Париж — Франция — Тагил
Последнее время среди краеведческой общественности Нижнего Тагила всё чаще и чаще обсуждается возможность установки в городе памятника Булату Окуджаве. Аргументы в пользу установки такого памятника высказываются самые разные, но сторонники данного проекта не могут ответить на один простой вопрос: а что же сделал для Нижнего Тагила Булат Шалвович? Выясняется, что ничего.
А между тем, в истории Нижнего Тагила есть другие известные люди, которые не просто жили какое-то время в нашем городе, но и внесли свою лепту в его развитие. Сегодня наш рассказ об одном таком человеке – педагоге и выдающейся пианистке прошлого столетия, волею судьбы посвятившей нашему городу несколько лет своей жизни. Поклонником её таланта был Ромен Ролан, о её жизни и творчестве написано немало статей и создано несколько радио- и телепрограмм. Сегодня наш короткий рассказ о Вере Августовне Лотар-Шевченко.
Вера Августовна Лотар-Шевченко
Вера Лотар (полное имя Вера-Аделаида-Кармен) родилась 10 марта 1901 года в Турине. Её отец – Огюст Лотар — был выходцем из Лотарингии, а вскоре после рождения дочери получил место профессора Сорбонны, и семья переехала в Париж. Мать Веры, испанка из аристократической семьи, была прекрасной пианисткой, но свою карьеру также сделала на преподавательском поприще. Детство Веры проходило бурно. Огюст Лотар часто брал дочь в научные экспедиции в Азию, Африку, и даже в Австралию. Кроме того, у девочки рано обнаружили музыкальное дарование, и родители позаботились о том, чтобы Вера получила достойное музыкальное образование. В 12 лет она уже солировала с оркестром под управлением известного дирижёра Артуро Тосканини.
Окончив с отличием Парижскую консерваторию, Вера уехала на стажировку в Австрию, где обратила на себя внимание многих известных дирижёров. Будучи ещё совсем молодой девушкой, она объездила с гастролями все крупные города Европы и Северной Америки. Карьера пианистки складывалась очень удачно. Вера даже была приглашена на торжества в Букингемский дворец, где играла для королевской семьи.
В начале 30х годов, Вера Лотар знакомится с сыном русских эмигрантов "первой волны", известным тогда в Европе инженером-акустиком и скрипичным мастером Владимиром Яковлевичем Шевченко (который, кстати, приходился родственником известной русской исполнительнице романса и исследовательнице цыганской культуры Евгении Павловне Шевченко). Помимо изготовления музыкальных инструментов, Владимир Шевченко работал консультантом в советском торгпредстве. Ещё до знакомства с Верой он подавал заявление в советское консульство с просьбой позволить ему вернуться на Родину. Но, как это часто бывало в те годы, подобные просьбы от "бывших" рассматривались с неохотой, и положительное решение Владимир Яковлевич получил только в 1936 году.
Семья Лотар-Шевченко переехала в Ленинград и вскоре попала под каток "ежовщины". Владимир был обвинён в шпионаже в пользу Франции. Вера принялась, было, хлопотать за мужа, и... тоже была арестована.
Отбывать срок Веру
Августовну Лотар-Шевченко отправили в
Тавдинский лагерь, где в те годы, наряду с
уголовниками, сидели многие артисты, музыканты и
художники. Чтобы не потерять навыки игры, Вера
Августовна вырезала на нарах клавиатуру
фортепиано и в свободные от работы часы
"играла" на ней...
Позднее, в начале 80-х журналист радио
"Свобода" Юрий Данилин, хорошо знавший Веру
Августовну в новосибирский период её жизни,
рассказал, что ему удалось разыскать этот
"рояль на нарах"...
...В январе 1950-го закончился лагерный срок, и Вера Августовна отправилась в Нижний Тагил, где ей предписано было жить ещё несколько лет после заключения. В незнакомом городе, без друзей и знакомых, положение её осложнялось ещё и тем, что она очень плохо говорила по-русски. "С таким чудовищным акцентом меня нигде не хотели брать на работу...", — вспоминала позднее пианистка, — "Мне это говорили, не стесняясь, но я понимала, что дело не только в акценте..."
Устроиться на работу помог случай. На второй или третий день пребывания в Тагиле на Веру Августовну напали грабители. Из ценных вещей у неё оказалась лишь справка об освобождении. Оказалось, что оба грабителя тоже отбывали срок в Тавде. Разговорились, вспомнили общих знакомых. Затем один из налётчиков показал Вере Августовне дорогу к музыкальной школе.
Директором нижнетагильской музыкальной школы № 1 тогда была Мария Николаевна Машкова. На свой страх и риск она устроила Веру Лотар на полставки иллюстратором музыки, поскольку официально преподавать бывшей заключённой было запрещено. Она же помогла Вере Августовне вещами и нашла ей скромное жильё.
Так как заработок
иллюстратора был ничтожно мал, Вера Лотар начала
давать частные уроки музыки. Очень быстро слух о
строгой, но внимательной и талантливой
учительнице музыки и знаменитой некогда
пианистке распространился по городу. Вот как
вспоминала своё знакомство с Верой Августовной
Лотар-Шевченко тагильчанка Наталия Позднякова:
"...Однажды по дому пронёсся слух, что в городе
появилась какая-то необыкновенная учительница
музыки. Многие матери семейств поспешили
заполучить её для обучения своих детей. И наша
соседка тоже пригласила эту учительницу для
подготовки дочери к поступлению в консерваторию.
В нашей семье пианино не было, но мама, поддавшись
общему ажиотажу, тоже захотела обучать меня
музыке. Она договорилась с соседкой, и вскоре
меня привели в большую гостиную, где стоял
огромный чёрный инструмент с латунными
подсвечниками по бокам. Необыкновенной
учительницей оказалась пожилая, полноватая
женщина с "нездешним" лицом. Она говорила
по-русски с таким сильным акцентом, что я с трудом
понимала её речь... ...Учительница поставила на
пюпитр ноты "Школы Бейера", и предложила
разбирать эти, может быть и полезные, но
невообразимо скучные пассажи. Особенно строго
следила она за правильной постановкой рук. У меня
это как раз плохо получалось..."
Позднее, в одном из интервью, Вера Августовна признается, что учить музыке других она никогда не любила: её стихией была игра. Тем не менее, число желающих учиться музыке у Веры Лотар не уменьшалось. Почти все её ученики впоследствии отмечали, что уроки у Веры Августовны давали им гораздо больше, чем занятия в музыкальной школе и даже в консерватории.
Любимыми ученицами Веры Августовны в Нижнем Тагиле были сёстры Ангелина и Таня Гуськовы. Впрочем, в будущем никто из сестёр так и не связал свою жизнь с музыкой. Ангелина Константиновна стала известным в стране врачом-радиологом, руководителем московской клиники, а Татьяна Константиновна стала преподавать историю в НТГПИ...
Шло время, и кто-то из новых знакомых Веры Августовны посоветовал ей предложить свои услуги Нижнетагильскому театру драмы.
В одной из радиопередач Вера
Лотар-Шевченко так рассказывала об этом эпизоде
своей жизни: "...Я пришла на прослушивание,
села за рояль и стала играть всё подряд – Баха,
Шопена, Равеля. Инструмент был хорош, и я скоро
забыла, зачем я здесь. Потом, ко мне подошёл
молодой мужчина, и сказал, что я принята в штат
концертмейстером..."
Кроме того, театр выделил Вере Августовне
изолированную комнату в квартире одного из
актёров театра.
В театре Вера Августовна
ближе всех сдружилась с молодым режиссёром
Владимиром Яковлевичем Мотылём. Позднее, Мотыль
снимет самую кассовую картину советского
проката — "Белое солнце пустыни". А в 1975-м –
фильм "Звезда пленительного счастья".
Во время одной из творческих встреч со зрителями,
Владимир Яковлевич признается, что образ и
характер одной из героинь этого фильма — Полины
Геббль-Анненковой – он писал с Веры Августовны
Лотар-Шевченко.
Владимир Мотыль на съёмках фильма "Звезда пленительного счастья"
Кстати, в 1989 году был снят художественный фильм "Руфь", где известная актриса Анни Жирардо создала образ этой талантливой женщины...
В 1956-м Вера Августовна
уезжает в Свердловск, где становится солисткой
филармонии, но отношения со свердловской
музыкальной элитой у неё не складываются, и
пианистка переезжает в Барнаул. Почти девять лет
Вера Августовна гастролирует в провинциальных
городах Советского Союза.
А в конце 1965 года в Барнаул приезжает известный
тогда журналист Симон Соловейчик, работавший в
"Комсомольской правде". Он познакомился с
Верой Августовной и вскоре, в конце декабря 1965-го,
в "Комсомолке" выходит статья
"Пианистка", рассказывающая историю Веры
Лотар-Шевченко.
После выхода этой статьи
жизнь Веры Августовны кардинально изменилась.
Исполнительницей заинтересовались сразу две
престижные консерватории – Московская и
Ленинградская. Её стали приглашать на лучшие
концертные площадки станы – в Минск, Киев,
Ленинград и конечно же в Москву. А вскоре
пианистке приходит приглашение из
Новосибирского Академгородка, подписанное
академиками Лаврентьевым, Воеводским, Будкером,
Ляпуновым, и профессорами Новосибирского
университета. Лучшие учёные мужи Советского
Союза приглашали Веру Августовну переехать в
Академгородок. И она приняла это приглашение. Ей
выделили хорошую квартиру, назначили оклад и
пенсию.
За роялем Вера Лотар-Шевченко (фото 70х г.)
Последние 16 лет своей жизни Вера Августовна много гастролировала как по Советскому Союзу, так и за рубежом. В программе её выступлений всегда были редкие и сложные произведения — Сезар Франк и Равель, Шопен и Бах, двадцать четыре прелюдии Клода Дебюсси...
...О своём периоде жизни в Нижнем Тагиле Вера Августовна вспоминала не часто, но всегда с особой теплотой. Когда записывали её интервью для радиостанции "Свобода", кто-то из редакции недоумённо воскликнул: "Нижний Тагил? Но ведь это закрытый город!" На что Вера Августовна ответила: "Город закрытый, но сердца его жителей открыты..."
Вера Августовна
Лотар-Шевченко умерла 10 декабря 1982 года.
Похоронили её на Южном кладбище Новосибирского
Академгородка.
Уже после её смерти в архивах Уральской консерватории им. Мусоргского обнаружилась запись её выступления, сделанная в 1956 году. На этой записи Вера Лотар играла этюды Шопена. Находка стала сенсацией, и в 2012 году эти уникальные записи были изданы на компакт-диске.
CD Вера Лотар-Шевченко. "Ф. Шопен. 24 этюда"
Тогда же, в Москве вышла книга "Умри или Будь!", содержащая воспоминания об этой выдающейся пианистке. Не забывают о Вере Августовне и в Нижнем Тагиле: в городской газете "Тагильский рабочий" в разные годы были опубликованы воспоминания Татьяны Константиновны Гуськовой о своей учительнице, а также очерк "Странная француженка" Натальи Дузенко...
26.11.13