевой ветви демидовского рода "понтами". На мраморном пьедестале, обнесенном чугунной решеткой, находилось две фигуры: коленопреклоненная женщина в короне и древнегреческом костюме, которой протягивал руку Демидов, одетый в придворный кафтан с орденами и лентами. Ниже этой центральной пары, по углам пьедестала, расположились четыре бронзовые группы. Первая представляла собой сидящую женщину в древнегреческой одежде и мальчика с книгой в руках (Демидов учится мудрости). Вторая группа изображала ту же женщину, в подол которой юноша высыпает плоды из рога изобилия (Демидов приносит плоды своего просвещения). В третьей группе наличествовала та же женщина с опечаленным лицом и Демидов, одетый в военный мундир (Демидов — защитник). Четвёртая группа изображала Демидова покровителем искусств, просвещения и торговли, который жертвует той же женщине чего-то там. Бронзовая женщина олицетворяла собой, понятное дело, Россию-мать, которой, по мнению автора памятника и заказчиков, без Николая Никитича было бы тяжело.

Памятник Демидову 

Памятнгик Демидову и вид на тагильский завод

    Однако, по прошествии нескольких лет в один прекрасный день приказчиком Беловым было обнаружено наличие отсутствия некоторых элементов со скульптурной группы, изображающей Демидова-ученика. А именно — книги и циркуля. На заводе как раз ждали господ владельцев, и исчезнувшие предметы быстренько восстановили. Но ненадолго: спустя пару месяцев книга и циркуль вновь пропали. С перепугу Белов пустил слух по заводу, что в посёлке завелись масоны. А кто ещё мог так нагло спереть циркуль и книгу с памятника на глазах у сторожей заводоуправления, Храма и заводской плотины? Только масоны...

Юный Демидов без книги, как Буратино без азбуки

Юный Демидов без книги, как Буратино без азбуки

    Во избежание дальнейшего разграбления памятника, управляющий приказал скрутить с шедевра все мелкие детали и сдать их по описи на склад.

    В 1891 году при создании горнозаводского музея эти детали были переданы в музейную экспозицию. До наших дней сохранился лишь знак Меркурия, как символа торговли. Сам же памятник ждала незавидная участь.

    После Октябрьской Революции, в 1919 году Николай Никитич и все четыре аллегории были сняты и, как выполненные из ценного металла (бронзы), отправлены в Москву, на переплавку. Последний раз их видели на складе электролитного завода весной 1923 года. Тагильские музейщики кинулись спасать памятник, и дошли аж до самого Луначарского. Но было поздно...

    ...История повторилась в 1956-м, когда в городе открыли памятник Черепановым.
По проекту, в руке у Мирона Ефимовича должен быть циркуль, который по каким-то причинам нельзя было отлить вместе с рукой. Циркуль отлили отдельно, и закрепили в руке посредством болта. На снимках памятника, сделанных в день открытия и за десять дней после его, циркуль в наличии имеется...

Легендарный циркуль

Легендарный циркуль

    Но, спустя две недели, он исчез. И снова циркуль! Неужели и впрямь масоны?.. Городские власти обратились к изготовителям за помощью, и те отлили ещё дюжину запасных циркулей. Однако, в течении двух-трёх лет этот запас иссяк. Будучи не в силах совладать с манией горожан, в горисполкоме на циркуль плюнули, и Черепановы простояли без циркуля аж до наших дней.

Отъезд Черепановых на реставрацию

Отъезд Черепановых на реставрацию

    В середине нулевых глава города Николай Диденко решил памятник отреставрировать и, зная тягу земляков к бронзовым циркулям, заказал оных пять штук в запас. Но после реставрации памятник поставили на место, сняли видеосюжет для местных новостей и, решив не искушать лукавого, циркуль скрутили, оставив Мирона Ефимовича без инструмента. Широкая публика, в большинстве своём, о циркуле и знать не знала, а потому этот предмет перешёл в разряд городских легенд...

    ...Второй по степени известности монумент нашего города — памятник Ленину, что стоит у подножья Торгового техникума, и прозванный в миру не иначе, как "Дедушка на шаре".

Памятник В.И. Ленину

    Памятник был открыт 7 ноября 1925 года, о чём можно прочитать, не заглядывая в краеведческие справочники, но поклонившись Ильичу в пол:

Дата открытия памятника В.И. Ленину видна на постаменте

Дата открытия памятника на постаменте

    У памятника богатая история. Во-первых, это — один из первых памятников Ленину в Советской России. Правда, сама фигура вождя мирового пролетариата ничего особенного собой не представляет: это "парковая" фигура, изготовленная в Питере тысячным тиражом, в год смерти Ленина. До войны единодоменные братья нашего Ильича стояли, чуть ли не в каждом более-менее крупном населённом пункте Украины, Белоруссии, европейской части РСФСР и кое-где на Урале.
А вот постамент не просто оригинален. В 30-е годы XX века он был отмечен будущим академиком архитектором Весниным, и его концепцию хотели позаимствовать при проектировании здания Дворца Советов в Москве. Говорят, постамент понравился самому Сталину. Правда, с Дворцом Советов не срослось, но тем не менее...

    Во-вторых, памятник немало натерпелся в перестроечные и постперестроечные годы.
Как только в Советском Союзе "стало можно говорить всё", местные "акулы пера" принялись упражняться в фантазиях на тему "памятника кровавому карлику". Одни писали, что "Дедушка на шаре" установлен на месте бывшего памятника Демидову, и поэтому должен быть снесён "во имя исторической справедливости". Другие писали, что памятник установлен на месте разрушенного Входо-Иерусалимского Собора, и тем более должен быть снесён.

    И то, и другое являлось полной ахинеей.
Памятник Николаю Демидову стоял немного ниже – как раз в том месте, где теперь проходит автодорога. А Входо-Иерусалимский Собор находился на 20-30 метров выше. Мало того, и "Дедушка..." и Собор успели какое-то время постоять по соседству, причём сознательные массы трудящихся вовсе не противились этому.

Строительство памятника В. И. Ленину (фото неизв. авт., 1925 г.)

Строительство памятника В. И. Ленину (фото неизв. авт., 1925 г.)

    Ныне "Дедушка..." имеет статус памятника истории, площадка вокруг него облюбована немногочисленными мамашами с колясками и ещё более немногочисленными членами нижнетагильской ячейки КПРФ.
Не так давно у "Дедушки..." появился в соседях громадный чёрный крест. Инициатор подселения — бывший Благочинный Горнозаводского округа — воздвиг исполинских размеров крест на голгофе, якобы на месте, где некогда стоял Входо-Иерусалимский Собор. Размер креста должен, видимо, указывать на смену духовных приоритетов горожан и напоминать им о том, что когда-то на этом самом месте стоял Храм. Однако, при наложении креста на старый план Нижнетагильского посёлка, можно заметить, что крест поставлен не на месте Собора, а рядом с церковной оградой, на том месте, где полтораста лет назад находилась стоянка гужевого транспорта, перекуривали ямщики и оправлялись их лошадиные силы. Мало того, что подселенец оказался явно не на месте, он ещё выкрашен почему-то в радикальный чёрный цвет. Удивление вызывает и тот факт, что "намоленное место" самой первой церкви Нижнетагильского завода осталось почему-то без внимания церковных деятелей. Хотя до революции место это не просто было выделено оградой, но и освещалось фонарём.

"Намоленное место". На снимке справа (фото неизв. авт., нач. ХХ в.)

"Намоленное место". На снимке справа (фото неизв. авт., нач. ХХ в.)

    Несколько лет назад администрация города решила отправить вождя на реставрацию. Но сделано это было почему-то тайком от общественности. Местные краеведы и коммунисты решили, что памятник ликвидируют, и вышли на митинг. По городу поползли слухи, что на место Ленина установят памятник не то Николаю Романову, не то Борису Ельцину. И властям пришлось публично объяснять населению, что Ильич просто поехал в санаторий...

Памятник В.И. Ленину на реставрации.

    ...Впрочем, в летописи Нижнего Тагила есть и более эпические истории, связанные с памятниками. Например, история "проклятого" места, где памятники надолго не задерживаются вот уже более ста лет.

    Началась она в 1895 году, когда по инициативе господ владельцев Нижнетагильских заводов и почему-то на средства местных жителей (неожиданные приступы жадности — тоже отличительная черта акинфиевской ветви рода Демидовых) на пустыре, который пересекала улица Нагорная, был воздвигнут монумент Александру II Освободителю.

 монумент Александру II Освободителю.

    Улицу, вдоль которой уже вовсю строились дома тагильских купцов, переименовали в Александровскую, а сам пустырь — в Александровскую площадь. Торжества по случаю открытия прошли, и на памятник перестали обращать внимание. На площади разросся рынок, построили часовню, и монумент затерялся на фоне купеческих лабазов. А в первый год XX столетия и саму площадь переименовали в Базарную.

Базарная площадь в начале XX века

    Так в полузабытьи простоял памятник аж до 1917 года.

    Грянули перемены, и образ царя-освободителя вывалился из концепции новой власти. Сначала памятник хотели снести. Но не даром Демидовы приучили свой народ к бережливости: умные головы в Реввоенсовете Нижнетагильского заводского посёлка решили памятник переделать. Принялись искать скульптора.

    Кто-то из железнодорожников вспомнил о машинисте паровоза Николае Банникове, который был известен среди местного люда как скульптор-самоучка, а так же баловался живописью и портретами. Командир тагильской Красной гвардии Петр Бабин, который возглавлял местный Совет, объяснил Николаю суть идеи — перестроить памятник царю в пролетарский памятник. Банников подумал немного и согласился.

    Заказ был срочный, времени на творческие поиски исполком не выделил, и Николай ухватился за первую попавшуюся идею: в одной книжке он видел американскую статую Свободы, которая впечатлила его своей величественностью. Именно этот вариант и предложил Банников. Власти согласились: Свобода — это по-нашему!
И скульптор-самоучка принялся за работу.

    Памятник лишился креста, барельефа с изображением самого Александра и надписей, рассказывавших о главных событиях его царствования. Саму Свободу — бабу в длинной одежде и с поднятой правой рукой — Банников изваял дома. Кто ему позировал догадаться несложно. По высоте Свобода, конечно, уступала американской, но для Тагила была очень даже ничего: три с половиной метра. Статую отливали на века — из баббита, для чего извели немало дефицитного материала.

    Обновлённый памятник получился достаточно сложный: на мраморном пьедестале стояла Свобода с горящей электрической лампочкой в поднятой руке; у ее ног находился бюст Карла Маркса; в одном из полукружий постамента были высечены слова: "Павшим борцам за свободу", а под ними пятиконечная звезда с серпом и молотом; в правом углу ограды был установлен большой веер с тремя концами пятиконечной звезды. Под памятником был устроен склеп, куда поместили останки некоторых товарищей, павших в борьбе за дело Революции. Открытый монумент неожиданно стал популярен у народа: с его постамента выступали на митингах различные ораторы, а в дни свободные от митингов здесь стали прогуливаться парочки и играть дети.

    Так продолжалось до тех пор, пока город не заняли белые.
Баббитовую бабу они отправили в депо, где использовали для ремонта паровозов, а монумент взорвали. Тагильского Микеланжело выловили офицеры колчаковской контрразведки и бросили в тюрьму. В застенках гениального скульптора серьезно побили, но вешать не стали, а пристроили в похоронную команду при тюрьме. В этой должности он и встретил части Красной Армии, которые освободили Нижний 19 июля 1919 года.

    Самое удивительное, что Банников восстановил памятник! Правда, из-за дефицита металла Свободу пришлось сделать гипсовой и сверху покрыть алюминиевой пудрой, но лампочка в поднятой руке гордо горела как и прежде. Через год Николай Банников умер, а его творение простояло ещё десять лет.

    Рынок на площади к тому времени ликвидировали, а на освободившихся сотках усилиями тагильского селекционера Кузьмы Осиповича Рудова насадили деревьев и кустарников. На фоне молодого сквера памятник смотрелся намного приличнее и гармоничнее...

    ...В 1931-м, монумент снесли, чтобы на его месте воздвигнуть памятник Сталину. Отец народов строго взирал окрест, возвышаясь в распахнутой шинели на большом кубическом постаменте.

Памятник И.В. Сталину

    Сквер перед ним переразбили в парк, дополнив фонтаном и бетонными скульптурами пионеров с горнами и комсомолок с вёслами, отчего место это стало именоваться то Пионерским сквером, то Комсомольским парком. Прозвища памятнику в народе не давали. По вполне понятным причинам...

Н. Тагил. 1930-е годы. В городском сквере

    ...Наступила хрущёвщина и, холодным летом 1956-го, Сталина с постамента убрали, а на его место временно воткнули комсомолку с веслом. Но спустя несколько дней идея была признана китчевой, и богиню гребли спустили на землю. А затем и разобрали постамент.

Девушка с веслом

    Кстати сказать, богиню ваяли с реальной девушки, комсомолки, бухгалтера тагильского треста столовых Лоры Кулагиной.

    Площадку, где стоял памятник, подсыпали щебнем, огородили поребриками, а в центр её установили огромную каменюку, на которой скоро появилась табличка: "Здесь будет установлен памятник первым пионерам Нижнего Тагила". Табличка судя по всему решала давний спор: "Пионерский" это сквер или "Комсомольский". Сама табличка долго не прожила по той же причине, что и циркуль у Черепановых. А через пяток лет исчез и камень. Некоторое время свято место пустовало. Но камень вернулся. Новая табличка на нём извещала любознательных о том, что "Здесь будет установлен памятник первым тагильским комсомольцам". Что произошло с табличкой уточнять излишне — горожане свято чтили вековые традиции, а камень простоял долгие годы, пока не стало ясно, что памятник комсомольцам будет установлен перед кинотеатром "Современник". Городские власти объявили, что на месте камня установят памятник или горнякам, или металлургам, или кому-нибудь ещё, но на этот раз обошлось без табличек...

    ...В ранний постсоветский период место пришло в полное запустение. Камень пропал, а на площадку ставили то мусорные контейнеры, то вагончики рабочих, которые без конца строили подземный гараж напротив. Потихоньку ветры перемен улеглись, и в конце 90-х мэр города объявил о том, что на этом легендарном месте будет установлен памятник Демидовым. Несколько лет величайшие умы города решали, кому именно будут устанавливать памятник — всей династии или кому-то одному. Решение вынесли, как всегда, кулуарно и 9 октября 2007 года состоялось открытие памятника Николаю Никитичу Демидову. Правда, когда начали копать яму для фундамента. случился пассаж: под слоем щебня и земли обнаружились останки двух первых памятников, стоявших на этом месте. Музейщики потребовали сохранить культурный слой, и чиновникам пришлось на своих "мерседесах" везти обломки двух империй в музейные запасники.

    Памятник установили, и в день открытия какой-то местный острослов назвал бюст "Николаем Наумовичем Демидовым". Но в народе за новым памятником закрепилось иное прозвище – "Чупа-чупс"...

Памятник Николаю Демидову

Памятник Николаю Демидову

    ...Тропой скульптора-машиниста Банникова не так давно прошли и неведомые автору ответственные лица школы № 9, что на Вагонке. Правда, таланта ваять у них отродясь не бывало. Оказалось, что для креатива этого и не нужно. Достаточно установить на уже готовый памятник новую табличку.

Псевдо-Макаренко

Псевдо-Макаренко

    С первого взгляда понятно, что человек в бетоне на Макаренко похож, как утконос на гиену, но табличка на постаменте призывает верить в обратное.

А. С. Макаренко

А. С. Макаренко

    Ваш покорный слуга, отучившийся в школе № 9 все десять лет, может поклясться, что данный бюст в годы "застоя" являлся памятником лётчику-истребителю, трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину. Преподавательскому составу школы не мешало бы знать, что и пионерская дружина школы носила имя Покрышкина, что на День Победы учащиеся возлагали к подножью памятника цветы, и что сам Александр Иванович состоял с пионерами школы в переписке. Можно так же нагуглить тучу фотографий трижды Героя Советского Союза, и методом визуального сравнения убедиться в том, что это не Макаренко.

А. И. Покрышкин (слева)

А. И. Покрышкин (слева)

    Но, то ли ресурсы Всемирной паутины до сих пор недоступны креативщикам школы № 9, то ли желание прогнуться перед различными ОНО затмило собой память, но факт, что называется, налицо...

    ...Вообще, о памятниках в Нижнего Тагила можно говорить долго. Некоторые из них известны и за пределами нашего города, некоторые незаслуженно забыты, некоторые являют собой образцы воинствующего идиотизма.

    Не так давно заговорили об установке в Нижнем ещё одного монумента — памятника Окуджаве. Несмотря на то, что ставить памятник Булату Шалвовичу в нашем городе не за что, но лишним он не будет: как ни крути, это — наша история. Главное, чтобы полёт творческой мысли скульптора не испортил памятнику репутации, как это случилось с памятником поэту на Арбате.

Памятник Окуджаве на Артбате

Памятник Окуджаве на Артбате

    Дело в том, что после дождя, под фигурой образуется лужа, которая в совокупности с позой поэта, наводит зрителя на мысль, что с общественными уборными в столице не всё безоблачно...

*** *** ***

(продолжение следует)

    23.07.13


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница