Разоблачительная история горного техникума. Великие учителя (часть 2)

    Как мы уже отмечали, история Нижнетагильского горно-металлургического колледжа тесно переплетена с историей города. За годы существования из его стен вышло немало специалистов горнодобывающей отрасли, металлургов, управленцев, оставивших яркий след в истории Нижнего Тагила.

    Практически все приказчики, работавшие на уральских заводах Демидовых, являлись выпускниками Нижнетагильской школы - "прабабушки" нынешнего НТГМК. В том числе такие известные персоны, как Пётр Соловьёв, ставший на закате карьеры "золотым камисаром" Николая Демидова (П. С. Соловьёв курировал все демидовские золотоплатиновые прииски); его сын Фёдор Петрович, в честь которого была названа гора в окрестностях Нижнего Тагила и который подарил Петербургу знаменитый Соловьёвский сад; "всемогущий" управляющий Нижнетагильскими заводами Дмитрий Белов и легендарный "главный директор" демидовских заводов Александр Любимов. Учились здесь и будущие механики Ефим, Гаврила и Алексей Черепановы.

    К слову, самый известный из них - будущий изобретатель первого русского паровоза Ефим Алексеевич Черепанов - был учеником весьма посредственным. Преподаватели не раз отмечали:

    "…оной Ефимко всего достигает токмо смекалкою своей, а грамотой пренебрегает. Счёт знает изрядно, но читает худо, лишь пальцем водя…"

Е. А. и М. Е. Черепановы

Е. А. и М. Е. Черепановы

    После того как в 1806 году по распоряжению Николая Никитича Демидова школа была преобразована в "4-классное учебное и воспитательное училище для служительских детей с приготовительным классом", её перевели на Выйский медеплавильный завод и вскоре переименовали в Выйское заводское училище. Приказ о преобразовании школы в училище Николай Никитич снабдил следующим комментарием:

    "Цель заведения оного училища - образовать для должностей по заводам хороших служащих и распространить меж заводскими жителями самонужнейшие познания в общежитии..."

    Кроме смены вывески, в училище была введена расширенная учебная программа. Кроме традиционных чтения, письма, арифметики и основ геометрии и механики, были добавлены практическая геометрия, история, география, грамматика, чистописание, специальное черчение и рисование, бухгалтерия, законоведение, физика, химия, механика, горное искусство, металлургия, геодезия, маркшейдерское дело, лесоводство. Преподавали здесь и иностранные языки - немецкий, французский, английский, латынь. Также было значительно увеличено число учащихся: сначала до 120, а затем и до 160 человек.

    Согласно приказу Николая Никитича Демидова, в училище надлежало принимать только детей заводских служащих - мастеров, механиков, приказчиков, управляющих. Отдельно оговаривались условия приёма в училище детей простых работных, как вольнонаёмных, так и крепостных.

    Самые усердные ученики заносились в отдельный список в качестве кандидатов на дальнейшее обучение в престижных учебных заведениях Москвы, Петербурга, Германии, Франции, Италии. Если такой кандидат оканчивал училище с отличием, Демидов лично проводил с ним собеседование, устраивал ему "экзамен" и уже после этого принимал решение, отправлять его учиться дальше или нет. Ежегодно на оплату обучения и проживания наиболее талантливых учеников за границей Николай Никитич выделял от 30 до 50 тысяч рублей серебром. В 1827 году он подал заявку на включение Выйского училища в реестр Министерства народного просвещения. Правда, перевод заводского училища в "ведение" Министерства состоялся после смерти Николая Никитича, в 1839 году. Но при этом оно сохранило статус "закрытого": в нём готовили специалистов исключительно для демидовских заводов.

    Надо отметить, что многие талантливые специалисты, окончившие Выйское училище, стали впоследствии его преподавателями. Так, Ефим Черепанов руководил практическим классом, его сын Мирон и племянник Аммос преподавали черчение; сооснователь "бронзёрной мастерской" при Нижнетагильских заводах Алексей Ерофеев - литейное производство; Иродион Рябов преподавал словесность, историю, арифметику и геометрию; Федор Шептаев и Павел Мокеев - механику; известный на Урале архитектор Кирилл Луценко - рисование.

    Сын крепостного мастера с Черноисточинского подливного завода Фотий Швецов по окончании училища поступил в Высшую горную школу в Париже, которую окончил с отличием. По возвращении в Нижний Тагил прошёл путь от приказчика Меднорудянского рудника до управляющего по технической части всех заводов господ Демидовых на Урале. В 1840-х годах Анатолий Демидов назначил его куратором Выйского училища. Раз в месяц Фотий Ильич письменно отчитывался перед хозяевами "о течении учебного процесса, практических работах и финансовом состоянии" училища.

    Позднее сын Ф. И. Швецова - Евгений Фотиевич - преподавал в училище химию и металлургию.

Евгений Фотиевич Швецов с женой Фелицатой Васильевной и дочерью Таисией

Евгений Фотиевич Швецов с женой Фелицатой Васильевной и дочерью Таисией

    Друг и соавтор Д. И. Менделеева, действительный член У.О.Л.Е. с 1870 года, педагог, металлург-практик, прекрасный переводчик с немецкого Евгений Швецов до конца своих дней работал дворником, сторожем, истопником. В 1942 году, всеми забытый, он умер от воспаления лёгких на руках у близких.

    В 1862 году Выйское заводское училище было преобразовано в Нижнетагильское реальное училище и переподчинено в учебно-организационном отношении Министерству просвещения. Количество учащихся было сокращено до ста человек. Теперь в училище могли быть приняты все желающие, а не только дети служащих демидовских заводов. Впрочем, Демидовы продолжали финансировать училище ещё довольно долгое время, внося от 50 до 75% годового бюджета этого учебного заведения: демидовские предприятия в те годы испытывали постоянную нехватку квалифицированного технического персонала.

    Реальное училище имело три класса с двухлетним сроком обучения в каждом.

    Третий, специальный класс, делился на отделения - металлургическое, механическое, бухгалтерское и топографическое. В училище были созданы и оборудованы физический, минералогический, геодезический и чертёжные кабинеты, химическая лаборатория; работала библиотека, насчитывающая более 5 тысяч книг. С 1868 по 1894 годы училище подготовило более двухсот техников, чертёжников, счетоводов, бухгалтеров, горных смотрителей, лесничих, заводских надзирателей.

    В 1896 году Реальное училище было преобразовано в Нижнетагильское горнозаводское училище.

    В этот период в училище сформировался уникальный преподавательский состав из выдающихся педагогов и практиков. Среди тех, кто читал лекции студентам училища, были известный электротехник Константин Поленов (он преподавал математику), учитель черчения и рисования Глеб Турыгин, инженер-металлург, профессор металлургии, будущий член-корреспондент АН СССР Владимир Грум-Гржимайло.

Владимир Ефимович Грум-Гржимайло

Владимир Ефимович Грум-Гржимайло

    Преподавать минералогию был приглашён известный в округе горный инженер Василий Квятковский. Уставший от неудач на коммерческом поприще и вернувшийся в Тагил Павел Стеблов, зять Фотия Швецова, преподавал математику; Гурий Зворыкин - механику и черчение; а главный лесничий Нижнетагильского горного округа Герман Тиме - топографию, ботанику и лесоводство.

Герман Августович Тиме

Герман Августович Тиме

    Самым строгим из преподавателей этого периода у студентов училища считался Грум-Гржимайло, самым "добрым" - Герман Тиме. Мало кто из учащихся знал, что строгость Владимира Ефимовича была маской, за которой будущий ординарный профессор Петербургского политехнического института прятал личные переживания, связанные с молодой женой (кстати, дочерью "доброго" Германа Тиме).

    Позднее, в начале XX века, педагогический коллектив училища пополнился ещё двумя весьма известными в Тагиле персонами. Александр Словцов (будущий первый директор Нижнетагильского музея) и его двоюродный брат, сын священника собора Александра Невского Борис Словцов, преподавали студентам училища историю, право и русскую литературу.

    Говоря о преподавательском составе Нижнетагильского горнозаводского училища того периода, нельзя не упомянуть выпускника математического факультета Казанского университета, известнейшего тагильского педагога Николая Кларка. В 1888 году он начал преподавать математику и физику в Реальном училище, а уже три года спустя был назначен директором училища. В 1896-м он стал инспектором заводских училищ.

    Николай Кларк происходил из рода "великобританских уроженцев" Кларков, которые в конце XVIII века "пришли из Шотландии к русскому царю на службу". Первые из рода - братья Бэйзил и Мэтью Грегор Кларки (на русский манер, соответственно, Василий Григорьевич и Матвей Григорьевич) - появились на Александровском пушечном заводе в Олонецком округе ещё в 1787 году. Несколько позднее на службу в Россию перебрался ещё один из братьев - Карл. Впоследствии практически все Кларки служили либо на оружейных заводах, либо "по горному и лесному ведомству", в том числе и на Урале. Третий сын Василия Григорьевича Кларка - Иван - был лесничим Саткинского завода, его сыновья Николай и Фёдор решили связать свою жизнь с педагогикой: Фёдор Иванович Кларк преподавал в горнозаводском училище бухгалтерию.

Николай Иванович Кларк (в центре) среди преподавателей Нижнетагильского горнозаводского училища

Николай Иванович Кларк (в центре) среди преподавателей Нижнетагильского горнозаводского училища

    При Николае Ивановиче Кларке началась борьба за распространение на Нижнетагильское горнозаводское училище прав среднетехнической школы и передачу учебного заведения на содержание казны. Основной причиной тому явилось значительное сокращение финансирования училища со стороны Демидовых. Хотя Елим Демидов и состоял почётным попечителем училища начиная с 1887 года, денежные потоки со стороны владельцев Нижнетагильских и Луньевских заводов стали заметно сокращаться. Сокращаться стал и спрос на выпускников училища. Статус среднетехнического училища давал его выпускникам право поступления на государственную службу за пределами Нижнетагильского округа и право на получение ими государственных чинов. Переписка с Министерством просвещения на эту тему тянулась шесть лет, с 1903 по 1909 годы, и закончилась тем, что Николаю Ивановичу удалось обратить внимание министра народного просвещения на проблему и убедить ведомство принять училище на содержание казны. Правда, официально казённым средним горнозаводским техническим Нижнетагильское училище стало только 1 сентября 1916 года.

    Много делал Николай Иванович и для организации внеучебной жизни учащихся. Любая инициатива, касающаяся вопросов досуга студентов, рассматривалась Кларком незамедлительно и, как правило, получала одобрение и поддержку. Например, в 1901 году студент училища Борис Мельников высказал идею создания первого на Урале оркестра балалаечников. Н. И. Кларк поддержал идею и помог с организацией репетиционной базы и покупкой инструментов. Первое выступление оркестра состоялось в том же году и имело большой успех. Через год учащиеся создали ещё и духовой оркестр. Нашла полную поддержку со стороны директора и инициатива классного надзирателя училища Михаила Дмитриева об организации туристических походов. Как вспоминал впоследствии А. Н. Словцов:

    "...Наши студенты под руководством Дмитриева облазили все окрестные горы, обследовали все леса вокруг, всякий раз привозя из походов что-то интересное".

    Наиболее запоминающимися походами учащихся-"горнозаводцев" был сплав по реке Чусовой в 1909 году и экспедиция на гору Медведь Камень в 1910-м, во время которой были найдены остатки стоянки древних людей эпохи палеолита. После того как в 1889 году Н. И. Кларк вошёл в состав дирекции Нижнетагильского заводского театра, спектакли начали ставить и студенты Горнозаводского училища. Руководить театральным кружком Кларк пригласил известного тагильского актёра Александра Боташева.

    Интересно, что для студентов Горнозаводского училища у ряда тагильских предпринимателей действовали скидки на товары и услуги. Например, учащиеся меньше платили за посещение кинотеатров, за услуги ряда фотографов, парикмахеров, портных. Чтобы получить скидку, достаточно было прийти в форме училища.

Учащиеся Нижнетагильского реального (горнозаводского) училища

Учащиеся Нижнетагильского реального (горнозаводского) училища

    В 1913 году училище переехало в новое здание, построенное специально для него с учётом требований Министерства народного просвещения и пожеланий педагогического состава. В нём старейшее учебное заведение Нижнего Тагила находилось вплоть до 1919 года. Всего в 1913-1918 годах училище выпустило около двух тысяч специалистов.

    Однако беда пришла, откуда не ждали.

    После того как части Красной Армии летом 1919-го вернули контроль над городом, часть преподавателей ушла с отступающей армией Колчака. Оставшихся учителей мобилизовали в трудовые колонны, а училище закрыли. Через два года новая власть, ощущая острую нехватку специалистов горного дела и металлургии, решила возродить училище. Для начала училище переименовали в техникум. Преподавателей освободили от всеобщей трудовой повинности, но оказалось, что для полноценного учебного процесса учителей всё равно не хватает. Вопрос неоднократно выносили на заседания горсовета, но ничего решить так и не могли: народные депутаты от большевицкой партии ни за что не хотели обращаться к "старорежимным" педагогам, а тем более "к попам". Но обратиться всё же пришлось. Губернский отдел профтехобразования постановил вернуть в образовательные учреждения преподавателей, работавших в системе Министерства народного образования, невзирая на их политические взгляды. И в конце 1921 года училище под "новым пролетарским" названием Высший горнозаводской практический институт начало обучение студентов. Здание бывшего горнозаводского училища в то время находилось на ремонте, и учебный процесс начался в помещении бывшего Реального училища на улице Уральской. Лишь в январе 1922 года начался переезд в родные пенаты. В том же году учебному заведению вернули предыдущее название, а через четыре года техникум снова переименовали и он стал называться горно-металлургическим.

Нижнетагильский горно-металлургический техникум (фото 1975 г.)

Нижнетагильский горно-металлургический техникум (фото 1975 г.)

    С возрождением старейшего учебного заведения Нижнего Тагила оно постепенно начало возвращаться в городскую жизнь. Так, в 1922-1925 годах здесь одними из первых в городе появились ячейки различных общественных организаций: Общества друзей воздушного флота, Общества друзей химической обороны и химической промышленности (сокращённо - ДОБРОХИМ), секция МОПРа (Международного общества помощи революционерам), а также ОДН - Общества "Долой неграмотность".

    В 1923 году в техникуме был организован кружок физической культуры "Спартак". В кружке работали 5 секций - шахматно-шашечная, лёгкой атлетики, тяжёлой атлетики, стрелковая и секция игровых видов спорта. Первоначально в "Спартак" принимали только членов РКСМ, РКП (б) и кандидатов в члены этих партий, но вскоре дискриминация по партийной принадлежности была признана вредной, "перегибы" были устранены и двери кружка распахнулись для беспартийных. Занятия спортом проводились инструкторами центрального спортивно-физкультурного клуба Нижнего Тагила, которые стремились связать спортивные мероприятия с работой общественно-политических добровольных обществ. И к концу 20-х годов занятия спортом всё сильнее стали приобретать военно-технический характер. В 1927-1929 годах, в соответствии с призывами партии и правительства, как отдельные дисциплины развиваются военно-технические виды спорта, проводятся спортивные соревнования в поддержку ОСОАВИАХИМа, создаются военизированные подразделения.

Военизированный батальон учащихся горно-металлургического техникума (фото: май 1929 г.)

Военизированный батальон учащихся горно-металлургического техникума (фото: май 1929 г.)

    Надо отметить, что в те годы занятия спортом были едва ли не самым доступным видом досуга молодёжи, поэтому в спортивные и военно-спортивные секции шли гораздо охотнее, чем в комсомол.

    Комсомольская ячейка техникума была создана в 1922 году. Но массовостью долгое время похвастать не могла. Отчасти это объяснялось тем, что в горнозаводской техникум шли преимущественно те юноши и девушки, чьи предки прежде работали в горной отрасли и металлургии на должностях низших служащих. А эта прослойка населения Урала традиционно была аполитичной. Ради пополнения рядов комсомольцы техникума взяли шефство над спортивными секциями, ячейками ликвидации безграмотности, обществом друзей книги и развернули агитационную работу внутри них.

    Проблема роста рядов РКСМ в отдельно взятом учебном заведении к началу 30-х годов была решена.

(Окончание следует)

    Дмитрий Кужильный и Сергей Волков специально для АН "Между строк"

    10.12.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница