Как окраина превратилась в центр Вагонки

    Вряд ли кто-то из нынешних жителей Ленинградского проспекта может представить себе, что ещё 55 лет назад на месте одной из главных магистралей Вагонки находилась короткая, утопающая в грязи улица Студенческая, застроенная брусковыми домами, дощато-засыпными бараками и полуземлянками. В 30-х годах это были самые "пикули", самый край рабочего посёлка вагоностроителей. С одной стороны – болото, с другой – лес. Название своё улица получила из-за того, что в одном из "брусков", выстроенных на ней, расположился рабфак – вечерние курсы, готовившие рабочих для поступления в высшие учебные заведения. Добираться на занятия со стройки было далеко, и вскоре рабфак перенесли поближе, оставив на Студенческой улице лишь общежития для рабочей молодёжи. А изначально бараки и землянки в том месте строились для прибывавших по "оргнабору" рабочих из Подмосковья.

Так или примерно так выглядела улица Студенческая в 30-40-х годах прошлого века (фото 1944 г.)

Так или примерно так выглядела улица Студенческая в 30-40-х годах прошлого века (фото 1944 г.)

    В годы Великой Отечественной войны к "достопримечательностям" улицы прибавились учебная танковая часть, лагерь для военнопленных и интернированных лиц и кладбище. Из объектов соцкультбыта имелись только магазин и рабочий клуб в одном из бараков. В клубе были две комнаты – "актовый зал" и читальня, а всё оборудование составляли дюжина керосиновых ламп и два "шипуна" (так в 30-50-х годах на Урале и в Сибири называли репродукторы абонентских радиоточек). Руководство "Уралвагонстроя" делало многое для улучшения условий жизни строителей и рабочих: бараки заменялись брусковыми домами, на улицах и во дворах посёлка вагоностроителей появлялись дощатые тротуары и уличное освещение, организовывался подвоз питьевой воды, проводилось радио. Однако на окраинные улицы перемены доходили в последнюю очередь.

Улица Студенческая на карте города 1960 г.

Улица Студенческая на карте города 1960 г.

    И неизвестно, как бы сложилась судьба Студенческой в послевоенный период, если бы на пост директора УВЗ не был назначен Иван Окунев – легендарный "народный директор" вагоностроительного гиганта, прошедший на предприятии путь от мастера участка до главного инженера. Именно благодаря его усилиям и даже упрямству появился в Дзержинском районе Ленинградский проспект.

    Иван Васильевич Окунев родился 16 июня 1906 года в небольшом селе Лебяжье Вятской губернии. По окончании педагогических курсов работал учителем в сельских школах. Как и миллионы молодых людей Страны Советов, в конце 20-х Иван Окунев "заболел" индустриализацией и в 1930 году принял решение оставить карьеру педагога и поступать в Уральский индустриальный институт (будущий УПИ им. Кирова).

    Окончив ВУЗ в 1935-м, Окунев на некоторое время возвращается к своей первой профессии и становится преподавателем в ФЗУ. Спустя три года, в 1938 году, он приходит на "Уралвагонзавод".

    Трудолюбивый, исполнительный, думающий инженер-механик сразу же попал в поле зрения руководства предприятия, которое вскоре стало выдвигать его на новые должности: старший мастер, начальник смены, начальник цеха, заместитель главного технолога, главный технолог.

    В конце 80-х, на волне так называемой "гласности", недоброжелатели Ивана Васильевича начали говорить о том, что Окунев "взлетел с мастеров в директора благодаря исключительно репрессиям, развёрнувшимся  в стране в конце 30-х – начале 40-х годов, когда весь цвет инженерно-технической мысли "Уралвагонзавода", как и миллионы советских граждан, был репрессирован". Но в действительности главная причина такого быстрого роста молодых специалистов тех лет крылась в другом. Дело в том, что УВЗ, как и многие другие индустриальные объекты в СССР, строился и входил в рабочий режим в основном силами приглашённых специалистов, которые, отработав контракт, уезжали по месту жительства и прежней работы. Удержать таких людей в Нижнем Тагиле было нечем – ни жилья, ни социальной сферы. Даже квартиры и мебель, которые им предоставлялись, были казёнными. Кое-кто, правда, привозил с собой жён и детей, но о том, чтобы переехать на Урал насовсем, речи не шло. Всё это хорошо понимало руководство предприятия, и поэтому с самого пуска завода одним из основных направлений внутризаводской политики стало воспитание "своих" специалистов. И эта политика очень скоро дала свои положительные результаты. Иван Васильевич был как раз из числа тех, кого считали будущим завода. Руководство (а в период с 1938-го по осень 1941-го оно сменилось четырежды) не боялось поручать Окуневу новые участки работ, доверять решение сложных производственных задач.

    Став в 1949 году директором "Уралвагонзавода", Окунев сразу обратил внимание на социальные проблемы вагоностроителей: острую нехватку благоустроенного жилья, нехватку детских садов и яслей, неразвитую социальную сферу. Все эти вопросы нужно было срочно решать, но решение многих из них упиралось в недостаточное финансирование, а зачастую и в полное его отсутствие. Денег, выделяемых Москвой на строительство, едва хватало, чтобы закончить довоенный долгострой. Тогда Иван Васильевич выступил с предложением к Совмину РСФСР разрешить заводу вести строительство жилья и объектов соцкультбыта хозспособом. Разрешение было получено довольно быстро. То ли образованный всего три года назад Совет министров РСФСР ещё не успел "забюрократиться", то ли сыграло свою роль то, что аппарат республиканского Совмина был хорошо знаком с проблемами "Уралвагонзавода" ещё с предвоенной поры. Излишне говорить, что предложение Окунева было единодушно поддержано не только заводчанами, но и партийным руководством города.

Слева направо: заместитель директора по сбыту УВЗ Александр Флегонтович Ямов, директор завода Иван Васильевич Окунев, 1-й секретарь Дзержинского райкома ВЛКСМ, будущий 1-й секретарь горкома КПСС Михаил Павлович Шарнин

Слева направо: заместитель директора по сбыту УВЗ Александр Флегонтович Ямов, директор завода Иван Васильевич Окунев, 1-й секретарь Дзержинского райкома ВЛКСМ, будущий 1-й секретарь горкома КПСС Михаил Павлович Шарнин

    Архитекторы, конструкторы и проектировщики отдела капитального строительства УВЗ уже к началу 1951 года разработали собственный план развития района, во многом отличавшийся от того плана, который был разработан городским архитектурным бюро в 1947-1949 годах. Согласно городскому Генеральному плану развития Нижнего Тагила, посёлок вагоностроителей должен был застраиваться в сторону города, проходя в непосредственной близости от промзоны. Иван Васильевич имел на этот счёт собственное мнение: жильё для работников предприятий района надо строить как можно дальше от промышленных площадок заводов, особенно таких, как УВЗ, НТМК, коксохим.

    Уже в 1952-1953 годах в районе стали появляться новые благоустроенные жилые дома, ясли и детские сады, скверы и зоны отдыха. К 1956 году было построено более 46200 квадратных метров жилья, полтора десятка детских садов и яслей, открыто более ста торговых точек, расширялась сеть "Службы быта".

    Во второй половине 50-х темпы строительства на Вагонке увеличились. Произошло это в основном за счёт повсеместного внедрения каркасно-панельного домостроения. Наступление "панелек", или как принято их сейчас называть "хрущёвок", началось в 1954-м с постановления ЦК КПСС и Совмина СССР "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства". Каркасно-панельные дома были в разы дешевле кирпичных "сталинок", были более вместительными, да и возводились гораздо быстрее. Для выполнения жилищной программы того периода это был практически идеальный вариант.

    Надо сказать, что Окунева не раз критиковали за то, что он ведёт застройку Вагонки вопреки генеральному плану развития города. На "народного директора" пачками писали жалобы и доносы недоброжелатели, писали не только в местные партийные органы, но и в обком партии, и даже в ЦК.

    Тагильский журналист, редактор газеты "Тагильский рабочий" Александр Ермаков вспоминал в конце 80-х: "Однажды, придя на запланированную встречу с Окуневым, я заметил, что он выглядит очень уставшим. Я спросил Ивана Васильевича: "Вам нездоровится? Может, перенесём разговор?" Он вздохнул, словно стряхивая с себя груз неведомых мне забот, и признался: "Мне сегодня в обкоме крепко досталось. Целый час снимали стружку. За то, что строим не так и не там. Но мы-то с вами лучше знаем, где надо строить квартиры для вагоностроителей"".

    Улицу Студенческую начали застраивать одной из последних. Основная часть новостроек здесь появилась уже после того, как И. В. Окунев ушёл на заслуженный отдых. Но первые капитальные трехэтажные дома на Студенческой он, как член приёмной комиссии, успел осмотреть лично. 

Ленинградский проспект в Нижнем Тагиле. Фото1980-х

    Изыскательские и планировочные работы по реконструкции и застройке улицы Студенческой начались в 50-х годах. Строительство велось и хозспособом, и с привлечением строительных подрядных организаций города. 7 июля 1970 года улица была официально переименована в Ленинградский проспект. 

Строительство жилых домов на улице Студенческой (фото конца 60-х гг.)

Строительство жилых домов на улице Студенческой (фото конца 60-х гг.)

Митинг 9 мая 1970 г. на площади Славы. Через два месяца улица Студенческая будет переименована в Ленинградский проспект

Митинг 9 мая 1970 г. на площади Славы. Через два месяца улица Студенческая будет переименована в Ленинградский проспект

 Строительство жилых домов на Ленинградском проспекте (фото 70-х гг.)

Строительство жилых домов на Ленинградском проспекте (фото 70-х гг.)

    Большую роль в увеличении темпов строительства в Дзержинском районе в конце 60-х – начале 70-х годов стали играть трест № 88 и появившийся в 1971 году домостроительный комбинат. К 1975 году основные строительные работы здесь были завершены. Бывшая улица Студенческая, некогда зажатая между болотом и улицей Богдана Хмельницкого, превратилась в широкий проспект, застроенный современными домами, с превосходной (на то время) инфраструктурой. Теперь улица начиналась у площади Славы и заканчивалась почти у самого леса Пихтовых гор.

Ленинградский проспект на карте Нижнего Тагила

    Руководству "Уралвагонзавода" предстояло решить ещё проблему доставки жителей новостроек до завода. В 1976 году началось строительство трамвайной линии, по которой вскоре был пущен трамвай маршрута № 10. 

Трамвай маршрута № 10 и вид на Ленинградский проспект (фото 1978 г.) 

Трамвай маршрута № 10 и вид на Ленинградский проспект (фото 1978 г.) 

    Позднее было принято решение о продлении Ленинградского проспекта до улицы Юности и превращении его в перспективе в главную улицу Вагонки. В непосредственной близости от этой части проспекта были построены районные поликлиники, здесь же было выстроено новое здание райкома партии, открыт ЗАГС Дзержинского района. Позже здесь же началось строительство Дворца ледового спорта, проект которого был разработан архитектором московского бюро "Союзспортпроект" Вячеславов Цветковым. 

Строительство Дворца ледового спорта 

Строительство Дворца ледового спорта 

Ленинградский проспект в начале 90-х

Ленинградский проспект в начале 90-х

    Не так давно стало известно, что с улицей Студенческой связано имя Александра Дивочкина – первого уралвагонзаводца, удостоенного в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

    До недавнего времени имя этого человека не фигурировало в списке тагильчан – Героев Советского Союза. Официальная история считала Дивочкина "чужим" героем, объясняя это тем, что Александр Андреевич не был тагильчанином по рождению, не работал и не жил в Нижнем Тагиле после войны. 

Герой Советского Союза Александр Андреевич Дивочкин

Герой Советского Союза Александр Андреевич Дивочкин

    Александр Андреевич Дивочкин родился в деревне Лопатино Московской губернии 25 февраля 1914 года в семье рабочего. Окончил семилетку и Коломенский машиностроительный техникум. Работал на фетровой фабрике в Коломне и на строительстве Воскресенского химкомбината. В 1933 году он по комсомольскому оргнабору поехал на строительство московского Дворца Советов. Через полгода бригаде монтажников, в которой работал Александр, предложили отправиться в Нижний Тагил, где начиналось строительство УВЗ.

    По приезду на стройку бригаду разместили в барачном посёлке, наскоро возведённом на том самом месте, где впоследствии появилась улица Студенческая.

    За добросовестный ударный труд Александр был награждён грамотой Наркомтяжстроя, премиями. В 1936 году его призывают в Красную Армию. По окончании артиллерийской школы в Москве в звании младшего лейтенанта Дивочкин принимает участие в финской кампании. С первых дней Великой Отечественной А. А. Дивочкин в действующей армии.

    25 июля 1941 года на подступах к Петрозаводску младший лейтенант Дивочкин принял на себя командование батареей и, как следует из наградных документов, "с риском для жизни ликвидировал пожар на складе боеприпасов, лично попеременно из двух орудий стрелял по противнику с открытой позиции, отразил атаку, уничтожил одно орудие, несколько пулемётов и взвод пехоты противника".

    За этот подвиг указом президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года младшему лейтенанту Дивочкину А. А. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему Ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 712).

Наградные документы А. А. Дивочкина 

Наградные документы А. А. Дивочкина

Наградные документы А. А. Дивочкина

    С первых дней Великой Отечественной войны Александр Дивочкин переписывался с товарищами из своей бригады, рассказывая о своих буднях. В декабре 1941 года он написал письмо в адрес коллектива "Уралвагонзавода", которое было опубликовано в заводской многотиражке "Вагоногигант":

    "В грозные дни Великой Отечественной войны я передаю свой горячий привет! Ваш замечательный завод-гигант рос на моих глазах. Работая на одном из участков строительства, я наблюдал, как вырастали корпуса, вырастал социалистический город, рождалась новая жизнь".

    А в начале 1942 года о подвиге Александра Дивочкина узнала вся страна: герой-артиллерист появился на двух почтовых открытках, появившихся в продаже.

Одна из почтовых открыток 1942 года посвящённая подвигу А. А. Дивочкина

Одна из почтовых открыток 1942 года посвящённая подвигу А. А. Дивочкина

    С июня по ноябрь 1943 года Александр Андреевич служил заместителем командира 298-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии ВВ НКВД. Затем майор Дивочкин был прикомандирован в распоряжение отдела кадров Народного комиссариата обороны СССР. Поступил в Военно-воздушную академию и в 1944 году вернулся на фронт уже лётчиком-истребителем. К маю 1945 года на его боевом счету значилось 11 сбитых немецких самолётов. После окончания войны подполковник Дивочкин вышел в запас. Работал старшим преподавателем военной кафедры Московского полиграфического института. До последних дней он поддерживал связь с Нижним Тагилом, где у него оставались друзья, с "Уралвагонзаводом". Его жизнь трагически оборвалась 19 августа 1946 года.

    О первом уралвагонзаводце – Герое Советского Союза в Нижнем Тагиле долгое время не вспоминали. Его история стала широко известна лишь в 1990-м благодаря статье краеведа В. В. Кокуркина, опубликованной в городской газете "Тагильский рабочий".

    А бывшая улица Студенческая, превратившаяся в 60-70-е годы прошлого века в Ленинградский проспект, продолжает преображаться и в наши дни, оставаясь одной из наиболее значимых улиц Вагонки.

Ленинградский проспект в наши дни

Ленинградский проспект в наши дни

Ленинградский проспект в наши дни

Ленинградский проспект в наши дни

    Дмитрий Кужильный и Сергей Волков специально для АН "Между строк"

    26.08.2017


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница