Дом управляющего

    ...Мимо этого здания многие тагильчане проезжают каждый день и не по разу, не обращая на него особого внимания. Дом, как дом. Ну, старый; наверняка купеческий...

    Здесь надо сказать, что и в советские времена, когда экскурсии по городу были весьма широко распространены, это строение почему-то выпадало из перечня достопримечательностей Нижнего Тагила. А тем временем, дом этот является одним из старейших зданий города, сохранившихся до наших дней, имеющим свою богатую историю и даже тайны.

    Сегодня наш рассказ о доме Любимова.

дом Любимова

    Архивные документы сразу двух Государственных архивов – Свердловского и Пермского – говорят о том, что этот дом был построен в 1836-1838 годах "на средства и по заказу директора Нижнетагильских заводов" Александра Акинфиевича Любимова, который почти 14 лет управлял всеми демидовскими предприятиями округа.

    Об Александре Акинфиевиче Любимове в Нижнем Тагиле известно немногое.
Происходил он из рода подмосковных крепостных крестьян, купленных Демидовыми для работы на заводах. За "усердие, ум и смекалку" проявленные в начальной школе, юный Саша Любимов был рекомендован к дальнейшему обучению и послан в Нижнетагильскую горнозаводскую школу. По окончании её, Любимов получил место приказчика сначала в московской конторе Демидовых, а затем переведён в петербургскую. Через несколько лет работы Александр Акинфиевич получил "вольную". А в феврале 1826 года был назначен управляющим Тагильскими заводами.

    Некоторые иследователи почему-то приписывают Любимову чрезмерную жесткость, и даже жестокость в отношении работного люда, отмечая, что он "...вошёл в историю тагильских заводов, как противник развития собственного машиностроительного производства и сторонник ужесточения внеэкономических методов принуждения рабочих".

    Однако, имеются и иные свидетельства, касающиеся Любимова.
Вот как описывал его томский приказчик Горохов в письме к родственнику – тюменскому купцу Никифорову: "...г-н Любимов держится просто, но с достоинством, носит простое платье, без столичного лоску... ...Приветлив, и слушает внимательно, а переспрашивает лишь саму суть... ... бывает строг, но справедлив, о чём в заводе говорят с почтением..."

    Писатель Евгений Фёдоров, который в работе над своей трилогией "Каменный Пояс" использовал архивные документы пермских, московских и ленинградских архивов, описывает Любимова так: "...управитель заводов Любимов держался благопристойно, и на все вопросы своего хозяина отвечал вдумчиво и основательно. Дородный, с окладистой выхоленной бородой, с умными глазами, он выглядел внушительно. Носил Александр Акинфиевич кафтан из добротного темного сукна, не признавал барских выдумок: тонких сорочек с кружевами, париков и дорогих шляп. С работными управляющий вел себя ровно, но строго. При разговоре не выходил из себя, говорил спокойно, с весом, и тем вызывал почтение. И жил он скромно. В его небольшой квартирке всегда соблюдались чистота и опрятность, не было ни суеты, ни шума, а тем более — ругательств. Молчаливая и приятная жена Варвара Тихоновна во всем подчинялась мужу, но он, однако, не пользовался своею властью во вред семье... ...И Николай Никитич ценил своего управителя: Любимов не кричал, не топал ногами, не терзал работных батогами, рогатками и побоями. Александр Акинфиевич умел тихо, без крика и угроз, выжать из работного все силы..."

    В. В. Энгельгардт в своих воспоминаниях отмечал, что Николай Демидов "...не раз отзывался о своём уральском директоре с восхищением и почтением, приписывая ему качества великого экономиста".

    Мнение, что Любимов был ярым противником технического прогресса, также вполне может быть подвергнуто сомнениям. Хотя бы потому, что именно при Александре Акинфиевиче Любимове на тагильских заводах и шахтах началось внедрение паровых машин, было создано знаменитое "Механическое заведение", и пошли оба тагильских паровоза.

Дом А. А. Любимова на картине "Гуляние на Лисьей горе" (стрелка)

Дом А. А. Любимова на картине "Гуляние на Лисьей горе" (стрелка)

    В 1836 году Любимов начинает строительство собственного дома в Нижнетагильском заводе. Место для дома, судя по всему, было выбрано не случайно: это самое высокое (после Входо-Иерусалимского собора) место "старого города". Со второго этажа дома и завод, и здания заводоуправления видны достаточно хорошо. В то же время, путь от дома до завода занимал не более десяти минут неспешным шагом. Очевидно, Александр Акинфиевич привык держать всё под контролем. Два года спустя, в 1838-м, дом был закончен, и управляющий с семьёй переехал в него.

    Здание, предположительно спроектированное крепостным архитектором Чеботарёвым, имело высокий цоколь и два полных этажа. Помещения первого этажа служили для хозяйственных нужд и приёма просителей. Второй этаж был жилым. На прилегающей территории Любимов разбил сад, устроил фонтан и беседки для отдыха.

    По воспоминаниям одного из сыновей Любимова – Александра – Александр Акинфиевич "водил равное приятельство с приказчиками, механиками и мастеровыми, по воскресениям и праздникам принимали у себя гостей, и за столом с ними сиживал подолгу...", "...вина не пили, но разговоры вели разные...". В числе тех, кто часто бывал гостем управляющего, встречаются как знакомые фамилии – Швецов, Чеботарёв, Черепановы, Макаров, так и фамилии неизвестные.

    В целом, по отзывам современников, Любимов вёл хозяйство со знанием дела, рачительно и без лишних трат. При его правлении тагильские заводы преодолели упадок, вызванный непомерными тратами Николая Никитича, и стали приносить прибыль едва ли не вдвое большую, нежели при прежнем управляющем. На заводах и рудниках внедрялось новое оборудование, в цехах начали работать паровые машины, налаживался выпуск новой продукции. Работный люд так же не имел серьёзных претензий к управляющему. Любимова уважали, отмечая, что он "...всем просителям помогал и деньгами и участием"...

    В начале 1839 года Александр Акинфиевич пишет Павлу и Анатолию Демидовым прошение об отставке, ссылаясь на состояние здоровья. В августе 1839 года прошение было удовлетворено. А спустя немногим более полугода Любимов умер, как значилось в донесении Анатолию Демидову, "от сердечных судорог".

    Через три года по распоряжению Анатолия Демидова Главное заводоуправление округа за приличную сумму выкупило дом у вдовы управляющего. "В доме надлежит разместить архив, а ещё предусмотреть комнаты для хранения коллекций геологической, анатомической; минералов разных и инструментов, дабы сохранить всё для потомков нашего рода и так же для всех прочих лиц, интерес имеющих к горному делу...", — писал Анатолий Демидов из Флоренции новому управляющему заводами. Распоряжение было выполнено и, таким образом, при Нижнетагильском заводе появился первый музей. И хотя официальной датой рождения городского краеведческого музея принято считать 1891 год, теперь можно смело говорить, что произошло это событие в 1842 или 1843-м.

    Спустя несколько лет во дворе бывшего любимовского дома, по указанию всё того же Анатолия Демидова, началось строительство "обсерватории для метеорологических исследований, а так же наблюдений за иными природными явлениями". Обсерватория имела три этажа и весьма необычный для архитектуры тех лет внешний вид (здание обсерватории так же можно видеть на картине "Гуляние на Лисьей горе"). Под обсерваторией были устроены вместительные ледники, хранилища и глубокие подвалы. Эти помещения, как и первый этаж обсерватории, сохранились до наших дней.

Одно из хранилищ в здании бывшей обсерватории (фото 2010 г.)

Одно из хранилищ в здании бывшей обсерватории (фото 2010 г.)

    Во внешнем виде дома, очевидно, нашли отражения и черты характера его хозяина. Строгий и скромный фасад, центр которого подчеркнут слабо выступающим ризалитом с возвышающимся над ним и равным ему по ширине аттиком. В пределах ризалита на каждом этаже расположено по пять окон, по краям от него – еще по три.

дом Любимова

    Коробка дома, стены и потолок первого этажа сложены из кирпича. Стены имеют толщину в 120 сантиметров на первом этаже, и 100 сантиметров на втором. Перекрытия и переборки, а также балки и стропила крыши – из лиственницы. Ряд окон второго этажа по всему периметру здания оформлен полуциркульными нишами с лепными маскаронами.

дом Любимова 

дом Любимова

    Надо сказать, что дом неоднократно перестраивался. Причём, не столько в советский период, сколько на рубеже XIX и XX столетий. Так, во второй половине XIX века, у здания появился балкон, выходящий на улицу Александровскую. Внешне балкон очень походил на тот, который пока ещё можно увидеть с тыльной стороны так называемого Дома управляющего (а на самом деле – господского дома) в составе "тагильского кремля". Скорее всего, балкон на любимовский дом был установлен с декоративной целью.

Один из немногих снимков, на котором запечатлён дом с балконом

Один из немногих снимков, на котором запечатлён дом с балконом

    Но самый большой урон внешнему виду здания нанесли купцы Злоказовы, купившие дом, когда во время кризиса 1907 года Демидовы стали избавляться от "непрофильных активов". Известные на всю губернию пивовары разместили на первом этаже здания магазин, а на втором – контору. В жертву тогдашней моде были принесены окна первого этажа: их расширили и снабдили арочным завершением, а на месте одного из окон и вовсе сделали вход в магазин, совмещённый с въездом во двор. Тогда же был убран и балкон, мешавший входу в магазин. Злоказовы же пристроили к дому два помещения: небольшой, одноэтажный флигель, с входом со стороны Александровской, и неуклюжий, двухэтажный пристрой во дворе, служивший для погрузо-разгрузочных работ. При Злоказовых появились так же деревянная лестница и вход на второй этаж, которые окончательно изуродовали внешний вид дома.

Лестница и вход на второй этаж

Лестница и вход на второй этаж

    После Октябрьской революции в любимовском доме обосновался ликбез и молодёжная рабочая секция. В колчаковский период в здании располагалась комендатура, а в подвалах здания бывшей обсерватории – тюрьма. Впоследствии дом неоднократно "переходил из рук в руки": его комнаты занимали различные советские учреждения. В конце концов в здании обосновалось управление и архив Ленинского райпищеторга.

    В советское время у дома появилось два пристроя. Сначала был построен нижний флигель (на месте разрушенного злоказовского), а в 70-х появился и верхний флигель.

дом Любимова

    Ни то, ни другое строения не имеют к историческому облику здания никакого отношения...

    ...Но было бы странно, если бы такое старинное здание не имело бы своей загадки или тайны.

    И действительно: загадок и тайн, связанных непосредственно с этим домом, предостаточно. А если быть предельно точными, их три.

    Во-первых, это – подвал дома, вход в который не могут найти аж с начала 60-х годов. Известно, что подвал в доме был. Был и план дома и, соответственно, подвала. Но вход в подвал обнаружить не удаётся, вот уже более полувека. И план здания, как на грех, куда-то исчез.
О подвале любимовского дома ходит немало легенд. Согласно одной из них, в подвале спрятаны ценности и артефакты, которые тагильским краеведам 20-х годов удалось отыскать и вынести из подготовленного на слом Входо-Иерусалимского собора. По другой версии, в подвале может быть спрятана демидовская библиотека. По третьей – собранные в годы Гражданской войны и почему-то не вывезенные запасы золота и платины.

    Во-вторых, это подземный ход, который гипотетически мог бы соединять дом Любимова с Входо-Иерусалимским собором. И хотя одним краеведам существование этого хода видится абсурдным, другие его упорно ищут (правда, пока среди документов).

    Третью тайну любимовского дома видели почти все служащие Ленинского райпищеторга хотя бы дважды в год. Да и ныне её можно увидеть любому желающему.

Внутри дома Любимова

    Это – остатки росписи круглого плафона центральной залы второго этажа.

    Плафон разделен на 10 сегментов. В пяти из них — изображения рогов изобилия и разных плодов, в пяти других – обвитых гирляндами колонн с чашами-жертвенниками. У наружного края плафона в многоугольных резервах написаны пышные букеты.

Внутри дома Любимова

    Известный специалист народных промыслов Горнозаводского Урала В. А. Барадулин писал об этой росписи: "Тяжеловесные формы условного орнамента, окружающего клейма – панно, выполнены в технике гризайли, им свойствен подчеркнутый геометризм и некоторая суховатость. А букеты внутри панно, напротив, очень живописны и изысканны, их миниатюрные формы рассчитаны скорее на рассмотрение с небольшого расстояния. Манера исполнения мотивов, плотность их расположения, практическое отсутствие ракурсов приближают эти букеты к народным кистевым росписям и наводят на мысль, что их могли писать тагильские живописцы..."

    Но кто были эти люди? Мы не знаем ни их имён, ни фамилий, ни происхождения. Какой школе они принадлежали? Не всё ясно и с красками, которыми эта роспись выполнена.

    Интересно, что в 2003 году сотрудники московских и питерских музеев на одном из форумов рассказывали об этой росписи, обсуждали возможные пути поисков авторов и даже возможность реставрации уникального произведения искусства. Они даже сделали запрос в администрацию города. И даже получили ответ, в котором сообщалось, что интересующий их дом был признан ветхим строением и снесён в 2001 году. Была ли это просто отписка, характерная для нашего бюрократического аппарата, или составители ответа преследовали иные цели, теперь неизвестно.

     

    27.08.13


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница