Из истории жилищного и гражданского строительства в Нижнем Тагиле (часть 6)

    ...В 1947 году в город начала поступать современная (на то время) строительная техника.

    Строительные организации, занятые на возведении жилых и промышленных объектов получали новые бульдозеры, экскаваторы с увеличенной ёмкостью ковша, канавокопатели, самоходные катки, автогрейдеры, растворонасосы, штукатурные станции, башенные краны. В Нижний Тагил начали прибывать рабочие и специалисты строительных специальностей, откликнувшиеся на оргнабор и направленные в Нижний Тагил по линии Министерства трудовых резервов. Работы на строительных площадках стали вестись в две, а на некоторых объектах и в три смены.

заставка

    Согласно принятому плану застройки, город был разделён на условные жилые районы – Выйский, Гальянский, Центральный, Дзержинский, Тагилстроевский, Краснокаменский. Каждый условный жилой район делился на кварталы со своей нумерацией. По утверждению разработчиков проекта застройки города, такое деление было удобно для управления строительством, а по его окончании должно было дать названия ЖЭКам, остановкам общественного транспорта, отделениям связи и т.п.
В дальнейшем "квартальная" схема не прижилась, хотя её отголоски ещё можно было встретить в 60-х – 70-х и даже 80-х годах. Сейчас уже вряд ли кто-нибудь вспомнит, где находится квартал № 33 в Центральном (Ленинском) районе, или квартал № 30 на Вагонке.

    Тем временем, строительство в районах, определённых генеральным планом застройки, проходило по-разному. Не редко случались простои, связанные с задержкой поставок материалов, поломками техники, не согласованности между руководителями предприятий и ведомств.

    Отчасти, неравномерность застройки жилых районов объяснялась изъянами в самом генеральном плане. Так, например, не всё было ясно с центром города: окончательный вариант его застройки был утверждён лишь в 1954 году, после нешуточных ведомственных баталий.
Но хуже всего дела обстояли в Выйском жилом районе: здесь работало меньше всего техники и людей, а снабжение стройматериалами происходило по остаточному принципу. Причиной тому были решения партийных и советских органов, где приоритетными районами были определены места наибольшего скопления временного и неблагоустроенного жилья – Тагилстрой и Вагонка. Выя же была застроена преимущественно частным сектором, ликвидировать который можно было, лишь расселив его жителей в новые дома.

    Тагилстрой действительно нуждался в жилье острее других районов города.
Временное жильё в барачных посёлках строителей и рабочих НТМЗ строилось в спешке, часто с нарушениями санитарных и строительных норм. Бараки Первой и Второй площадок, Красного Бора, Кокса, посёлка Домностроя и др. в годы войны практически не ремонтировались, и к концу 40-х сильно обветшали. В посёлках отсутствовали канализация, водопровод, освещение улиц, не производился вывоз мусора.

    Для застройки территории Тагилстроя были отобраны типовые проекты жилых домов серий 202, 204, 206, 208, 221, 231, 1 – 6, 62 и некоторых других. Выбор этих серий обуславливался простотой возведения и относительной дешевизной.
Большинство домов этих серий проектировались ещё под печное отопление, а вместо канализации оборудовались люфт-клозетами. Впоследствии, эти недостатки устранялись уже силами городских коммунальных служб.

Проект 208-2 (серии 208)

Проект 208-2 (серии 208)

Дом проекта 1-221 (серия 221)

Дом проекта 1-221 (серия 221)

    Ещё одна проблема заключалась в том, что из-за малой этажности запроектированных зданий, а так же ввиду увеличения нормы жилой площади на человека, расселить всех жителей барачных посёлков было невозможно. Частично, проблему решили расселением жильцов в другие районы города. Так, например, часть жителей так называемой "Второй площадки" (ныне это территория шихтового двора НТМК, и частично НТКРЗ) переселяли на Вагонку, Красный Камень и Новую Кушву.

    Одновременно с началом работ по возведению жилых домов, началось строительство объектов соцкультбыта. Ещё до начала реализации плана городской застройки, 30 декабря 1946 года, на Тагилстрое был открыт кинотеатр "Сталь" — самый большой кинотеатр в городе на тот момент.

Кинотеатр "Сталь". 1940-е гг.

Кинотеатр "Сталь"

Кинотеатр "Сталь"

Кинотеатр "Сталь"

    А уже в начале 50-х в районе появились Дом культуры горняков и Дворец культуры НМЗ (Ново-Тагильского металлургического завода). Первый был сдан в 1951 году, второй – на год позже.

Дом Культуры Горняков (фото 1957 г.)

Дом Культуры Горняков (фото 1957 г.)

    Дом Культуры Горняков был построен по типовому проекту 1946 года ГИПРОПРОСа при Министерстве просвещения РСФСР. А, вот, скульптуры в нишах фасада авторские; их создатель – известный уральский скульптор, член Союза художников СССР Александр Семёнович Гилев, сын каслинского мастера Семёна Михайловича Гилева – того самого, который воссоздал знаменитый чугунный павильон.

    Дворец Культуры Ново-Тагильского металлургического завода (НТМК) был построен по проекту Владимира Владимировича Емельянова, архитектора Военпроекта УрВО (г. Свердловск).

ДК НТМК

ДК НТМК

ДК НТМК (задний фасад)

ДК НТМК (задний фасад)

    Скульптуры, украшающие вход Дворца Культуры НТМК, тоже не совсем обычные, и имеют свою историю. Автором этих скульптур является Габриэль Белоярцева-Вайсберг, супруга тогдашнего директора НТМЗ Эммануила Вайсберга, член Московского Союза Художников.

Габриэль Николаевна Белоярцева-Вайсберг

Габриэль Николаевна Белоярцева-Вайсберг

    Обе фигуры Габриэль Николаевна ваяла с реальных людей — мастера доменного цеха Валерия Крючкова и сталевара мартеновского цеха Виктора Есина – передовиков производства.

Скульптуры ДК НТМК

Скульптуры ДК НТМК

    Дворец Культуры металлургов был торжественно оформлен снаружи и имел богатую внутреннею отделку белым и красным мрамором. Кроме большого зрительного зала на тысячу мест, во Дворце имелся читальный зал с книгохранилищем на восемьдесят тысяч томов, хорошо оборудованный спортивный зал, просторное кафе и Дом техники, под который были отведены пять залов.

ДК НТМК (декор)

ДК НТМК (декор)

ДК НТМК (декор в зале)

ДК НТМК (декор в зале)

    В том же 1952 году дворец был признан лучшим архитектурным сооружением РСФСР, получил первую премию Совета Министров и попал на страницы центральных газет и журналов. Снимать дворец приезжал и известный советский фотограф, и журналист Семён Фридлянд...

ДК НТМК (1952)

ДК НТМК (1952)

ДК НТМК (1952; фото С. О. Фридлянд)

ДК НТМК (1952; фото С. О. Фридлянд)

    ...Семён Осипович Фридлянд родился в 1905 г. в Киеве. В 1922 г. окончил семилетнюю школу. С 1925 года работал в журнале "Огонек", которым в то время руководил его двоюродный брат, известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов. В 1930 году перешёл на работу в фотоагентство "Унион" (впоследствии "Союзфото"), где два года проработал фоторепортером, редактором и заведующим массовым отделом.

    По окончании операторского факультета Государственного института кинематографии в 1932 году работал в журнале "СССР на стройке", а через год стал фотокором газеты "Правда".

Семён Осипович Фридлянд

Семён Осипович Фридлянд

    В 1950-м году вернулся в "Огонёк" и вскоре стал заведующим отделом фотографии.

    В 50-х Семён Осипович несколько раз приезжал в Нижний Тагил, снимая наш город для журнала "Огонёк", газеты "Правда", других центральных изданий...

    ...Снимал С. О. Фридлянд не только само здание ДК НТМЗ, но и работников завода, проводящих досуг в стенах дворца.

НТМЗ. Занятие кружка художественной самодеятельности (фото С. О. Фридлянд)

НТМЗ. Занятие кружка художественной самодеятельности (фото С. О. Фридлянд)

016_НТМК_Фридлянд_2

НТМК (фото С. О. Фридлянд)

НТМК_Фридлянд

НТМЗ. В читальном зале (фото С. О. Фридлянд)

НТМК (фото Фридлянд)

НТМК (фото С.О. Фридлянд)

НТМЗ. Занятие художественной секции (фото С. О. Фридлянд)

НТМЗ. Занятие художественной секции (фото С. О. Фридлянд)

    Центральные газеты тех лет писали, что Дворец НТМЗ "...является подарком товарища Сталина тагильским металлургам за их доблестный труд в годы Великой Отечественной войны"...

    ...Одновременно с застройкой районов города развивалось и коммунальное хозяйство Нижнего Тагила – строились новые котельные, насосные, очистные сооружения, электрические сети. План застройки города предусматривал так же строительство новых дорог, пешеходных зон, разбивку парков и скверов, благоустройство придомовых территорий.

    В мае 1950 года, в связи с изменением норм и требований к жилым помещениям, Министерством жилищно-гражданского строительства СССР начал осуществляться пересмотр типовых проектов жилых зданий и производиться замена технической документации.

    Например, для строительства 3-, 4- и 5-этажных жилых зданий были оставлены серии №№ 7 — 11, а серии №№1 — 6 были упразднены.

Рядовая типовая жилая секция (этаж) серии № 5. Схема
Рядовая типовая жилая секция (этаж) серии № 5

Рядовая типовая жилая секция (этаж) серии № 8. Схема

Рядовая типовая жилая секция (этаж) серии № 8

    Минжилгражданстрой начал требовать от строительных и проектных трестов и руководителей предприятий осуществлять строительство только тех проектов, которые соответствовали новым требованиям. В Нижний Тагил стали приезжать комиссии различных уровней, и сроки ввода в строй нового жилья оказались под угрозой срыва.
Начальник строительства Яков Осипович Свирский, Иван Алексеевич Комшилов, возглавлявший инспекцию архитектурно-строительного контроля, вместе с новым главным архитектором города
Василием Ивановичем Бутом приложили немало усилий для того, чтобы убедить функционеров от гражданстроя не останавливать строительство. В конце концов, после вмешательства партийных органов, было выработано компромиссное решение: до тех пор, пока новые требования не будут утверждены Государственным Комитетом Совмина СССР по делам строительства, строить жильё в городе будут по старым нормам. Таким образом, у города появилась своеобразная "фора" для того, чтобы завершить возведение уже строящихся зданий и подготовить изменения в проекты тех домов, которые ещё предстояло возвести.

    (продолжение следует)

 

    16.09.14


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница