История в картинах

     Патриарх тагильской живописи Петр Степанович Бортнов, выставка которого в августе 2009 года проходила в музее изобразительных искусств, родился в 1918 году. Сейчас ему девяносто. Он закончил Уральское художественно-промышленное училище на живописно-педагогическом отделении и более семи лет передавал свой опыт и знания студентам этого учебного заведения.

     Как часто писали о нем критики, это мастер многофигурной исторической картины. Что, без сомнения, так. "Ермак на горе Медведь-камень", "Мансийская деревня на реке Тагил" - взгляд в давнее прошлое уральского края. А вот работы, посвященные Гражданской войне 1918-1920 годов, кровоточат до сих пор, так как споры вокруг этой общенациональной трагедии не затихают по сей день. Такие названия, как "Волочаевка", "Красные орлы", "Прорыв", "Расстрел в кедровой роще" и, наконец, "Братья", напоминают о тревожном времени междоусобицы, в которой ежедневно и жестоко вырубался генофонд нации.

     Особенно глубока по драматизму картина "Братья". После ее внимательного рассмотрения начинаешь додумывать за художника дальнейшее развитие ситуации - а вдруг беляк все-таки расстреляет красноармейца. Я думаю о том, что в "Тихом Доне" у Шолохова ни те, ни другие друг друга не щадили. Раз уж свалка началась, то золотой середины не бывает. Что по этому поводу думает сам художник, предположить трудно, но он вложил в свою работу всю энергетику трагизма и пройти мимо нее невозможно. У каждого своя правда. Беда в другом: ни победа 1920 года, ни победа 1993-го пока счастья нашему народу не принесли. Видимо, Бог решил, что не все еще испытания до конца испиты нами, что еще надо с Моисеем побродить по пустыне лет двадцать, чтобы обрести себя и прийти к примиряющей любви.

    Однако автор, зацепивший столь серьезный исторический пласт, уже обращает свое внимание на "Тагильские домны", "На смену", на ударную "Пионерскую плавку", и мы воочию видим "Таинство рождения металла" и чувствуем смысловую наполненность повседневного труда горновых, сталеплавильщиков и прокатчиков. А дальше наступает время отдохнуть глазу. И вот уже перед нами такие пейзажные работы, как "Черноисточинский пруд", "Золотая осень", "Ельник", "Мартовский снег", "Дом напротив", и наполненность их светом и красками завораживает.

    Особо смотрятся работы живописца в жанре портрета. От взгляда матери исходит внутреннее равновесие, которое, может быть, и спасет наш грешный мир. Петр Степанович Бортнов тем и интересен, что в каждое свое произведение вкладывает личное переживание. И этот его дар - неповторим. Искать в творчестве мудрого художника признаки авангарда, постмодернизма нет смысла. За свою долгую жизнь он отобразил в своих полотнах трудный и противоречивый путь социалистического государства - СССР. Сейчас такого на карте мира уже нет, но есть картины, по которым можно судить о нем, и в этом их непреходящая историческая ценность.

Василий ОВСЕПЬЯН.

Литература: Газета "Тагилка" от 13.08.2009. №16(74).

Главная страница