Фотий Швецов (часть 3)

    ...Год 1834-й был ознаменован рядом важных событий в биографии Фотия Ильича Швецова: были успешно проведены испытания первого паровоза, а затем прошёл и его официальный пуск. Кроме паровоза, "Механическое заведение" представило на суд хозяев ещё ряд механизмов, в том числе и паровых машин, предназначенных для использования на заводах и рудниках. Некоторые из этих механизмов уже работали, некоторые ещё ждали своего часа.

Рисунок одной из машин, собранной в "Механическом заведении" Черепанова в 1834 г.

Рисунок одной из машин, собранной в "Механическом заведении" Черепанова в 1834 г.

    В то же время, на Меднорудянском руднике открылось богатейшее месторождение малахита. При проведении разведки, к югу от шахты "Надёжной", была обнаружена глыба весом приблизительно 1500 пудов (правда, это был вес монолита с примесями иных пород; чистый же вес составил около 1100 пудов). О находке тут же доложили Анатолию Демидову. Швецов был вызван в Италию для подробного доклада. Анатолия Николаевича интересовали перспективы месторождения малахита на Меднорудянском руднике. Фотий Ильич заверил, что недавняя находка лишь первая ласточка, и, согласно его расчётам и данным разведки, "вблизи главных работ залегает пласт столь богатый сим камнем, что добывать его хватит на сто лет".

    Впрочем, Фотию Ильичу было, чем обрадовать хозяина и кроме малахита.
Так, на двух заводах – Нижнетагильском и Нижнесалдинском – были построены двухфурменные горны для обработки железа. На Высокогорском руднике была запущена в строй печь для обжига руды, которая до этого обжигалась в "пожогах". На Меднорудянском руднике вошла в строй ещё одна паровая машина. Кроме всего прочего, Швецов привёз Анатолию на утверждение списки тех учеников Выйского училища, которые были достойны продолжить обучение за границей. В числе их были и брат Фотия Ильича – Григорий, и талантливый молодой человек, имя которого навсегда войдёт в биографию Фотия Швецова – Павел Акинфиев Стеблов. Кроме того, что Павел Стеблов проявлял недюжинные способности в математике, геометрии и черчении, он... ещё и ухаживал за сестрой Фотия Ильича – Акулиной...

    Демидов остался доволен докладом. В тот же год, по распоряжению "господ владельцев", всем членам семьи Швецовых были даны "отпускные", при этом, в отличии от Черепановых, каких-либо дополнительных условий к "вольной" для семьи Швецовых не выдвигалось...

    Весь 1835 год Фотий Швецов работает над внедрением машин и механизмов на заводах. В это же период, он продолжает большую работу по сбору и описанию минералов, которые встречаются в уральских вотчинах Демидовых. Эта коллекция впоследствии ляжет в основу первой экспозиции заводского музея. Наряду с этим, Фотий Ильич начинает преподавать в Выйском училище, а так же, много времени проводит в поездках по заводам, рудникам и приискам, выполняя поручения управляющего Любимова: Александр Акинфиевич часто недужит, и многие свои обязанности перепоручает приказчикам. В одном из писем Анатолию Демидову Любимов просит об отставке, обещая подготовить себе замену. Кандидатами на эту должность он видит приказчиков Дмитрия Васильевича Белова и Фотия Ильича Швецова. Но в тот год, ни Анатолий, ни Павел Демидовы отставку не приняли, уговорив Любимова остаться у руля тагильского хозяйства "ещё какое-то время".

    Тогда же, Швецов дебютирует в "Горном журнале", как автор. Его статьи в майском и июльском номерах издания — "Известия о сухопутном пароходе, устроенном в Уральских заводах в 1833 г." и "Известия о другом сухопутном пароходе..." — имели большой успех у подписчиков, и были перепечатаны многими столичными газетами и журналами.

    Эти материалы Фотий Ильич снабдил чертежами, выполненными Аммосом Черепановым, а так же собственными эскизами, таблицами и расчётами.

Чертежи А. Черепанова, иллюстрирующие статью Ф. И. Швецова в "Горном журнале" (1835)

Чертежи А. Черепанова, иллюстрирующие статью Ф. И. Швецова в "Горном журнале" (1835)

Чертежи А. Черепанова, иллюстрирующие статью Ф. И. Швецова в "Горном журнале" (1835)

    В статьях рассказывалось не только об устройстве самих паровозов, но и об их эксплуатации. Так, в июльской статье рассказывалось, что для доставки медной руды с Медной Рудянки на Выйский завод по территории тагильской дачи был проложен "чугуннай путепровод" протяжённостью около 3,5 км., по которому 43х-сильный паровоз перевозил тысячу пудов руды.

    Здесь надо отметить, что маршрут этой дороги долгое время являлся предметом споров среди тагильских краеведов. Один из наиболее вероятных маршрутов "чугунки" приведён ниже.

Предполагаемый маршрут доставки медной руды с Меднорудянского рудника (А) на Выйский завод (В) (илл. из книги В. С. Виргинского)

Предполагаемый маршрут доставки медной руды с Меднорудянского рудника (А) на Выйский завод (В) (илл. из книги В. С. Виргинского)

    ...Ещё год спустя, в 1836 году, сбываются прогнозы Швецова относительно тагильского малахита.
Практически на том же месте, что и два года назад, на глубине 36 саженей, была найдена глыба высококачественного малахита чистым весом более 3000 пудов. Находке была посвящена большая статья в "Горном журнале":

Выдержки из статьи в "Горном журнале"

Выдержки из статьи в "Горном журнале", посвящённой находке малахита (1836)

Выдержки из статьи в "Горном журнале", посвящённой находке малахита (1836)

Выдержки из статьи в "Горном журнале", посвящённой находке малахита (1836)

    На Меднорудянский рудник начинают приезжать технические специалисты — от Всеволожских и Дашковых, Строгановых и Яковлевых. Заинтересовались деятельностью Швецова и сибирские купцы – Латкин, Сидоров, Мясников, Кузнецов. Но если промышленники интересовались, прежде всего, организацией труда и производства, то интерес купечества лежал в области применения паровых машин. Купцы предлагали немалые деньги за паровые машины, и, по всей видимости, их нужды нашли отклик в сердце "экономического" приказчика демидовских владений Д. В. Белова. Прямых доказательств "серой" коммерческой деятельности менеджмента тагильских заводов до сих пор не найдено, но известно, что в 1836 году работы "Механического заведения" по созданию машин и механизмов для заводских нужд были остановлены ввиду "изрядной загруженности по постройке паровых механизмов". Но если "паровые механизмы" строились, то для чего, если не для нужд завода? Этот вопрос до сих пор не имеет документально обоснованного ответа.

    Фотий Ильич более полугода пытается добиться от заводской конторы возобновления работ по изготовлению машин для Меднорудянского рудника, но тщетно. Решить вопрос не удалось даже после вмешательства управляющего Любимова, вернувшегося с лечения. В конце концов, Швецов был вынужден обратиться напрямую к Анатолию Демидову.

    Тот отреагировал быстро: Дмитрию Васильевичу Белову и Александру Акинфиевичу Любимову были направлены письма, в которых их действия оценивались негативно. Но, если управляющего Любимова "господин совладелец" лишь строго пожурил за отсутствие надлежащего контроля на заводах, то письмо Белову не отличалось дипломатическим слогом. Пренебрежение интересами хозяев сказалось впоследствии и на карьере Д. В. Белова.

    Так же письмо с подробными инструкциями было направлено и в адрес Фотия Ильича.
"Прошу впредь, во всём, что касаемо добычи меднорудянского малахиту, докладывать лично мне и Павлу Н., и никому более. Г-ам Белову и Любимову даны на этот счёт разъяснения...", — писал Анатолий Демидов Швецову.

    Неприязнь между Беловым и Швецовым возможно и обострилась бы, если бы неожиданно их интересы не совпали. Осенью на Урал приходит весть о том, что наследник российского престола, цесаревич Александр Николаевич, намерен посетить заводы господ Демидовых весной будущего года. В связи с этим, приказчикам тагильских заводов было дано распоряжение "тщательнейшим образом подготовить заводское хозяйство к грядущему визиту высочайшего гостя". Прибывший на тагильские заводы главный управляющий петербургской конторы Павел Данилович Данилов отметил в своём рапорте, что приказчики и управляющий "не вдаваясь в споры друг с другом, всё делают для достойной встречи цесаревича". Стремление не ударить в грязь лицом перед высокими гостями не только объединило усилия, знания и опыт столь разных людей, как Белов и Швецов, но и примирило их на длительное время.

    Предстоящий приезд цесаревича внёс серьёзные коррективы и в личные планы Фотия Ильича.
Он рассчитывал, что Анатолий Демидов включит его в состав экспедиции, которая должна была заняться изучением южнорусских земель. Экспедиция готовилась во Франции и России, и должна была начаться весной 1837 года. Но теперь участие в ней Швецова даже не обсуждалось. А, кроме того, к Демидову обратился Василий Андреевич Жуковский, находящийся в ту пору в должности воспитателя цесаревича, с просьбой выделить "сопровождающего из числа заводских служащих, досконально знающего заводское хозяйство". Анатоль, без обсуждения и раздумий, поручает эту миссию Фотию Ильичу...

Василий Андреевич Жуковский (худ. П. Ф. Соколов)

Василий Андреевич Жуковский (худ. П. Ф. Соколов)

    ... 28 мая 1837 года цесаревич Александр Николаевич прибывает на тагильские заводы. Будущий император ездит по заводскому посёлку, осматривая достопримечательности, посещает Выйский медный и Нижнетагильский железоделательный заводы, и, конечно, Меднорудянский рудник – образцово-показательное предприятие тагильского округа. Там, наследник престола был немало удивлён техническим оснащением рудника. На Меднорудянском в то время работают три паровые машины разной мощности, и паровоз.

Цесаревич Александр Николаевич (неизв. худ, 1837)

Цесаревич Александр Николаевич (неизв. худ, 1837)

    Александр, сам весьма неплохо разбирающийся в технике, интересуется происхождением машин, и, узнав, что все они созданы своими силами, отмечает этот факт в своём дневнике.
"Заводское хозяйство господ Демидовых находится в образцовом порядке, коего нами не было замечено в большинстве казённых заводов...", — пишет цесаревич, — "...Но более всего хочется отметить имеющихся в них многочисленных машин и механизмов, без исключения созданные здешними механиками..."

    Демидовы были довольны итогами визита наследника престола. А Павел Николаевич выделяет из своих средств круглую сумму для поощрения работников и заводских служащих.

    Летом 1837 года к Фотию Ильичу вновь приезжает тюменский купец Наум Андреевич Тюфин. Он по-прежнему страстно желал построить паровое судно, чтобы заняться водными коммерческими перевозками, и даже уже подал заявку на привилегию – говоря современным языком, лицензию, дающую право заниматься деятельностью такого рода *. Более того: Наум Андреевич уже купил судно, чертёж которого привёз с собой, и теперь старался убедить Фотия Ильича взяться лично за создание парохода. После недолгих раздумий и знакомства с чертежами судна Фотий Ильич даёт согласие. До весны следующего года он обязуется построить своими силами 30-сильную паровую машину и испытать её в действии не позднее конца мая.

    Так, тагильский механик стал причастен к рождению речного пароходства на Оби.

    Весной 1838-го, на берегу заводского пруда, напротив деревеньки Фатеево, Фотий Ильич строит копию тюфинского судна, устанавливает на него паровую машину, собранную своими силами, и проводит испытания: сначала на берегу, а затем и на воде. К работам над этим заказом Швецов привлекает брата Николая, а так же своих учеников: Павла Мокеева и Павла Стеблова. После испытаний, паровая машина была демонтирована и отправлена заказчику. Вместе с ней, Фотий Ильич посылает Тюфину свои замечания, касающиеся конструкции будущего парохода.

    Наум Тюфин перестраивает судно, с учётом замечаний, устанавливает на него паровую машину и спускает пароход на воду. Первые испытания показали, что "судно имеет изрядную остойчивость и добрый ход, бежит резво, как по течению, так и поперёк него", и Наум Андреевич объявляет о создании пароходной компании "Наум Тюфин и сыновья"...

    История этого парохода оказалась непростой, на удивление долгой и, в какой-то мере, курьёзной. Началось с того, что Тюфин пожелал назвать пароход "Основатель", но нанятый им художник по каким-то причинам не рассчитал величину букв, и на защитные кожухи гребных колёс уместилось лишь слово "Основа". Чтобы хоть как-то загладить свою вину, незадачливый художник нарисовал тюфинский пароход с натуры, и этот рисунок сохранился до наших дней.

Пароход "Основа" (рис.1838 г., Государственный исторический музей)

Пароход "Основа" (рис.1838 г., Государственный исторический музей)

    А вскоре стало известно, что в привилегии купцу Тюфину по неизвестным причинам было отказано. "Основа" простояла четыре года в сухом доке, и была продана другому известному сибирскому купцу – Никите Фёдоровичу Мясникову. Тот вскоре перепродал пароход, и не кому-то, а... Фотию Ильичу Швецову! ** В 1853 году "Основа" вновь сменил хозяев: сначала пароход принадлежал компании "Польза", затем им владела компания "Опыт". В 1861 году судно вновь покупает Тюфин. В 1884 году торговый дом братьев Тюфиных обанкротился, и легендарный пароход выставляется на торги.

Пароход "Основа" (фото неизв. авт., 1902 г)

Пароход "Основа" (фото неизв. авт., 1902 г)

    "Основа" ещё несколько раз менял хозяев. Последние несколько лет он использовался в качестве причала, и в 1915 году был утилизирован. По другим сведениям, пароход был переименован и служил в качестве прогулочного катера вплоть до 30х годов ХХ века...

    ...В 1839 году Демидовы, обеспокоенные падением европейского спроса на свою продукцию, отправляют Фотия Ильича в Англию с заданием изучить различные сорта железа и техпроцессы его изготовления. Подробный доклад Швецова по возвращении из "загранкомандировки" заставил Анатолия Демидова всерьёз задуматься о техническом перевооружении уральских заводов. В том же году, на тагильских заводах вступают в строй ещё три паровые машины предназначенные для металлообрабатывающих станков. Ещё три машины были изготовлены для демидовских приисков – Вилюйского золотого, Павло-Анатольского и Царёво-Александровского платиновых.

    Тем временем, на тагильских заводах грядут серьёзные перемены.
Уходит в отставку Александр Акинфиевич Любимов. На его место Демидовы назначают Павла Даниловича Данилова, который ранее руководил петербургской конторой. В помощь Данилову назначаются два управляющих: финансовый – Д. В. Белов, и технической частью – Ф. И. Швецов. При этом, кандидатура управляющего технической частью даже не обсуждалась, а, вот, на пост управляющего финансовой частью рассматривались и другие кандидатуры.

    Новая должность Фотия Ильича открывала для него новые возможности для экспериментов и внедрения технических новшеств в различных отраслях обширного демидовского хозяйства.

    В том же году, Фотий Ильич Швецов, Мирон Ефимович Черепанов и Павел Петрович Мокеев направляют Анатолию Демидову "рапорт", в котором предлагают "устроить пароходное сообщение между Пермью и Нижним", и с этой целью "построить за свой кошт речной пароход или два, что способны были бы проводить по оным рекам баржи с изделиями заводов Вашей милости..."

Первая страница рапорта Ф. И. Швецова об устройстве пароходного сообщения между Пермью и Нижним Новгородом (1839 г.)

Первая страница рапорта Ф. И. Швецова об устройстве пароходного сообщения между Пермью и Нижним Новгородом (1839 г.)

    Предложение выглядело весьма выгодно: все расходы по постройке парохода просители брали на себя, а у Демидова просили лишь выделить им производственные помещения и рабочие руки.

    Несмотря на то, что Тагильская заводская контора и Главная контора в Петербурге наложили на "рапорт" отрицательные резолюции, проект заинтересовал Анатолия Николаевича: "Соображения сии весьма полезны, но по нашему мнению реализация их видится преждевременной...", — написал Демидов в письме новому главному управляющему тагильских заводов П. Д. Данилову, — "Но всё же прошу вас внимательно относиться к подобным прожектам..."

    (окончание следует)

    ————————————————————————
* — до конца 1843г., свободное пароходство по рекам Российской империи было запрещено
** — рассказ об этом эпизоде в биографии Ф. И. Швецова в заключительной части статьи

     

     

    04.02.14


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница