Из истории жилищного и гражданского строительства в Нижнем Тагиле (часть 2)

    ...Отправляясь на Урал, Моисей Яковлевич Гинзбург столкнулся с серьёзной проблемой. Сроки для работы его группы были определены весьма сжатые, но в то же время не было достаточного представления об объемах предстоящей работы. Гинзбург знал, что ему предстоит работать в трёх городах Среднего Урала: Нижнем Тагиле, Свердловске и Каменске-Уральском. Кроме того, группу столичных архитекторов приглашали посетить Невьянск и Надеждинск (позднее – Кабаковск)*

    Гинзбург знал, что на Урале силами местных архитекторов разрабатывались проекты застроек городских районов в Свердловске, что-то делалось и в Нижнем Тагиле, но на какой стадии данные проекты находятся, руководителю планировочной мастерской "Наркомтяжстроя" ещё предстояло определить на месте.

    По совету друзей, архитекторов братьев Виктора и Александра Весниных, Моисей Яковлевич взял с собой в поездку несколько десятков готовых проектов жилых зданий, которые ранее готовились членами "ОСА" (Объединения Современных Архитекторов) для Москвы, Подмосковья, Самары и Нижнего Новгорода. Гинзбург рассчитывал, что даже если ему не удастся реализовать какие-то из них в ходе этой поездки, то он оставит эскизы и чертежи уральским архитекторам на доработку в будущем...

    ...Прибыв в Нижний Тагил, М. Я. Гинзбург был приятно удивлён, увидев в центре города здание Государственного Банка, выполненное в стиле конструктивизма.

Здание Госбанка (фото 1931 г.)

Здание Госбанка (фото 1931 г.)

    Это здание, построенное на улице Карла Маркса, на месте бывшего постоялого двора, отражало в себе все последние тенденции рационалистического направления в конструктивизме – простые формы, лишённые украшательств и излишеств, снаружи и просторные, светлые, функциональные помещения внутри. В здании банка кроме специализированных помещений были предусмотрены и квартиры для служащих, что также было в духе конструктивизма. Надо отметить, что квартиры для работников учреждений предусматривались во многих проектах тех лет. К примеру, в зданиях школ №№ 7 и 8, построенных на Вагонке в 1934-35 годах, также имелись квартиры для служащих – сторожа и завхоза.

    Прибыв в Нижний Тагил, группа Гинзбурга сразу же встретила полное понимание как со стороны партийных и советских структур, так и со стороны общественности. А вскоре Моисей Яковлевич ознакомился с работами местных архитекторов, и позднее в некоторых своих статьях высоко оценил их:

    "Творческая и архитектурная мысль в промышленных городах Урала – Свердловске и Нижнем Тагиле – находится не просто на подъёме. Она, впитав в себя все самые прогрессивные и передовые течения градостроительной архитектуры, постоянно развиваясь и совершенствуясь, в состоянии предлагать свои, собственные, проекты, без оглядки на Москву... ... Архитекторам Урала следует смелее предлагать к внедрению свои современные разработки..."

    Наряду с разработкой проекта застройки района Красного Камня, архитекторы "Наркомтяжстроя" принимали активное участие в проектировании жилых домов и объектов соцкультбыта и в других районах Нижнего Тагила. Особое внимание специалисты группы Гинзбурга уделили разработке проекта застройки рабочего посёлка Вагонстроя. К тому времени на строительстве нового завода работало более 7 тысяч человек, и количество работников постоянно увеличивалось. К 1 июня 1933 года оно составляло уже 9,6 тысяч человек. Все они были расселены во временном жилье – бараках, щитовых домиках и немногочисленных на тот момент "брусках".

    По просьбе Орджоникидзе Моисей Яковлевич неоднократно выезжал в рабочий посёлок для того, чтобы определить места будущих застроек. Для Гинзбурга, который в первой половине 30-х годов начал постепенно отходить от практики, и всё больше времени посвящал изучению теоретических вопросов архитектуры, работа в посёлке вагоностроителей, по его собственному признанию, стала "своевременной, хорошей встряской от рутины кабинетной работы". Проект застройки Вагонки создавался в сжатые сроки, и в марте 1934 года был практически готов.

    Вскоре состоялось совместное заседание бюро партийной организации Вагонстроя и исполкома города, на котором так же присутствовали заместитель наркома тяжелой промышленности СССР П. И. Баранов, и заместитель председателя Госплана В. И. Межлаук.

    М. Я. Гинзбург представил проект застройки заводского посёлка, который в дальнейшем должен был вырасти в самостоятельный город. Проект был снабжён подробной пояснительной запиской, и выступление Гинзбурга на бюро было тезисным:
— между промзоной вагоностроительного завода и жилой зоной должен находится лесопарковый массив, который будет играть роль фильтра;
— ведущих специалистов стройки целесообразно расселить компактно, в одном доме, который следует возвести как можно ближе к заводу, для того, чтобы в случае необходимости специалисты могли максимально быстро прибыть на производство;
— жилые дома для работников завода преимущественно малой и средней этажности, с квартирами на две, три и четыре комнаты общей площадью 52, 68,5 и 75 м2 соответственно;
— первоочередные объекты соцкультбыта: два клуба с возможностью демонстрации кинофильмов, баня, библиотека, стадион.
Кроме этого, в районе застройки должны были быть построены две школы, два дошкольных детских учреждения, школа рабочей молодёжи. Большое внимание создатели проекта уделили озеленению посёлка: планировалось озеленить как улицы, так и междомовые пространства, разбить парк и несколько скверов.

    Для реализации представленного проекта Гинзбург передавал строителям Вагонстроя большую часть архитектурных проектов, привезённых им из Москвы. Привязку к местности и необходимую доработку зданий предлагалось возложить на местных архитекторов.

    Проект был в целом одобрен. Его реализацию было решено проводить поэтапно. В то же время, техническое и партийное руководство Вагонстроя обратилось к Г. К. Орджоникидзе с просьбой дополнительно выделить несколько единиц строительной техники.

    Уже весной 1934 года в посёлке вагоностроителей развернулась масштабная стройка. Застройка началась с улицы Ленина**. Первыми были заложены здания двух школ, дом для инженерно-технических специалистов и четыре жилых трёхэтажных дома.

    Наиболее интересным зданием этого этапа застройки Вагонки безусловно является "Дом-коммуна инженерно-технических работников", позже прозванный в народе "Домом дирекции".

карта

    Большое Т-образное четырёхэтажное здание с центральной пятиэтажной частью было разработано в конце 20-х годов архитекторами "ОСА". Кроме собственно квартир, в доме было предусмотрено размещение магазина, прачечной и даже детского дошкольного учреждения.

Первоначальный эскиз "Дома-коммуны инженерно-технических работников"

Первоначальный эскиз "Дома-коммуны инженерно-технических работников"

    При реализации этого проекта в Нижнем Тагиле концепция дома была полностью сохранена: в здании был размещён продовольственный магазин (известный большинству вагонских жителей, как "четвёртый"), бытовой комбинат (прачечная, ремонт обуви и одежды) и учреждение временного пребывания детей.

Чертежи северного и восточного фасадов "Дома ИТР"

Северный фасад

Чертежи северного и восточного фасадов "Дома ИТР"

Чертежи северного и восточного фасадов "Дома ИТР". Восточный фасад.

    Строительство "Дома ИТР" продолжалось весь 1935 год и в 1936-м он был сдан госкомиссии. При доработке проекта строителям пришлось отказаться от некоторых деталей. В частности, так и не были реализованы фигуры над главным входом (их заменили массивными шарами), а также не стали возводить и арки с колонами на въездах в междомовое пространство.

"Дом ИТР"

"Дом ИТР"

Северный фасад "Дома ИТР" (фото наших дней)

Северный фасад "Дома ИТР" (фото наших дней)

Восточный фасад "Дома ИТР" (фото наших дней)

Восточный фасад "Дома ИТР" (фото наших дней)

"Дом ИТР". Фрагмент декора

"Дом ИТР". Фрагмент декора

"Дом ИТР" (фото 2010 г.)

"Дом ИТР" (фото 2010 г.)

    В 1936 году были сданы и четыре первых жилых дома по правой стороне улицы Ленина, которые так же были построены по проектам архитекторов из "ОСА".

Улица Ленина в 1936 году

Улица Ленина в 1936 году

    В таблице ниже приведены планировки и характеристики квартир в домах №№ 4, 6, 8 и 10

планировки и характеристики квартир в домах №№ 4, 6, 8 и 10

    Дома в стиле "конструктивизм" выглядели очень эффектно. Особенно по соседству с брусковыми домами и бараками, которыми была застроена левая сторона улицы Ленина.

Улица Ленина в 1936 году

Улица Ленина в 1936 году

Дома №№ 4, 6, 8 и 10 по ул. Ильича в наши дни

Дома №№ 4, 6, 8 и 10 по ул. Ильича в наши дни

    Годом ранее в посёлке вагоностроителей вступили в строй две новые школы — №№ 7 и 8 (о них мы писали ранее), а так же монументальное здание общественной бани.

Баня в Дзержинском районе

    Главный фасад здания бани был украшен стилизованным порталом с масштабным витражом входного узла. На парапете отчетливо прорисованы рельефные изображения серпа и молота. Аскетизм и монументальность снаружи, а более — внутренние интерьеры бани на первых порах вводили жителей Вагонки в восторженное замешательство...

Здание общественной бани

Здание общественной бани

Фрагмент внутреннего интерьера бани

Фрагмент внутреннего интерьера бани

    ...За период 1934 по 1939 годы, в ходе застройки посёлка вагоностроителей, было реализовано ещё несколько проектов московских архитекторов-конструктивистов из "ОСА". Прежде всего, это жилой квартал, расположенный между нынешними улицами Ильича, Орджоникидзе и Патона.

Дом № 5 по ул. Патона

Дом № 5 по ул. Патона

Дом № 23/1 по ул. Орджоникидзе и Патона

Дом № 23/1 по ул. Орджоникидзе и Патона

    Ещё одним зданием, построенным по проекту столичных конструктивистов является дом № 6 по улице Патона, образ которого построен на контрасте повышенных объемов торцов и пониженной центральной части, выделении выступающих вертикальных эркеров. Пластику главного фасада этого дома дополняют сдвоенные окна с широким рельефным обрамлением, а дворового — выдвинутый объем сдвоенных лоджий и вертикальный ритм балконов, расположенных ближе к торцам здания.

Жилой дом на улице Патона

Дом № 6 по ул. Патона

Дом № 6 по ул. Патона

Дом № 6 по ул. Патона

Дом № 6 по ул. Патона

    ...К концу 30-х годов конструктивизм, как направление в архитектуре, оказывается в опале. Но, тем не менее, проекты жилых зданий и объектов соцкультбыта, созданные конструктивистами в 20 – 30-х годах ХХ века продолжали реализовываться вплоть до начала 50-х годов.

    (продолжение следует)

    ————————————
* — Надеждинск (позднее – Кабаковск) – прежние названия города Серов
** — ныне – улица Ильича

 

    05.08.14


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница