Липовый тракт: пивоварня купца-афериста на Этапной улице (часть первая)
Как часто, проходя по улице родного города, мы задумываемся об истории и прошлом зданий и других объектов? Сколько раз мы были в замешательстве от вопроса ребёнка: "А что это за дом?" или "Почему наша улица так называется?". Пожимаем плечами: "Не знаю" или "Ну вот так назвали..."
Кто виноват в невежестве – мы сами, школа или средства массовой информации – вопрос риторический и, по большому счёту, не столь важный. Да и вряд ли здесь уместно говорить о невежестве. Каждый из нас знает историю своего города: кто- то в общих чертах, кто-то подробнее. Но информация бывает разрозненной и противоречивой, а значит, быстро теряется в лабиринтах нашей памяти.
Давайте, гуляя вместе по тагильским улицам, вспомним всё, что было известно о Нижнем Тагиле с незапамятных времён и стало известно относительно недавно.
В начале XVIII века в Нижнетагильском поселке (или, как его называли в то время, заводе) было всего три улицы. Это были даже не улицы, а проторенные обозами дороги, связывающие между собой рудник на Магнит-горе и оба завода – Нижнетагильский и Выйский. Полвека спустя рудную гору переименовали в Высокую, а дорог стало восемь. Вдоль путей стали появляться избы работных людей, число которых из года в год увеличивалось.
Самыми старыми улицами города были Тагильская, Рудянская, Новокомсомольская (бывшая Верхняя Ерезовка), Папанина (бывшая Нижняя Ерезовка), Кирова (бывшая Большерудянская).
Здесь надо отметить, что дороги, связывающие оба завода, старались прокладывать так, чтобы на пути движения обозов не встречалось серьёзных естественных препятствий: крутых подъёмов и спусков, рек и заболоченных мест. На таких маршрутах подводы с рудой или металлом двигались быстрее, лошади уставали меньше, а поломки случались реже.
В 30-40-х годах XIX века самыми оживлёнными улицами Нижнетагильского заводского посёлка становятся Тагильская, Тагильский Криуль и Этапная, по которым в ту пору проходил Главный заводской тракт. По нему изо дня в день в направлении Выйского завода двигались десятки подвод, груженных рудой, углём или передельным чугуном. На большом пустыре в самом начале Этапной улицы подводы формировались в караваны, везущие один вид сырья, и отсюда отправлялись в "этап" - последний прямой отрезок пути по Главному заводскому тракту, до самого Выйского завода.
Если мы начнём искать на современных картах Нижнего Тагила названия этих улиц, то найдём лишь одну из них – Тагильскую. Две другие давно сменили названия. Тагильский Криуль с 1 июня 1965 года переименован в улицу Черных, в честь первого на Урале Героя Советского Союза. А ещё раньше улицу Этапную переименовали в Липовый тракт. Вот с этой тихой и неприметной улицы мы и начнём наши неторопливые прогулки по знакомым и памятным местам родного города...
Начинается Липовый тракт сразу с двух объектов, на которые волей-неволей обращает внимание каждый, кто поворачивает с улицы Черных на прямую, как стрела, бывшую Этапную.
Трёхэтажный дом № 3 с правой стороны улицы, построенный в начале 50-х в стиле "сталинского ампира", вполне мог и не дойти до наших дней в своём первозданном виде. Дело в том, что после смерти Сталина в Советском Союзе развернулась кампания по искоренению всего, что было так или иначе связано с его именем. Уничтожались памятники "вождю народов", из школьных и публичных библиотек изымались книги со статьями Сталина и материалами съездов сталинской эпохи; перезаписывались даже всенародно любимые фильмы, в которых упоминалось его имя: "Трактористы", "Весёлые ребята" и другие. А 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР выпустили постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое положило конец эпохе "сталинской архитектуры".
Дом № 3 по Липовому тракту попал в списки зданий, с которых надлежало убрать "все излишки и украшательства": балюстры балконов, карнизы над окнами третьего этажа, колонны и портик, барельефы на фасадах.
Внешний вид "сталинских" домов в Нижнем Тагиле спасло то, что городская казна была пуста, а на выполнение предписаний требовались немалые деньги. А через два года Совмин разъяснил, что упомянутое выше постановление не распространяется на уже построенные объекты и тем более на жилые дома, в которых произведено заселение.
Впрочем, колонны, барельефы и прочие "украшательства" появились на этом доме не случайно.
Первоначально здесь предполагалось разместить "храм пролетарской культуры" - рабочий клуб с библиотекой, секциями и кинозалом. Но позднее от этой идеи отказались. После перепланировки дом заселили жильцами, а фойе несостоявшегося клуба отдали под магазин. Первое время здесь находился гастроном, а затем – магазин хозтоваров.
От этого дома и берёт начало улица Липовый тракт.
До начала 70-х годов прошлого века на левой (чётной) стороне улицы ещё можно было увидеть бревенчатые одноэтажные дома, построенные здесь в конце XIX – начале ХХ вв., когда улица ещё носила название Этапной. Правую же сторону Липового тракта в первой половине 50-х застроили кирпичными трёхэтажными домами, которые жители Выи окрестили "немецкими".
Ходили слухи, что эти дома были спроектированы и построены пленными немцами. Строили их действительно пленные немцы и венгры, а вот к проектировке немцы отношения не имели. Дома представляли собой кирпичные коробки с толщиной стен 80 – 100 сантиметров, с этажными перекрытиями из плит и межкомнатными перегородками из бруса. Изначально в них было предусмотрено только печное отопление, канализация и холодное водоснабжение. Площади квартир были не так велики, но удобная планировка, трёхметровые потолки, двойные двери и большие окна делали квартиры в таких домах очень привлекательными.
Впрочем, мы увлеклись. Поговорить о тагильских домах, построенных в стиле "сталианса", у нас ещё будет повод - и не один.
Напротив дома № 3, по левой стороне Липового тракта, можно заметить не то ворота, не то арку, за которой находится парк имени Горького.
В настоящее время, а особенно летом, парк редко пустует. Но мало кто из гуляющих по дорожкам горожан знает, что этот парк имеет свою давнюю историю, которая началась ещё в 70-х годах XIX века. Связана она с именем тагильского купца Волкова.
Николай Степанович Волков происходил из мещан города Верхотурья, имел дом в Нижней Туре и небольшой золотой прииск, доходы с которого едва покрывали расходы.
В Тагил Николай Степанович приехал, как он сам говорил, "в поисках достойной невесты". Как вспоминали современники, Волков был красивым мужчиной, обладал хорошими манерами и не скупился на подарки. Вскоре он женился на девушке из богатой семьи тагильских старателей и предложил новым родственникам продавать золото не в казну, а частным перекупщикам, которые давали лучшую цену. Затея была не просто незаконной, но и опасной: за продажу драгметаллов в обход казны в те времена можно было запросто угодить в Сибирь. Тем не менее тестю Волкова идея показалась перспективной, и вскоре, собрав у новой родни запасы золотого песка, Николай Степанович едет в Петербург. Там он довольно быстро находит перекупщика-ювелира. Показав образцы и назвав заниженную цену, Волков попросил деньги за всю партию вперёд и, получив их, скрылся. Золото он продал в казну, а, вернувшись в Тагил, объявил родственникам жены, что на обратном пути его якобы ограбили. Старики повздыхали, погоревали, но в суд на зятя подавать не стали – уж больно правдоподобно рассказывал аферист о своих "злоключениях".
Через несколько лет Николай Степанович, записавшись купцом, выкупил на Вые, в месте слияния улиц Тагильский Криуль и Этапной, несколько ветхих домов и большой участок пустующей земли. Здесь Волков выстроил себе двухэтажный дом и пивоваренный заводик, продукция которого быстро стала популярной у тагильчан. Позади завода новоявленный купец разбил парк, засадив его кедрами, липами, лиственницами и фруктовыми деревьями, разбил клумбы с цветами, устроил беседки для отдыха и летнюю эстраду, где по праздникам весь день играл оркестр.
Волковский парк очень скоро стал любимым местом отдыха нижнетагильских мещан и разночинцев. Не брезговали бывать здесь и именитые тагильские купцы. Позднее Волков окружил парк кирпичной оградой и построил несколько оранжерей, где выращивал томаты, арбузы и дыни, а также соорудил высокую смотровую башню. Гуляния в волковском парке обычно продолжались всю ночь напролёт, а хозяин и его жена следили, чтобы никто из гостей не скучал.
Сейчас о волковском парке напоминают лишь чудом сохранившиеся входные ворота, несколько вековых деревьев, да невзрачное строение, оставшееся от пивоваренного завода.
Надо сказать, что Николай Степанович Волков прославился не только дешёвым пивом и парком развлечений. Приобретя вес в обществе, он стал заниматься благотворительностью, жертвовал на богоугодные заведения. В частности, на его деньги был изготовлен чугунный престол для алтаря Александровской церкви на Гальянке.
В начале XX столетия, не выдержав конкуренции с другими пивными магнатами – Поклевскими и Злоказовыми, Волков свернул производство пенного и уехал в Петербург. Свой пивоваренный завод Николай Степанович продал Верхотурскому уездному земству.
В 1911 году земство открыло в помещениях бывшего волковского завода учебно-показательные мастерские – прообраз советских, профессиональных технических училищ – для обучения детей кустарей и мещан кузнечному, слесарному, столярному, токарному и меднолитейному делу. Здесь же готовили водопроводчиков, столяров-краснодеревщиков, электриков. Мастерские были очень хорошо оборудованы, а производственные классы освещались электричеством.
На территории мастерских работали библиотека и музей, в котором висели портреты членов семьи купца Волкова. Учащиеся поддерживали в хорошем состоянии и бывший волковский парк, который стал называться Земским.
В советское время парк продолжал пользоваться популярностью у местных жителей, но получил в народе прозвище "козий загон". Поговаривают, что название это возникло из-за малых размеров танцплощадки, огороженной высоким штакетником.
Кроме танцплощадки в парке работали летние эстрада и кинозал, аттракционы, выездные буфеты и "Голубой Дунай" - пивной ларёк, где можно было купить не только кружку-другую пенного, но и "ерша с лещом". Парк был огорожен, его охраняли сторожа. Учебно-показательные мастерские тоже не пустовали: в частности, здесь находился цех по производству ёлочных игрушек.
Территория парка имени Горького вплотную примыкает к зданию, которое задумывалось как клуб, после открытия стало кинотеатром, а в наше время размещает в себе детско-юношеский центр.
История этого здания началась ещё в 30-х годах, когда на Вые был выстроен Клуб рабочих ВМЗ имени князя-революционера П. Кропоткина. Клуб в короткое время стал так популярен у рабочей молодёжи, что даже переулок Полевского завода (дореволюционное название Высокогорского механического завода), на котором он располагался, переименовали в улицу Клубную (сейчас это улица Оплетина).
Скоро стало ясно, что клуб имени князя-революционера не в состоянии вместить всех желающих, и трудящиеся стали просить городские власти построить для клуба более просторное помещение.
В 1941-м, когда в Тагил начали приходить эшелоны с эвакуированными, вопросы досуга рабочих ещё больше обострились. Поэтому сразу после войны исполком городского Совета начал спешно искать варианты решения проблемы. Вариантов было несколько, но, в конце концов, остановились на постройке отдельного здания, на пустующем месте за бывшим волковским парком. Однако вскоре планы поменялись, и вместо клуба было решено строить кинотеатр.
Решением исполкома Нижнетагильского Горсовета от 25 октября 1955 г. кинотеатр на 300 мест, с несколькими недоделками, был введён в эксплуатацию.
Кинотеатр "Мир" сразу стал популярен у жителей Выи и оставался таковым до самого закрытия в 1995 году. "Мир" имел два этажа: на первом этаже находился зал, на втором – буфет. В первый год ежедневно проводилось по 8 сеансов. В дальнейшем, после того как открылся другой выйский кинотеатр – "Урал", число сеансов сократили до шести.
(продолжение следует)
Сергей Волков и Алексей Пермяков.
06.02.2016