Из истории жилищного и гражданского строительства в Нижнем Тагиле (часть 2)
...Отправляясь на Урал, Моисей Яковлевич Гинзбург столкнулся с серьёзной проблемой. Сроки для работы его группы были определены весьма сжатые, но в то же время не было достаточного представления об объемах предстоящей работы. Гинзбург знал, что ему предстоит работать в трёх городах Среднего Урала: Нижнем Тагиле, Свердловске и Каменске-Уральском. Кроме того, группу столичных архитекторов приглашали посетить Невьянск и Надеждинск (позднее – Кабаковск)*
Гинзбург знал, что на Урале силами местных архитекторов разрабатывались проекты застроек городских районов в Свердловске, что-то делалось и в Нижнем Тагиле, но на какой стадии данные проекты находятся, руководителю планировочной мастерской "Наркомтяжстроя" ещё предстояло определить на месте.
По совету друзей, архитекторов братьев Виктора и Александра Весниных, Моисей Яковлевич взял с собой в поездку несколько десятков готовых проектов жилых зданий, которые ранее готовились членами "ОСА" (Объединения Современных Архитекторов) для Москвы, Подмосковья, Самары и Нижнего Новгорода. Гинзбург рассчитывал, что даже если ему не удастся реализовать какие-то из них в ходе этой поездки, то он оставит эскизы и чертежи уральским архитекторам на доработку в будущем...
...Прибыв в Нижний Тагил, М. Я. Гинзбург был приятно удивлён, увидев в центре города здание Государственного Банка, выполненное в стиле конструктивизма.
Здание Госбанка (фото 1931 г.)
Это здание, построенное на улице Карла Маркса, на месте бывшего постоялого двора, отражало в себе все последние тенденции рационалистического направления в конструктивизме – простые формы, лишённые украшательств и излишеств, снаружи и просторные, светлые, функциональные помещения внутри. В здании банка кроме специализированных помещений были предусмотрены и квартиры для служащих, что также было в духе конструктивизма. Надо отметить, что квартиры для работников учреждений предусматривались во многих проектах тех лет. К примеру, в зданиях школ №№ 7 и 8, построенных на Вагонке в 1934-35 годах, также имелись квартиры для служащих – сторожа и завхоза.
Прибыв в Нижний Тагил, группа Гинзбурга сразу же встретила полное понимание как со стороны партийных и советских структур, так и со стороны общественности. А вскоре Моисей Яковлевич ознакомился с работами местных архитекторов, и позднее в некоторых своих статьях высоко оценил их:
"Творческая и архитектурная мысль в промышленных городах Урала – Свердловске и Нижнем Тагиле – находится не просто на подъёме. Она, впитав в себя все самые прогрессивные и передовые течения градостроительной архитектуры, постоянно развиваясь и совершенствуясь, в состоянии предлагать свои, собственные, проекты, без оглядки на Москву... ... Архитекторам Урала следует смелее предлагать к внедрению свои современные разработки..."
Наряду с разработкой проекта застройки района Красного Камня, архитекторы "Наркомтяжстроя" принимали активное участие в проектировании жилых домов и объектов соцкультбыта и в других районах Нижнего Тагила. Особое внимание специалисты группы Гинзбурга уделили разработке проекта застройки рабочего посёлка Вагонстроя. К тому времени на строительстве нового завода работало более 7 тысяч человек, и количество работников постоянно увеличивалось. К 1 июня 1933 года оно составляло уже 9,6 тысяч человек. Все они были расселены во временном жилье – бараках, щитовых домиках и немногочисленных на тот момент "брусках".
По просьбе Орджоникидзе Моисей Яковлевич неоднократно выезжал в рабочий посёлок для того, чтобы определить места будущих застроек. Для Гинзбурга, который в первой половине 30-х годов начал постепенно отходить от практики, и всё больше времени посвящал изучению теоретических вопросов архитектуры, работа в посёлке вагоностроителей, по его собственному признанию, стала "своевременной, хорошей встряской от рутины кабинетной работы". Проект застройки Вагонки создавался в сжатые сроки, и в марте 1934 года был практически готов.
Вскоре состоялось совместное заседание бюро партийной организации Вагонстроя и исполкома города, на котором так же присутствовали заместитель наркома тяжелой промышленности СССР П. И. Баранов, и заместитель председателя Госплана В. И. Межлаук.
М. Я. Гинзбург представил
проект застройки заводского посёлка, который в
дальнейшем должен был вырасти в самостоятельный
город. Проект был снабжён подробной
пояснительной запиской, и выступление Гинзбурга
на бюро было тезисным:
— между промзоной вагоностроительного завода и
жилой зоной должен находится лесопарковый
массив, который будет играть роль фильтра;
— ведущих специалистов стройки целесообразно
расселить компактно, в одном доме, который
следует возвести как можно ближе к заводу, для
того, чтобы в случае необходимости специалисты
могли максимально быстро прибыть на
производство;
— жилые дома для работников завода
преимущественно малой и средней этажности, с
квартирами на две, три и четыре комнаты общей
площадью 52, 68,5 и 75 м2 соответственно;
— первоочередные объекты соцкультбыта: два
клуба с возможностью демонстрации кинофильмов,
баня, библиотека, стадион.
Кроме этого, в районе застройки должны были быть
построены две школы, два дошкольных детских
учреждения, школа рабочей молодёжи. Большое
внимание создатели проекта уделили озеленению
посёлка: планировалось озеленить как улицы, так и
междомовые пространства, разбить парк и
несколько скверов.
Для реализации представленного проекта Гинзбург передавал строителям Вагонстроя большую часть архитектурных проектов, привезённых им из Москвы. Привязку к местности и необходимую доработку зданий предлагалось возложить на местных архитекторов.
Проект был в целом одобрен. Его реализацию было решено проводить поэтапно. В то же время, техническое и партийное руководство Вагонстроя обратилось к Г. К. Орджоникидзе с просьбой дополнительно выделить несколько единиц строительной техники.
Уже весной 1934 года в посёлке вагоностроителей развернулась масштабная стройка. Застройка началась с улицы Ленина**. Первыми были заложены здания двух школ, дом для инженерно-технических специалистов и четыре жилых трёхэтажных дома.
Наиболее интересным зданием этого этапа застройки Вагонки безусловно является "Дом-коммуна инженерно-технических работников", позже прозванный в народе "Домом дирекции".
Большое Т-образное четырёхэтажное здание с центральной пятиэтажной частью было разработано в конце 20-х годов архитекторами "ОСА". Кроме собственно квартир, в доме было предусмотрено размещение магазина, прачечной и даже детского дошкольного учреждения.
Первоначальный эскиз "Дома-коммуны инженерно-технических работников"
При реализации этого проекта в Нижнем Тагиле концепция дома была полностью сохранена: в здании был размещён продовольственный магазин (известный большинству вагонских жителей, как "четвёртый"), бытовой комбинат (прачечная, ремонт обуви и одежды) и учреждение временного пребывания детей.
Северный фасад
Чертежи северного и восточного фасадов "Дома ИТР". Восточный фасад.
Строительство "Дома ИТР" продолжалось весь 1935 год и в 1936-м он был сдан госкомиссии. При доработке проекта строителям пришлось отказаться от некоторых деталей. В частности, так и не были реализованы фигуры над главным входом (их заменили массивными шарами), а также не стали возводить и арки с колонами на въездах в междомовое пространство.
"Дом ИТР"
Северный фасад "Дома ИТР" (фото наших дней)
Восточный фасад "Дома ИТР" (фото наших дней)
"Дом ИТР". Фрагмент декора
"Дом ИТР" (фото 2010 г.)
В 1936 году были сданы и четыре первых жилых дома по правой стороне улицы Ленина, которые так же были построены по проектам архитекторов из "ОСА".
Улица Ленина в 1936 году
В таблице ниже приведены планировки и характеристики квартир в домах №№ 4, 6, 8 и 10
Дома в стиле "конструктивизм" выглядели очень эффектно. Особенно по соседству с брусковыми домами и бараками, которыми была застроена левая сторона улицы Ленина.
Улица Ленина в 1936 году
Дома №№ 4, 6, 8 и 10 по ул. Ильича в наши дни
Годом ранее в посёлке вагоностроителей вступили в строй две новые школы — №№ 7 и 8 (о них мы писали ранее), а так же монументальное здание общественной бани.
Главный фасад здания бани был украшен стилизованным порталом с масштабным витражом входного узла. На парапете отчетливо прорисованы рельефные изображения серпа и молота. Аскетизм и монументальность снаружи, а более — внутренние интерьеры бани на первых порах вводили жителей Вагонки в восторженное замешательство...
Здание общественной бани
Фрагмент внутреннего интерьера бани
...За период 1934 по 1939 годы, в ходе застройки посёлка вагоностроителей, было реализовано ещё несколько проектов московских архитекторов-конструктивистов из "ОСА". Прежде всего, это жилой квартал, расположенный между нынешними улицами Ильича, Орджоникидзе и Патона.
Дом № 5 по ул. Патона
Дом № 23/1 по ул. Орджоникидзе и Патона
Ещё одним зданием, построенным по проекту столичных конструктивистов является дом № 6 по улице Патона, образ которого построен на контрасте повышенных объемов торцов и пониженной центральной части, выделении выступающих вертикальных эркеров. Пластику главного фасада этого дома дополняют сдвоенные окна с широким рельефным обрамлением, а дворового — выдвинутый объем сдвоенных лоджий и вертикальный ритм балконов, расположенных ближе к торцам здания.
Дом № 6 по ул. Патона
...К концу 30-х годов конструктивизм, как направление в архитектуре, оказывается в опале. Но, тем не менее, проекты жилых зданий и объектов соцкультбыта, созданные конструктивистами в 20 – 30-х годах ХХ века продолжали реализовываться вплоть до начала 50-х годов.
(продолжение следует)
————————————
* — Надеждинск (позднее – Кабаковск) – прежние
названия города Серов
** — ныне – улица Ильича
05.08.14